Найти в Дзене
Blackwood history

История заблуждений. Гвозди Креста Господня.

Реликвии, особенно реликвии, что тем или иным образом несут в себе частичку божественной сущности, чрезвычайно важны для человеческой цивилизации. Туринская плащаница, черный камень Каабы, зуб Будды.... Все это, одним своим существованием сплачивает людей ничуть не хуже многочасовых проповедей и наставлений духовных лидеров. И именно поэтому так велико их количество в любом обществе и любой религиозной конфессии. Три копья Лонгина, два меча пророка Мухаммеда, мощи святых и мучеников. Стоит на секунду отвернуться, и мы с удивлением увидим, как важнейшие реликвии множатся поистине чудесным образом. Вот взять, к примеру, гвозди. Те самые гвозди Креста Господня, которыми, по легенде, Иисус был прибит к кресту. Их сейчас насчитывается в мире четырнадцать штук. И спрашивается, где их столько насобирали? Очевидно же, что для распятия римляне использовали всего четыре больших гвоздя. Откуда взялись остальные десять? Ну что тут сказать, так-то все конечно верно, при распятии редко использовало

Реликвии, особенно реликвии, что тем или иным образом несут в себе частичку божественной сущности, чрезвычайно важны для человеческой цивилизации. Туринская плащаница, черный камень Каабы, зуб Будды.... Все это, одним своим существованием сплачивает людей ничуть не хуже многочасовых проповедей и наставлений духовных лидеров. И именно поэтому так велико их количество в любом обществе и любой религиозной конфессии.

Три копья Лонгина, два меча пророка Мухаммеда, мощи святых и мучеников. Стоит на секунду отвернуться, и мы с удивлением увидим, как важнейшие реликвии множатся поистине чудесным образом. Вот взять, к примеру, гвозди. Те самые гвозди Креста Господня, которыми, по легенде, Иисус был прибит к кресту. Их сейчас насчитывается в мире четырнадцать штук. И спрашивается, где их столько насобирали? Очевидно же, что для распятия римляне использовали всего четыре больших гвоздя. Откуда взялись остальные десять?

Ну что тут сказать, так-то все конечно верно, при распятии редко использовалось более четырех гвоздей. А иногда, в случае, если повесить на крест предполагалось сразу большое количество осуждённых, и вовсе обходились тремя. Но все дело в том, что Церковь никогда не называла эти четырнадцать реликвий теми самыми гвоздями, которыми Иисус был прибит к кресту. Неожиданно, правда?

Один из четырнадцати.
Один из четырнадцати.

И вот для того, чтобы понять, что не так со всей этой историей. Почему эти гвозди - это совсем не те, что по легенде вытащены из ран Христа. И как так вышло, что хотя Церковь неоднократно заявляла, что ими никто никого ни к чему не прибивал, но обычные прихожане свято уверены в обратном, нам нужно отправиться во времена падения Вечного Города. Для того, чтобы отследить хронологию появления гвоздей Креста Господня с того самого момента, когда они впервые являются свету.

Все началось с матери Константина Великого, императрицы Елены, движимой тревогами за своего сына и желанием уберечь его от зла, в 326 году от Рождества Христова отправилась в паломничество в Иерусалим на место казни Сына Божия. И паломничество это нужно назвать скорее полноценной археологической экспедицией, поскольку хронисты рассказывают нам о раскопках, поисках и даже богословских исследованиях христианских священников, что составляли окружение императрицы.

И так как это был фактически первый нормально организованный поиск реликвий, связанных с Христом, значит не было и предшественников, что могли бы ранее завладеть ценными находками. Поэтому результатом путешествия, оказалось обретение Еленой наряду с прочими реликвиями, трех, а по другим данным, четырех гвоздей, изъятых из остатков древнего деревянного креста. Как утверждалось того самого, на котором был распят Иисус. И именно с этого момента гвозди Креста Господня появляются в хрониках как священные реликвии христианской веры.

Паломничество Елены в Иерусалим.
Паломничество Елены в Иерусалим.

Обрадовавшись обретению столь ценного наследия, объединённая еще церковь немедленно изучает их, признавая истинность находок. После чего объявляет всему миру о радостном событии и.... И немедленно начинает разбирать их на части. Причем делает это с полного одобрения и понимания как священнослужителей, так и простых верующих.

И это, нужно признать, довольно необычное решение для современного человека. Казалось бы, ну вот, получил ты бесценные реликвии, зачем их разбирать на части? Но тут необходимо понимать философию раннего христианства и общий склад ума живущих тогда людей. Святыня, она была частью божественного чуда и несла в себе бесконечную благодать Господа, поэтому от уменьшения не становилась менее могущественной. Ведь бесконечность, поделенная на две и даже на три части, бесконечностью быть не перестанет.

Поэтому даже крошечная частица гвоздя, пронзившего Христа, обладала теми же самыми качествами, что и вся святыня целиком. Помните, мы с вами совсем недавно говорили о магии раннего Средневековья? Взять наделенную волшебной силой вещь и поместить ее в другой предмет, чтобы придать тому новые свойства? Ну вот, тут оно работало точно так же.

Ну вот плюс-минус такое и использовали.
Ну вот плюс-минус такое и использовали.

Тут надо заметить, что римские гвозди, что применялись для распятия, были довольно здоровыми с современной точки зрения. При общей длине почти в двадцать сантиметров и толщине в полтора - два, они весили сильно за полкилограмма. И при таком большом количестве материала, раннесредневековым мастерам было где разгуляться.

Первый гвоздь был разобран на части под личным руководством императрицы. После чего большая, стала основой железного обруча короны, что вскоре станет известной под именем Железной короны Лангобардов. А меньшая была переплавлена с обломками другой реликвии и превратилась в уздечку для боевого коня императора.

  • Узнав о том, что её желание исполнено, мать императора приказала вставить часть гвоздя в царский шлем(корону), чтобы защитить голову сына от стрел врагов. Другую часть гвоздя она приказала превратить в уздечку для его коня, чтобы не только обеспечить безопасность императора, но и исполнить древнее пророчество. Задолго до этого пророк Захария предсказал, что «на уздечках коней будет святость Господа Всемогущего».(Церковная история Феодорита).

Предполагалось, что эти регалии не только защитят своего владельца от врага, но и помогут ему исполнить сразу несколько древних пророчеств. И тут, конечно, необходимо признать, что так как Константина по результатам его правления все-таки стали именовать Великим, перестраховывалась его мама совершенно точно не зря.

Железная корона Лангобардов.
Железная корона Лангобардов.

Оставшиеся от первого гвоздя железо, как, скорее всего, и два других артефакта, так же были разделены на части и помещены в разные реликвии, большую часть из которых составляли, как несложно догадаться, гвозди. Уменьшенные копии тех самых, что привезла из своего паломничества императрица Елена. В погрязшей в язычестве Европе, христианство все еще переживало не лучшие времена и нуждалась в значительно большем количестве священных реликвий, чем два гвоздя из Креста Господня.

Мы можем говорить об этом событии с довольно большой степенью вероятности не только потому, что все существующие на данный момент гвозди это очевидные новоделы, суда по внешнему виду и традиции ковки, изготовленные в IV-VI веках. Но и потому, что христианская церковь сама заявляет об этом прямо и недвусмысленно.

  • Подлинность тридцати или более святых гвоздей, которые до сих пор почитаются простым народом в сокровищницах, Санта-Кроче в Риме, а также в Венеции, Ахене, Эскориале, Нюрнберге, Праге и других не может быть доказана. Большинство из них изначально считалось Святым Престолом за копии, которые соприкасались с истинными гвоздями или содержали части от них.
Второй из четырнадцати.
Второй из четырнадцати.

И вновь мы видим, что повторяется та же самая история, что настигла в свое время "Копье судьбы". Уже во времена "варварских королевств", когда эти христианские святые реликвии попадали в Европу, церковь совершенно точно знала, что это не те самые гвозди, которыми Иисус был прибит к кресту, а всего лишь реликвии, содержащие их малую часть. Более того, об этом непрерывно говорилось все время их существования Но людям, как обычно, было плевать.

Уже к XII веку о термине "реликвия с частью Креста Господня" никто, кроме отцов церкви, некоторых хронистов, философов и ученых, не вспоминал. Для простого люда, светской аристократии и даже не сильно грамотных сельских священников это были те самые гвозди, которыми прибили Христа. И даже более того, нечастые попытки отдельных местных священников убедить прихожан, что в действительности все не так, как на самом деле, натыкались на непонимание и даже подозрения. Как так не настоящие? А где тогда настоящие, которые хранились у вас? Их что, украли?

Смилуйся Господь над твоей грешной душой.
Смилуйся Господь над твоей грешной душой.

Еще сильнее ситуация ухудшилась к XV веку, когда кроме семнадцати известных с VI века гвоздей, стали появляться многочисленные подделки, ко всей этой истории с византийским императором и его матерью отношения не имеющие от слова совсем. Продавали эти подделки в основном бродячие торговцы, выдающие себя за путешественников в Святую Землю. И во вот все очень расстраивало Церковь вообще и Папу Римского в частности.

Торговля церковными реликвиями к этому времени не была еще так серьезно распространена, как в XVI-XVII веках и такие вот торговцы били не только по казне церкви, но и по ее репутации, что было недопустимо. Поэтому в истории с поддельными гвоздями появляются доминиканцы и несколько довольно громких дел церковного трибунала, ставших достоянием общественности XV века. У гвоздей, а вернее, у владельцев, буквально требовали "родословную" реликвии от IV века до самого момента их повторного обретения. И тем, кто не мог объяснить, откуда у него этот артефакт, становилось очень нехорошо. Псы Господни умели доставить неприятности врагам Матери - Церкви.

Гвозди? Откуда? А документы есть?
Гвозди? Откуда? А документы есть?

Подытоживая.

Настоящие ли те четырнадцать гвоздей Креста Господня, сохранившиеся до наших дней?
Если имеется виду, те ли это самые гвозди, которыми прибивали Христа, то совершенно точно нет. Если говорить, те ли это реликвии, что были найдены в IV веке императрицей Еленой, то тоже нет. Однако большее их количество, если отслеживать их документальное перемещение по средневековой Европе, скорее всего, несет в себе часть тех самых найденных на месте смерти Иисуса гвоздей. Наверное.

Тогда почему Церковь говорит, что именно ими прибивали к кресту Иисуса?
А церковь такого не говорит. Она говорит строго обратное. Официальная позиция звучит следующим образом: "это реликвия, содержащая в себе часть гвоздя из Креста Господня".

Но тогда почему все считают их настоящими?
Да потому что верующим, неверующим и примкнувшим к ним атеистам, по большому счету
глубоко плевать на настоящую историю этих ценнейших артефактов. Они совершенно точно уверены, что гвозди Креста Господня настоящие\не настоящие\сделаны в соседней мастерской и их вообще не существует. Такие дела.