Имя Давида Ригерта до сих пор звучит как гимн силе, упорству и невероятной воле к победе. Этот выдающийся тяжелоатлет не просто поднимал штангу — он выстраивал новую эпоху советского спорта, устанавливая столь невероятные рекорды на этом тернистом пути, что они до сих пор кажутся недосягаемыми для большинства современных спортсменов.
Как водится, за многими спортивными достижениями скрывается сложная история жизни, полная испытаний, борьбы и явных проявлений силы духа в ключевые и судьбоносные моменты. История Давида Адамовича — не исключение. А потому давайте же сегодня хотя бы ненадолго погрузимся в прошлое и посмотрим на мир глазами Ригерта — человека, который при жизни стал символом мощи и характера.
Детство, которое закалило характер
Давид Ригерт родился в 1947 году в Северном Казахстане, в многодетной семье, где он был шестым ребёнком из девяти детей. Его детство нельзя назвать лёгким: послевоенные годы, тяжёлый труд с малых лет и постоянная борьба за выживание.
Уже в 11 лет Давид начал работать, помогая семье. Он возил пшеницу на быках, трудился на сенокосе, а в 14 лет уже управлял трактором. «Ночь без сна — не беда, на любые муки соглашался, только бы вместе с родными», — вспоминал Ригерт позже.
Именно в таких условиях формировался характер будущего тяжелоатлета, ибо Давид рано понял, что сила — это не только физическая мощь, но и умение преодолевать трудности.
Начало занятий спортом — логическое и правильное продолжение этого понимания. Но нужны были спортивные снаряды, которых отродясь не было в деревне, где жил Ригерт. А потому первая штанга Давида была самодельной: он собрал её из лома и противовесов от комбайна. Но в любом случае этот неказистый спортивный снаряд был осмысленным началом очень долгого пути, который привёл мальчика из глубинки к блеску всенародной славы и к мировым рекордам.
Путь к штанге: от самодельного снаряда до Олимпийского золота
После армии Давид попал в город Шахты, где его ждала встреча с человеком, который изменит его жизнь намного больше самодельного снаряда — с легендарным колоссом из мира тяжёлой атлетики — Рудольфом Плюкфельдером, который на тот момент времени уже являлся чуть ли не самым даровитым тренером всего Советского Союза.
Плюкфельдер разглядел в молодом спортсмене потенциал и пригласил его тренироваться к себе, что уже являлось большой победой и признанием заслуг. Давид с радостью согласился и вскоре окончательно переехал в Шахты, жил в спортзале на диване и тренировался как одержимый.
За 11 месяцев титанического и беспрерывного труда Ригерт увеличил свои результаты в троеборье на 110 килограмм — с 385 до 495 килограмм! Это был невероятный прогресс, который стал возможен благодаря не только грамотному наставничеству, но и его личному трудолюбию и мастерству.
Уже в 1971 году Ригерт установил 12 мировых рекордов за год — такого в истории тяжёлой атлетики ещё не было. Но путь к славе не был усыпан розами. На Олимпиаде в Мюнхене в 1972 году Давид потерпел неудачу. Вместе с другими советскими штангистами он получил «баранку» — нулевую оценку. Позже выяснилось, что причина была в неправильно установленном помосте: передний край был на 4 см выше заднего, что приводило к сильной дестабилизации тела во время выполнения движения. Такая мелочь! Но именно он стоила Давиду Адамовичу первой олимпийской медали.
Но Ригерт не сдался — не таков был характер. И в 1976 году он взял реванш, став олимпийским чемпионом в Монреале. Его выступление было триумфальным: он поднял 265 килограмм в толчке при собственном весе всего 100 килограмм! Этот результат до сих пор вызывает восхищение. Для сравнения: современный чемпион Лаша Талахадзе, который весит на 60 килограмм больше, смог повторить этот результат только на Олимпиаде в Токио.
Рекорды, которые не побиты до сих пор
Давид Ригерт — это не просто чемпион, это человек, установивший 63 мировых рекорда.
Некоторые из них остаются непобитыми до сих пор. Например, его рекорд в жиме штанги стоя — 198 килограмм при собственном весе в 90 килограмм. Вдумайтесь — это больше двух собственных весов! Такой результат и в жиме лёжа могут показать лишь самые даровитые жимовики, а стоя — это практически невозможно. Его рекорд в толчке — 265 килограмм при том же собственном весе — также остаётся эталоном для штангистов.
Но, как вы помните, главная сила Ригерта была не только в его физических данных. Он обладал уникальной техникой и умением концентрироваться на соревнованиях. Его тренер, Рудольф Плюкфельдер, говорил, что Давид был «львом с мышцами льва» — мощным, быстрым и безжалостным к своим соперникам.
Допинг, дружба и женская штанга: взгляд Ригерта
Давид Ригерт всегда был откровенен в своих интервью. Он не боялся говорить на острые темы, включая допинг в спорте:
«Бороться с допингом нужно, но здесь не должно быть двойных стандартов», — нередко говорил он.
Ригерт так же отмечал, что многие запрещённые препараты не такие уж и страшные и легально используются в обычной медицине. В результате этого спортсмены просто являются «жертвами системы» — их «бьют» при малейших отклонениях в медицинских анализах.
Давид Адамович также высказывался о женской тяжёлой атлетике. Причём признавал, что с течением времени поменял своё отношение к этому ответвлению красивой и древней, но всё-таки изначально сугубо-мужской дисциплины:
«Лет двадцать пять назад я был категорически против [представительниц прекрасного пола в тяжёлой атлетике]. Но сейчас вижу, что женщины неплохо поднимают», — в одном из интервью сказал Ригерт.
Хотя и нередко добавлял, что иногда женская фигура в этом виде спорта становится слишком мужеподобной, что является существенным и явным минусом.
Но, пожалуй, самое ценное в Ригерте, как в личности — это его трепетное отношение к дружбе. Давид Адамович всегда подчёркивал, что в спорте важно оставаться человеком. И его многолетняя дружба с белорусским штангистом — Валерием Шарием — яркий пример того, как спортсмены могут поддерживать друг друга, несмотря на явную конкуренцию.
Жизнь после спорта: от помоста к ферме
После завершения карьеры Давид Ригерт не потерял себя. Он стал успешным тренером, а затем организовал фермерское хозяйство под Таганрогом. «Я всегда любил природу и животных», — признавался он. А потому главная послеспортивная мечта исполнена — сегодня герой моей сегодняшней истории живёт в гармонии с собой, занимаясь хозяйством и вспоминая свои спортивные подвиги.
Давид Ригерт — настоящий символ тяжелоатлетической доминации Советского Союза. Да и сегодня его рекорды, его характер и его история жизни продолжают вдохновлять новые поколения. На мой взгляд именно Давид Адамович наравне с лучшими доказал, что сила — это не только мышцы, но и умение преодолевать трудности, оставаться верным себе и своим принципам. И проявлять твёрдость духа тогда, когда это действительно нужно — так рождаются чемпионы!