Не так давно в музей было передано 17 писем, в которых рассказывается о неполном годе жизни их автора, парнишки-ленинградца, которому в 1941 году исполнилось 18 лет. Комплект писем сопровождает автобиография. Она сильно истрепана, но текст вполне читабелен. Иван Николаевич Филов родился в 1923 году в Новоторжском районе Калининской области. Отец – гранитчик, выходец из крестьян. До 1933 года Ваня жил в деревне Головорезово, где окончил два класса сельской школы. В 1933 году он со всем семейством переехал в Петрозаводск, где отец воздвигал памятник Ленину. Здесь Иван посещал среднюю школу. Строительство памятника закончилось, семья выехала в Ленинград, где глава семьи работал в артели «Мрамор-Гранит». В городе Ленина он учился в 13-й средней школе. Потом в ней организовали спецшколу и его перевели в 168-ю школу (бывшую 20-ю), которую он окончил в 1941 году. Вскоре Ивана Филова призвали в армию.
В чем особая ценность этих писем? Почти все они переданы с оказией, то есть написаны довольно откровенно и не проверены цензорами. Первое письмо написано семье, проживающей в Ленинграде, осенью 1941 года. Из осенних писем мы узнаем, что солдатам выдают 400 – 500 грамм хлеба. Обмундированы они недостаточно хорошо. Иван просит мать прислать валенки. Письмо от 7 ноября 1941 года приходит с заставы в Шушарах. «… Говорят, что немец частенько обстреливает Ленинград», – пишет Иван. Он просит у родных прислать папирос и «чего-нибудь праздничного», чтобы чувствовать себя словно за одним столом с родными. «Тем более, что подарков на праздник не давали. Ели, как и до праздника».
В письме от 24 ноября 1941 года Иван сообщает родным, что посылку богатую и 60 рублей получил. Он никак не может достать конины, как и все воины его отделения. Совсем еще по-детски он делится с родными: «Вчера ходил в баню… Вымылся там самый последний и вдоволь. После бани пошли дежурить в ночь. Думал, что продует. Но увы! Никакая болезнь меня не берет (ел снег)».
В декабре из блокадного города ему пришла еще одна посылка, которой он, конечно, очень обрадовался. Он пишет письмо родным, в котором рассказывает о своей службе в заградбатальоне недалеко от деревни Парголова, где он живет в доме у немца Михаила Адольфовича Муза. Он, вооруженный вилами и косой, ходит на заготовки для дивизии. В письме от 15 декабря он сообщает, что работать приходится с девяти утра до пяти вечера («голодно и холодно»). Ходит ломать ветки для лошадей, некоторые из которых уже еле волочат ноги.
В марте 1942 года наш герой, успевший побывать на передовой, был направлен в школу младших лейтенантов на Нижегородской, 16. Мать с братом и сестрой к тому времени уже эвакуировались. В блокадном городе остался только отец. Во время визитов сына тот делится с ним баландой из муки, лепешками и цикорием. Мужчины с нетерпением ждут посылку из деревни, если только у родных будет возможность ее отправить. Отец здоров, но похудел.
Будущим младшим лейтенантам выдают фронтовой паек: 800 грамм хлеба, 35 грамм сахара и 250 грамм крупы, которой, по выражению Ивана, им не попадает. Три раза кормят, а вот «курива» не дают совсем. 5 апреля 1942 года отец эвакуируется. Иван подбирает очки в поликлинике, гуляет по городу, но попасть в кино у него, к большому сожалению, не получается. Он очень скучает по родным, переживает, смогут ли они поправить подорванное блокадой здоровье. В июле он уже в резерве командного начального состава Ленинградского фронта. Каждый день в клубе – кино, игра в волейбол, шашки, шахматы, бильярд, даже два бильярда с костяными шарами. Ходит в библиотеку, читает газеты и журналы. Ивану удается даже съездить на Озерки, позагорать и почитать книжки. С продовольствием в Ленинграде до сих пор туговато. Но трамваи ходят регулярно, кинотеатры и театры работают, продают красный, сладковатый квас, но ни мороженого, ни конфетинки.
В августе 1942 г. Иван проводит занятия для девушек бойцов. Вскоре становится командиром взвода, в котором служат представители самых разных национальностей. «Пишу из Ленинграда из Володарского района из резерва 55 армии, призванной прорвать блокаду Ленинграда… Домой не хожу и не тянет. А потянуло бы к вам в Тверскую губерню в Головорезово… Сам я живехонек и целехонек, чего и вам желаю».
В одном из последних, августовских, писем два рисунка. В них – вся тоска по родным. Один из них озаглавлен «Без сына и брата. Лето в Головорезово». Второй – «Перед Ильей Пророком – стряпня Вассы Петровны (матери Ивана – примеч. автора)». На обороте письма – «Правильно ли я представляю?... Мама, заготовь одну тарелку для меня!...».
Мечта Ивана стать военным осуществилась. К сожалению, военным ему пришлось побыть совсем недолго. Последнее письмо родным пришло от Ивана Филова 24 августа 1942 года. Младший лейтенант Иван Николаевич Филов погиб за Родину 5 сентября 1942 года в районе станции Понтонной.
В поселке Понтонный на улице Судостроителей находится братская могила. На колонне – пятиконечная звезда и надпись: «Вечная память воинам Советской Армии, погибшим в боях за свободу и независимость нашей Родины 1941–1945 гг.». Ниже на мраморной плите начертаны слова: «Солдатам, сержантам и офицерам 86, 125 и 268 стрелковых дивизий». В братской могиле захоронено 694 человека.
Заведующая Киришским историко-краеведческим музеем
Ершова Ольга Васильевна