Найти в Дзене
Эстетика Эпох

Особняк Льва Кекушева: семейная драма и коротколапый лев


Лев Никола́евич Ке́кушев
(1862–1917) — первый по времени и один из крупнейших мастеров стиля модерн в Москве. Практиковал ранний, франко-бельгийский вариант модерна. Отличался высочайшим качеством проработки фасадов (особенно оконных откосов) и интерьеров, некоторые свои работы подписывал в виде статуи или барельефа льва в замке свода.

Лев Кекушев
Лев Кекушев

Лев Кекушев — загадочный персонаж, биография которого до конца не известна по сию пору. Есть версии, что он родился в 1863 году в Вильно, а есть версии, что в Ростове. Причем год рождения тоже достоверно не известен: в одних источниках это 1862, а в других — 1863. Как бы то ни было, в 1883 году Кекушев поступил в петербургский Институт гражданских инженеров, где проучился шесть лет.

Проработав некоторое время помощником при строительстве зданий, он переезжает в Москву и начинает стажироваться у очень известного на тот момент архитектора, который специализировался в стиле эклектики или историзма, как его сейчас называют, Семена Эйбушица — он известен по зданию Московского международного торгового банка на Кузнецком мосту. Под руководством молодого специалиста участвовал в строительстве Центральных бань и Охотного ряда. Большую славу Льву Кекушеву принесло строительство роскошных Центральных бань.

В 1893 году Кекушев основывает собственную архитектурную фирму и начинает самостоятельную практику. В том же году он увлекается модерном: благодаря этому стилю в следующие десять лет он прославится и станет одним из самых востребованных архитекторов Москвы.

Особняк на Остоженке был не первый дом, который он строил для себя и своей семьи, в 1898-1899 годах он строит в Москве дом в новом на тот момент стиле — модерн, он строит его как собственный, но уже в 1900 году продает его московскому предпринимателю Отто Адольфовичу Листу, по имени которого здание и вошло в историю архитектуры. Лист якобы настолько полюбил этот дом, что купил его за баснословную сумму.

Но, конечно же, это было не более чем рекламный акт, и сумма на тот момент была хоть и внушительная, но не баснословная. И заработал на этом Кекушев не так уж и много. Дело в том, что особенностью Кекушева было то, что он никогда не экономил на материалах, для строительства всегда использовал лучшее и практически всегда превышал сметы, часто покрывая недостачи из собственного кармана.

Особняк Листа (первый дом Кекушева)
Особняк Листа (первый дом Кекушева)

Особняк Листа (первый дом Кекушева)
Особняк Листа (первый дом Кекушева)

Плюс ко всему, как бизнесмен он был удивительно невезуч, и многие проекты, на которые он рассчитывал, или отдавались другим архитекторам (как было с гостиницей «Метрополь»), или у заказчиков в процессе случались непредвиденные неприятности, влиявшие на стройку и бюджеты (как это было с Мамонтовым).

Что, конечно, сильно сказывалось на достатке его семьи и вызывало недовольство супруги.

Лев Кекушев с семьей
Лев Кекушев с семьей

А что касается дома на Остоженке, когда Кекушев чертил первые эскизы особняка в 1899 году, он работал вовсе не для себя. Его заказчиком был Савва Мамонтов, знаменитый российский промышленник и меценат, который периодически строил дома на продажу. Для этого магнат объединился с Московским торгово-строительным акционерным обществом — одним из первых застройщиков столицы.

Здание должны были возвести неподалёку от Тверского бульвара, но незадолго до начала строительства Мамонтова арестовали, и его финансовая империя рухнула. Проект свернули, однако наработки остались, и Кекушев задействовал их при строительстве своего семейного гнезда.

Архитектор выбрал для особняка интересную локацию — Остоженку. Строительные работы начались в 1901 году и продлились два года.

-5

Здание напоминает средневековый замок с асимметричной композицией и высокой башенкой. Архитектор мастерски обыгрывал объёмы разной величины, украсив их затейливой лепниной с растительным мотивом. При этом всё сооружение смотрится удивительно гармонично. Эркер украшен тщательно выполненным орнаментом из листьев каштана, соцветий анемонов, чертополохов, незабудок.

Сочетание розового и белого цветов в отделке, шатровая башенка и изящные оконные переплёты придают особняку неповторимый романтический облик. И, как принято в особняках стиля модерн, самой заметной деталью фасада стало огромное окно. Но главным украшением дома была трёхметровая скульптура льва на фронтоне, копия льва с Нусдорфской платины в Вене, австрийского архитектора Отто Вагнера, который очень импонировал Льву Кекушеву.

Отто Вагнер Нусдорфская, плотина и шлюз
Отто Вагнер Нусдорфская, плотина и шлюз

Внутренняя планировка особняка типична для модерна: все помещения сгруппированы вокруг парадной светлой лестницы. На первых двух этажах располагались зал, гостиная с эркером в башне, кабинет хозяина, а спальни были устроены в мансардах.

Особняк Кекушевой, детали
Особняк Кекушевой, детали

Особняк Кекушевой, детали
Особняк Кекушевой, детали

По обычаям того времени Кекушев зарегистрировал дом на имя своей жены Анны — именно поэтому дом часто называют особняком Кекушевой на Остоженке. На тот случай, если он обанкротится. Однако семейная идиллия в этом доме была недолго. В этом же году особняк пришлось выставить на продажу, потому что архитектор не мог выплатить долги.

Архивное фото и план
Архивное фото и план

Кекушев в первый раз расплатился со своими заимодателями с помощью других средств, поэтому под молоток дом не ушёл, но уже в 1906 году архитектор расстался со своей женой и переехал на съёмную квартиру. Анна Кекушева тоже не задержалась в этом здании — через два года дом всё-таки пришлось продать. И у Кекушевых так больше и никогда не было своего дома.

Существует история, которую рассказал сын Кекушева, что его мать закрутила роман с другим архитектором, и Кекушеву пришлось уйти. Но на самом деле Лев долго скрывал от супруги свою финансовую несостоятельность и свои финансовые махинации, которые были в том числе и на ее имя, а душевные переживания заливал алкоголем. И когда это все внезапно вскрылось, она не смогла с ним дальше жить.

Плюс ко всему в 1905-м карьера Кекушева в Москве неожиданно сходит на нет, этому есть отчасти и объективное объяснение: 1905 год — год экономического и строительного упадка в России.

Но была и еще одна проблема: он был болен алкоголизмом. Свое последнее здание — больницу в Преображенском — он построил в 1912-м, а после революции бесследно исчез. Мы до сих пор не знаем, где он скитался, от чего умер и где был захоронен. Ходят слухи, что свои последние дни он провёл как раз-таки в Преображенской лечебнице — или на одном из московских вокзалов.

Архивная фотография. Обратите внимание на пропорции льва
Архивная фотография. Обратите внимание на пропорции льва

Особняк Кекушевой. Фото после реставрации
Особняк Кекушевой. Фото после реставрации

В 1917 году новое правительство национализировало особняк и передало его Бюро по обслуживанию иностранцев. В какой-то момент лев с крыши был снят и пропал, а местонахождение его до сих пор неизвестно. В 1960-х здание занял военный атташе ОАЭ, а после этого — оборонное ведомство посольства Египта. В 2014 году здание закрыли на реставрацию, которая закончилась в 2018-м. Особняку наконец-то вернули льва, но с одним нюансом.

Когда вы смотрите на особняк снизу, вы не можете не заметить, что у сегодняшнего льва немного коротковаты лапки. Современные скульпторы и архитекторы, которые занимались реконструкцией, по непонятным причинам не учли, что скульптура находится на самой верхней точке дома и для того, чтобы не искажались пропорции, обычно при такой постановке нужно деформировать конечности, чтобы вещь смотрелась органично, но это не было сделано. Поэтому лев кажется нам немного приземистым.

Екатерина Серёжина

Эстетика Эпох