Найти в Дзене
Метро и транспорт

Демиховский Машиностроительный Завод. Из шелкоткацкой фабрики в крупнейшего производтеля электричек России

Оглавление

Приветствую вас, дорогие читатели. Сегодня я расскажу об истории Демиховского Машиностроительного Завода.

ЭП2ДМ и ЭП3Д.
ЭП2ДМ и ЭП3Д.

История

Первая половина ХХ века

В 1935 году по указу Наркомтяжпрома начали оборудовать территорию около шелкоткацкой фабрики Ветровых в деревне Демихово около Орехово-Зуево (Московская область) под чугунолитейный завод. Но в итоге лить чугун завод смог только к 1939 году.

Во время Великой Отечественной Войны завод не только лил чугун, но и изготавливал снаряды для Катюш, прицепные цистерны и торфоуборочные машины.

После войны чугунолитейный завод начал проектировать и изготавливать вагоны хопперы (специальные вагоны для перевозки сыпучих грузов (зерна, песка, угля и т.п.). Параллельно он продолжал лить чугун и начинал изготавливать небольшие пассажирские вагоны.

Узкоколейки и товарные вагоны

В 1953-1979 гг. директором завода был А.А. Лопухин, который начал расширять производство для изготовления путеукладчиков, мотодрезин, узкоколейных платформ и вагонов ПВ40, рассчитанных на 40 человек.

Также с 1962 по 1972 год на Демиховском Машиностроительном Заводе (ДМЗ - новое и нынешнее название этого завода) производились автомотрисы АМ-1 (самоходные вагоны), предназначенные для узкоколейной Ж/Д 750 мм.

В 1970-х на заводе начали производить вагоны-самосвалы на русскую колею 1520 мм и вагоны для перевозки брёвен, почтовые и пассажирские вагоны, вагоны-столовые, как для широкой, так и для узкой колеи. После прихода на пост директора ДМЗ В.А. Калинина в 1979 году, завод перестал изготавливать столь разнокалиберную продукцию, перейдя в основном на производство ширококолейных вагонов и вагонов-самосвалов. В 1985 году завод получил Орден Трудового Красного Знамени.

Уже в 1986 году завод постепенно начал производить прицепные вагоны для электричек ЭР2Т и ЭР9Т, так как Рижский Вагоностроительный Завод (РВЗ) был единственным производителем электричек на весь Советский Союз, и к концу 80-х он уже не справлялся с объёмом работ. С 1987 по 2003 год директором ДМЗ был С.В. Ильин.

Начало новой эры для завода

После развала советского союза РВЗ оказался за пределами России, и стране потребовались свои заводы для производства электричек. В 1992 году на ДМЗ начали разрабатывать свою электричку. В итоге внешне она стала копией рижского проекта ЭР24, но получила дополнительные преимущества за счёт увеличения длины вагона: широкие тамбуры, улучшенные сиденья и возросшее количество сидячих мест. Оборудование было закуплено с Рижского Электромоторного Завода - РЭЗ. Эта электричка получила наименование ЭД2Т - Электропоезд Демиховский 2-й тип с рекупертативно-реостатным Торможением. Эта электричка была для постоянного тока.

В 1993 году первый ЭД2Т поехал на ЭК ВНИИЖТ - Экспериментальное Кольцо Всероссийского Научно-Иследовательского Института Железнодорожного Транспорта, находящееся в Щербинке. В итоге электропоезд начал эксплуатироваться в конце 1993 года. Он успел довольно хорошо распространиться. Изготавливать его закончили в 1999 году, а отдельные вагоны для ЭД2Т закончили производить в 2002 году.

В 1995 году начали производить такую же электричку, как и ЭД2Т, только для переменного тока. Она получила наименование ЭД9Т. Эксплуатируется ЭД9Т с 1996 года, а производили эту модель вплоть до 1999 года.

В 2000 году на ДМЗ изготовили вагоны по типу вагонов ЭД9Т, соединили их в состав, но по концам состава прикрепили секции электровоза ВЛ-80. Так получился электропоезд ЭД1. Их произвели всего 4 штуки. Сейчас они эксплуатируются на Дальневосточной Ж/Д - ДвЖД.

Новый дизайн поездов и отечественное оборудование

В 1996 году произвели электричку, подобную ЭД2Т, только с отечественным оборудованием, которая получила наименование ЭД4 - Электропоезд Демиховский 4-й тип. Через год сделали электричку с новой маской, которая стала ЭД4М, М - модернизированный. В 1998 году закончили производить ЭД4. Затем, на базе ЭД4М начали производить комфортабельные, опытные энергосберегающие и обновлённые электрички. Об этом я писал в другой статье - ссылка в конце статьи.

Здесь всё же хотелось вкратце рассказать о необычных электричках семейства ЭД4. К примеру ЭД4МКМ - АЭРО - Электропоезд Демиховский 4-й тип Модернизированный Комфортабельный Модальный Аэроэкспресс. В 2007 году его разработали для компании Аэроэкспресс и изготавливали до 2009 года.

С 2011 по 2014 год разрабатывали и изготавливали современную модель ЭД4М-0500-0503. Эта модификация имеет совершенно другую обтекаемую форму.

С 2012 по 2016 год ЭД4М изготавливался с другой маской и интерьером.

В 2003 году изготовили электропоезд с более мощным отличающимся оборудованием, который получил наименование ЭД6. Он был произведён единично. Спустя 2 года работы на Свердловской ж/д он начал барахлить и до 2008 года периодически проходил испытания на ЭК ВНИИЖТ с целью понять причину и устранить поломку. В итоге какие-то вагоны сейчас стоят в музее в Омске, какие-то вагоны- учебные.

Перейдём к переменному току. На базе ЭД4М производился поезд ЭД9М для переменного тока. Он производился с 1999 по 2012 год и является членом семейства электричек ЭД9. На его базе производились комфортабельные электрички ЭД9МК.

С 2012 по 2016 год производились электрички ЭД9Э с энергосберегающим оборудованием. Также в 2014 году создали 5 составов ЭД9Э, с маской как у ЭД4М-500 - 503. Большинство из них уехали в Казахстан.

Через некоторое время ЭД4М, ЭД9М и ЭД9Э перестали изготавливать в связи с тем, что поезда, произведённые в Таможенном Союзе, после августа 2016 года должны соответствовать новым системамд безопасности.

Современные электропоезда

С 2016 года производятся электропоезда, внешне похожие на ЭД4М-0500, но с новыми системами в соответствии с новым ТР ТС. Это ЭП2Д и ЭП3Д - Электропоезд Пригородный 2-й тип Демиховский для постоянного тока и Электропоезд Пригородный 3-й тип Демиховский для переменного тока. О них подробнее я писал в другой статье - ссылка в конце статьи. Это более комфортные и современные поезда, в отличие от предыдущих моделей. Также у ЭП2Д есть модификация ЭП2ДМ, М - модифицированный, который является импортозамещённым. ЭП2ДМ производится с 2023 года.

Кстати, головной вагон электропоезда ЭП2Д-0135 стал 10000-м вагоном, произведённым на ДМЗ.

ТрансМашХолдинг

С 2005 года ДМЗ состоит в крупнейшем Российском холдинге ТрансМашХолдинг - ТМХ, которому принадлежит 100% акций ДМЗ.

Логотип ТМХ.
Логотип ТМХ.

Спасибо что дочитали до конца!

Если хотите что-то добавить, пишите в комментариях!

Если понравилось 👍!

Подписываетесь на мой телеграм канал t.me/metro_transport_12

Ссылки на статьи: