Приветствую вас, дорогие читатели! Сегодня я расскажу об одном из самых известных "семейств" электричек в России.
История
В советское время все электрички производились в Риге на Рижском Вагоностроительном заводе. После распада СССР РВЗ стал заграничным, и возникла необходимость в развитии собственного производства электричек. Это взяли на себя два завода: Демиховский Машиностроительный завод (в селе Демихово около Орехово-Зуево) и Торжокский Вагоностроительный завод (в Торжке). ДМЗ вначале копировал электропоезд ЭР2Т под названием ЭД2Т- Электропоезд Демиховский 2-я модель с рекуперативно-реостатным торможением (более эффективное электрическое торможение). Оборудование при этом поставлялось из Риги.
В 1996 году решили наладить выпуск полностью отечественной электрички. Первые электрички снаружи являлись копией ЭД2Т, но у них были электродвигатели из Новосибирска, а всё остальное оборудование было создано на НЭвЗе (Новочеркасском электровозостроительном заводе). Их обозначение - ЭД4- Электропоезд Демиховский 4-й тип.
Уже в следующим году начали производить электрички с другой маской. Не знаю как вам, но мне раньше казалось, будто это плачущая электричка с грустной маской. Она получила имя - ЭД4М (М- модернизированный). Новая электричка оказалась удачнее предыдущей, и предыдущие ЭД4 перестали производить (их успели сделать лишь 6 штук). В 1998 году выпустили 3 электрички ЭД4М с рижским оборудованием. Они получили имя - ЭД4М с цифрой 1 в нижнем углу.
Затем с 1999 по 2006 год производилась модификация ЭД4МК - комфортабельный. В этом поезде было 5 вагонов 1 класса, 3 вагона 2 класса, 2 вагона 3 класса и даже вагон-бар. Сейчас многие из изготовленных ЭД4МК эксплуатируются компанией "Аэроэкспресс". В своё время они ходили маршрутами Москва - Ярославль, Москва- Владимир, Москва - Рязань и т. п.
В 2002 году ДМЗ изготовил энергосберегающий состав на базе ЭД4М - ЭД4Э (Энергосберегающий. Ещё один такой состав изготовили в 2004 году. Поезд получился хороший, но в 2013 году ЭД4Э-0001 он засел в депо Перерва (моторвагонное депо, которое занимается обслуживанием подвижного состава), промежуточный прицепной вагон вообще порезали на металл, а ЭД4Э-0002 отправился на ДМЗ.
В 2005 году по заказу ООО "Пассажирские перевозки" было построено 5 электропоездов ЭД4МКу. Его представили на научно-практической конференции в октябре 2005 года. Внешне они напоминают ЭМ2И, которые создавали в процессе модернизации поездов ЭР2 1970-х годов выпуска. Этот электропоезд включал в себя 6 вагонов 1 класса, 5 вагонов 2 класса и целых 2 вагона-бара. На этом поезде, впервые для ДМЗ установили прислонно-сдвижные двери то есть те двери, которые сначала выдвигаются наружу и только потом раздвигаются.
ЭД4МКМ (М- модальный). Электропоезд, совершенно необычный для России. Он был построен в 2006 году. Этот поезд предназначен для наиболее дальних поездок в комфорт-классе. В поезде было 10 вагонов, которые также различались по классам обслуживания. Внутри вагон имеет наиболее современный интерьер. Он имеет обтекаемую форму и как у ЭД4МКу у него прислонно-сдвижные двери. Оборудование для этого поезда построено на Рижском Электромашиностроительном заводе.
С 2007 по 2009 год ДМЗ изготавливал усовершенствованную версию ЭД4МКМ - ЭД4МКМ - АЭРО по заказу ООО "Аэроэкспресс". Из новшеств - переход между вагонами соединён "гармошкой". Интерьер был выполнен в аэростиле. Был один вагон VIP - категории, один головной вагон становился багажным, а все остальные вагоны принадлежали к категории 1 класса.
В 2011 году построили совершенно новый поезд ЭД4М-0500. Он был представлен на выставке Экспо-1520. У поезда 2011 года выход был как на высокие, так и на низкие платформы. У следующих 3 поездов 2014 года выпуска выход был только на высокие платформы. Его отличала совершенно новая форма. От ЭД4МКМ-АЭРО он унаследовал прислонно-сдвижные двери, межвагонную гармошку и систему микроклимата. Эти поезда планировали запустить на МЦК, но после решили запустить туда Ласточки. После, вместо ЭД4М 0500-0503 начали производить поезда ЭП2Д.
В 2012-2016 гг. поезд ЭД4М производился с существенными изменениями. Внутри салона стали устанавливать комфортные кресла вместо старых неудобных "диванов", опять же межвагонные проходы "гармошка" и новая маска поезда т. е. передняя часть головного вагона с лобовым стеклом.
Различные окраски
Заводская окраска
Изначально на ДМЗ электрички красили довольно красиво. Белая полоса в районе окон, зелёные линии около маски поезда, а на самой маске белая кайма, в нижней части которой зелёными буквами (и цифрами) выписано название и номер электрички. Сейчас в таком окрасе встретить ЭД4М очень сложно.
Цвета по направлениям
В своё время с нулевых и до 2018 года Ярославское направление было выполнено в синем цвете: плитка на вокзале, навесы, блоки с названиями станций и сами электрички. Было несколько вариантов окраски в синий цвет. К примеру депо Александров (ТЧ-12) за основу брало заводскую окраску, только вместо зелёного окрашивали в синий. Депо Москва-2 (ТЧ-10) окрашивало попроще, без каких либо узоров. Электричка синяя, полоса у окон - светло-серая. Крайнюю синюю электричку ЭД4М-0222 перекрасили в корпоративные цвета РЖД (красно-серые) в 2018 году.
У Казанского и Рязанского направлений цвет был светло-зелёный. Какое-то время там было такое же стремление, как и у Ярославского направления, перекрасить всё - только в зелёные оттенки разных вариантов. Были даже электрички бирюзового цвета. Депо Куровское (ТЧ-26) выписывало более интересную раскраску, как и депо Александров, а вот депо Раменское (ТЧ-7) красило по обычной схеме, как и Москва-2.
На Горьковском направлении ходили "цыплята". Вы, думаю, уже поняли цвет этих электричек - жёлтый. Помимо своего необычного цвета, на маске была красивая рыжая обводка. Их было не так много. Они ходили экспрессом от Москвы до Владимира, а потом утеряли этот статус.
На Павелецком направлении также ходил экспресс до Домодедово бежевого цвета. У него также осталась белая кайма маски, сбоку присутствовал узор. Его прозвали "Кремовым экспрессом".
Некоторые электрички ЭД4М, поступающие на Свердловскую железную дорогу, красили очень необычно. Маска поезда зелёная с жёлтой каймой и полосой в районе окон того же цвета. Серые двери с жёлтым узором сгущёнки.
Рэкс, Аэроэкспресс
Экспрессы Рэкс в большинстве на ЭД4М окрашены в корпоративные красно-серые цвета с добавлением блёклых надписей и собак. Но есть и Рэксы с красной маской и синими стенами с надписями и заметной собакой.
ООО "Аэроэкспресс" окрашивает свои оставшиеся ЭД4МК и ЭД4МКМ - АЭРО по новой схеме. Сама электричка рубиново - красная с обозначениями и логотипом компании. В общем получается не так плохо.
ЦППК, Наше Подмосковье
В середине 2010-х у Центральной ППК появились официально свои электрички. Они покрасили их действительно хорошо: в зелёный металлик с серой передней маской и металлически-серыми полосами у окон. Получилось довольно современно. Но уже позже электрички ЦППК стали красить под Наше Подмосковье - белая электричка с серыми откосами, крышей, низом и жёлтой полосой под окнами.
Кому к лицу корпоратив
Электричка ЭД4М -500 на выставке "Экспо-1520" был представлен в корпоративном окрасе, но вместо красных диагоналей были бордовые. Это смотрелось очень красиво.
Электричка ЭД4МКМ сейчас окрашена в корпоратив. Для такой электрички необычной формы это более чем подходит. Кстати здесь хотелось бы сказать о первоначальной окраске ЭД4МКМ с красноватой обводкой лобового стекла.
Спасибо, что дочитали до конца!
Если хотите что-то добавить, пишите в комментариях!
Если понравилось 👍!