F1 решила сделать ГП Монако более захватывающим, введя больше пит-стопов, но поможет ли это на самом деле?
Гран-при Монако в сухих условиях чаще всего представляет собой простое дело.
В современной Формуле 1, если вам удается выиграть квалификацию в княжестве, путь к победе выглядит просто: оторвитесь на приличное расстояние, чтобы лидировать в повороте 1 (это не самое сложное, когда до поул-позиции остается чуть больше 200 метров), и убедитесь, что вас не подрезают - или обгоняют - ваши соперники.
Гонка часто превращается в игру ожидания, когда лидер ждет, пока ближайший соперник пройдет пит-стоп, прежде чем сделать то же самое на следующем круге.
В этом контексте шаг F1 по введению стратегии нескольких пит-стопов в Монако - с количеством обязательных смен шин и составов, которые еще предстоит определить - является справедливой попыткой улучшить то, что слишком часто описывается как шествие.
Для простоты правила Формулы-1 обычно описывают как обязательный пит-стоп для каждого гонщика, но на самом деле они заключаются в том, что каждый участник должен использовать как минимум два разных состава шин в гонках в сухую погоду.
Этот нюанс является ключевым, поскольку смена шин разрешена в условиях красных флагов. Поэтому, когда Гран-при Монако 2024 года был прерван после схода Нико Хюлькенберга, Серхио Переса и Кевина Магнуссена, герою домашней гонки Шарлю Леклеру пришлось выдержать давление Оскара Пьястри на протяжении всей гонки, после того как оба гонщика перешли со среднего на жесткий состав на последних 77 кругах соревнования - и монегаск сделал это легко.
"Это была сложная гонка. В начале темп был невероятно медленным. Я успел заглянуть в туннель, но у меня не было достаточно маленькой машины, чтобы пролезть в зазор", - сказал тогда Пиастри.
В последнее время это стало еще одной проблемой: В рамках технического регламента 2017 года машины Формулы-1 стали шире - с 1,80 до 2 метров. На самой узкой и извилистой трассе календаря это является серьезным препятствием для обгонов.
"Это одна из тех трасс, где очень трудно пройти", - признал четырехкратный чемпион Макс Ферстаппен. "И конечно, чем больше мы делаем машины, тем сложнее гоняться. Мне казалось, что в 2016 году у нас еще была возможность. Теперь это, конечно, ушло".
В гонке 2024 года было совершено семь обгонов (без учета первого круга), в том числе три - Валттери Боттасом и два - Лэнсом Строллом, но ни одного в первой десятке, где порядок не изменился ни разу после раннего красного флага.
Гонки 2023 и 2022 годов были несколько насыщены событиями благодаря дождю, но в гонке 2021 года, проходившей на полностью сухой трассе, не было совершено ни одного обгона. Боттас провел свой печально известный 43-часовой пит-стоп, пока шел вторым, а Ферстаппен легко справился с угрозой Карлоса Сайнса позади него благодаря восьмисекундному отрыву, когда испанец остановился на пит-стопе.
Не сказать, что Монако было местом безумных обгонов до 2017 года, но проблему нужно решать.
Именно поэтому этот вопрос был главным в повестке дня заседания Комиссии Формулы-1, которое состоялось перед презентацией F1 75 в Лондоне во вторник. На нем было решено ввести многократные пит-стопы для соревнований 2025 года - возможно, с использованием всех трех составов шин, привезенных в княжество компанией Pirelli. Скорее всего, в их число войдет и новая для 2025 года резина C6, которая теоретически будет даже мягче других составов.
"Суббота определяет все", - сказал директор команды Red Bull Кристиан Хорнер. "Прошлый год показал, что если у вас есть остановка и вы можете поменять шины на этой остановке, то это конец гонки, по сути - это шествие.
"Поэтому, заявляя, что вы должны использовать все три состава... Я думаю, что, введя две остановки, это, по крайней мере, добавит еще одну динамику. А если пойдет дождь, то все равно придется делать две остановки.
"Это немного искусственно, но это добавляет еще одну динамику, еще одну возможность для Монако отойти от застойной, скучной гонки, какой она часто бывает"."
Дополнительные пит-стопы, конечно, еще больше уменьшат износ шин, но деградация обычно не является достаточно существенным фактором, чтобы позволить обгонять в Монако, если только не пойдет дождь и кто-то окажется на сухой трассе с изношенными промежуточными шинами - но даже тогда для обгона потенциально потребуется смелый ход на мокрой части трассы.
Можно ожидать, что новые стратегии вдохнут столь необходимую жизнь в гонку в Монако. В прошлом году гонщики могли бы больше нажать на газ, зная, что им не придется экономить шины - это уже огромный бонус, поскольку время первых кругов было более чем в десяти секундах от поул-позиции.
Казуальные зрители не заметят разницы, когда машины будут на пару секунд медленнее, но они точно заметят, когда эти машины даже не превзойдут квалификационный темп своих коллег по Формуле 2. В 2024 году Ричард Вершур завоевал поул-позицию в Формуле 2 за 1:21.283 с; Шарль Леклер проехал в среднем за 1:21.515 с 4 по 8 круги гонки Формулы 1 после еще более медленного старта, после чего его время постепенно улучшилось до 1 м15 с на последних этапах соревнования. В субботу он завоевал поул, показав время 1:10.270 с.
С точки зрения стратегии, эти пит-стопы позволили бы Пиастри и McLaren попытаться обойти Леклера и Ferrari в борьбе за победу. Можно представить, что в обычной, непрерывной гонке оба пилота будут стартовать на шинах Medium, получая более приличный старт с трассы, чем на жестких, и избегая преждевременного первого пит-стопа на мягких шинах, из-за которого они могут попасть в трафик.
Низкий уровень деградации шин также означает, что обгонка может быть жизнеспособной стратегией, поскольку слегка изношенные шины могут превзойти холодные, а лидер гонки может оказаться в беде, если его ближайшие соперники - партнеры по команде - пойдут разными путями: один попробует обгонку, другой - обгонку. Это во многом будет зависеть от того, как резина Pirelli отреагирует на условия дня, но гонка получит дополнительный слой непредсказуемости.
Не все так уж сильно переживают по поводу решения о дополнительных пит-стопах, и измученный Ферстаппен ворчит: "Не знаю, будет ли от этого большая разница или что-то еще, но, честно говоря, я не возражаю, если это будет одна остановка, две остановки, 25 остановок. Все в порядке. В смысле, я делаю все, что решено, так ведь?"
По крайней мере, почти вековая гонка, созданная в 1929 году, когда автомобили еще не были такими громоздкими, как сегодня, получила некоторое существенное оживление.
Сделает ли обилие пит-стопов в Монако гонки Формулы-1 лучше?
21 февраля21 фев
36
5 мин
3