В ходе обсуждения недавней темы о транспортной милиции в СССР Самолёты, поезда в вашей жизни - навсегда! С праздником, транспортные менты!неожиданно всплыл любопытный нюанс, касающийся вооружения сотрудников сей структуры. Оказывается, на определённом историческом этапе обязательным атрибутом их снаряжения являлась… кавалерийская шашка!
Тут впору изумиться и расхохотаться: а зачем она милиционерам, бегающим по шпалам между железнодорожными составами и по плацкартным вагонам?! Можно, конечно, выстроить вот такой ассоциативный ряд: если транспортная милиция - значит, связана с транспортом; если транспорт - то гужевой (то есть конный). А какой же конник в форме и без шашки?
А теперь смех в сторону и попробуем разобраться с предысторией появления шашек в советской милиции, которая до сих пор содержит немало тёмных пятен. Сделать это, признаюсь, оказалось делом весьма непростым, поскольку обобщённой (а главное - достоверной) информации отыскать не удалось, а потому пришлось довольствоваться фрагментарными (и довольно спорными) изысками по этой теме. Но, как говорится, чем богаты...
Известно, что в ноябре 1927 года на вооружение всех военизированных и силовых структур СССР (включая Рабоче-Крестьянскую милицию) была поставлена кавалерийская шашка единого образца, которая воплотила в себе лучшие черты драгунской и традиционной кавказской шашек. При этом ножны шашек, предназначавшихся для вооружения рядового и младшего начальствующего состава, дополнялись гнёздами для крепления штыка - сначала игольчатого «четырёхгранника» от трёхлинейки, а с 1940 года - клиновидного от СВТ-40.
А вот один из ведущих экспертов по российскому и советскому холодному оружию А.Н.Кулинский утверждает, что находившиеся на вооружении НКВД (включая милицию) шашки образца 1927 года отличались от тогдашнего армейского варианта с латунной фурнитурой белым прибором - наличием никелевого покрытия элементов рукояти и ножен. Многие специалисты сходятся во мнении, что их выпуск был обусловлен попыткой экономить дефицитные цветные металлы. Такая шашка состояла на вооружении подразделений советской конной милиции вплоть до 1955 года.
Известно, например, что в 1934 году на Златоустовском заводе по заказу ОГПУ (оно тогда входило в структуру НКВД) для вооружения советских пограничников было изготовлено около 20 000 кавалерийских шашек образца 1927 года, а также 650 шашек «в белом металле» для нужд милиции. В 1941 году здесь же началось производство шашек образца 1940 года для начальствующего состава, при этом шашка старого образца продолжала находиться на вооружении и в годы Великой Отечественной войны.
По свидетельству заводских рабочих, их производство было организовано на крайне низком уровне: долгое время шла разработка всей технической документации, вследствие чего производство оказалось неподготовленным и плановые задания не были выполнены. Да и вообще производство холодного оружия в первые военные годы было неритмичным. Как результат, в первый год войны завод поставил армии всего лишь 1140 шашек начальствующего состава, в 1942 году для всех категорий было выпущено наибольшее количество шашек- 265 960 штук, а вот в 1943 году было изготовлено всего лишь 32100 клинков. На 1944 год была поставлена задача резко увеличить выпуск продукции и довести выход шашек до 800 штук в сутки. Эта задача была выполнена: только лишь за декабрь холодного оружия было изготовлено столько, как за весь 1940 год!
А теперь вновь возвратимся к «нашим баранам». Как уже было упомянуто выше, помимо подразделений конной милиции, такой шашкой были вооружены и сотрудники образованного в июне 1947 года в составе МГБ СССР Главного управления охраны на железнодорожном и водном транспорте – особому органу правопорядка, призванного не только обеспечить работу предприятий транспорта, но и также выполнять задачи по охране общественной безопасности и правопорядка на железнодорожных и водных коммуникациях.
С переходом в систему МГБ сотрудники бывшей транспортной милиции получали статус военнослужащих, в связи с чем подлежали переаттестации на воинские звания им было значительно увеличено денежное довольствие. Для внешнего отличия от прочих категорий военных и силовиков им была установлена особая форма одежды, в достаточной степени отличавшаяся как от обмундирования милиции, так и Советской Армии. И полагалась шашка (та носилась на плечевом ремне со снаряжением) и прочая кавалеристская атрибутика (зимние папахи, шпоры, «кавалерийский» мысок на обшлагах чёрных двубортных мундиров) - как некая символика, призванная одновременно подчеркнуть как элитность, так и элитарность службы. По всей видимости, сделано это было явно по аналогии со статусом чинов Отдельного корпуса жандармов при МВД Российской империи.
Вот какие нелестные воспоминания о ней остались у ветеранов службы охраны на железнодорожном и водном транспорте тех лет:
«Неприятие у нас вызывала форма младшего состава. Если офицеры носили зелёные армейские мундиры и фуражки с васильковыми околышками, то у рядовых и сержантов было чёрное обмундирование, красный околыш у фуражки и шашка на боку - копия жандарма. Многие из наших ветеранов их форму ещё помнили…».
По утверждению тех же ветеранов, обязательная к постоянному ношению шашка, хоть и была неудобной, сразу и повсеместно пришлась по душе. Почему? В то время резиновых палок на вооружении стражей правопорядка ещё не было, а патрульным нарядам частенько выпадало задерживать агрессивных правонарушителей, да и просто сдерживать напор толпы безбилетников, стремящихся прорваться на перрон к отходящему поезду. И в таких случаях, отбиваясь, милиционеры пускали в ход шашки в ножнах. При этом даже не нужно было отстёгивать портупею от плеча - она ничуть не мешала замаху!
А вот такие же обязательные шпоры вызывали у транспортных милиционеров повсеместное раздражение: попробуйте передвигаться по тесным помещениям пассажирских вагонов и судовым отсекам с цепляющимися везде прибамбасами на ногах! Особенно опасными становились «догонялки» по корабельным трапам и прыжки с подножек вагонов начавшего движения поезда…
В связи с реорганизацией корпуса охраны МГБ на железнодорожном транспорте и дивизии охраны МГБ на водном транспорте в транспортную милицию в целях соблюдения единообразия с общемилицейской формой приказом МГБ СССР № 00294 от 26 августа 1952 года кавалерийские шашки и шпоры были сняты с вооружения.
Последние публикации на канале:
Подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!