Ровно два года назад в отечественной системе исполнения наказаний появился любопытный институт, о необходимости которого давно шёл разговор - пробации. Соответствующий закон вступил в силу 1 января 2024 года, а его отдельные положения - 1 января 2025 года.
Уверен, что многие до сих пор ещё не знают, что это такое. Пробация представляет собой комплекс мероприятий, применяемых в отношении осужденных лиц, которым назначены иные (помимо заключения) меры уголовно-правового характера, а также экс-осужденных, оказавшихся в тяжёлой жизненной ситуации. При этом трудной жизненной ситуацией являются обстоятельства, ухудшающие условия жизнедеятельности лиц, с которыми данные субъекты не в состоянии справиться самостоятельно.
Закон рассчитан, в основном, на лиц, не имеющих образования, жилья, трудовых навыков и испытывающих проблемы с документами. Если коротко, то это ресоциализация и социальная адаптация осужденных, когда освобождающимся лицам центры пробации обязаны предоставить временное место проживания, организовать профориентацию, прохождение профессиональных курсов, оказать содействие в решении вопросов трудового и бытового устройства, восстановления документов и родственных связей, оказании психологической и медицинской помощи.
Наконец-то додумались до этого! Ведь многим совершившим преступления впервые в жизни, небольшой тяжести и по неосторожности (не говоря уж о закоренелых уголовниках) после отсидки иногда и пойти-то некуда! В советское время стройки-заводы были обязаны трудоустраивать таких, им давали койко-место в общежитии, и худо-бедно те адаптировались и социализировались. Потом государство о них забыло и откровенно «забило» на решение их проблем. Чем это закончилось - всем нам хорошо известно…
Кое-где эти центры уже окрестили «социальными деревнями» для бывших осужденных, которым некуда пойти после освобождения. Хотя больше они напоминают, пожалуй, трудовые коммуны, где экс-заключенные сами ремонтируют и строят себе дома, содержат скот и пытаются вернуться в нормальное общество.
Плюсы нового социального института очевидны: такая своеобразная «реабилитация» помогает осужденным и освободившимся лицам восстановить социальные навыки, влиться в общество и не вернуться к криминальной деятельности. К слову, первые результаты (статистика ФСИН нам в помощь) не могут не радовать - повторных преступлений среди осужденных, прошедших пробацию, стало в пять раз меньше.
С другой стороны, предусмотренные законом мероприятия подходят не для всех категорий осужденных: они малоэффективны в тех случаях, когда речь идёт о лицах, совершивших «интеллектуальные» преступления (например, мошенничество в сфере компьютерной информации) - такой контингент, как правило, характеризуется высоким уровнем образованности и отсутствием опасных склонностей. Совершенно очевидно, что данные лица нуждаются в специальных программах пробации.
Законом предусмотрены три вида пробации: исполнительная, пенитенциарная и постпенитенциарная. Исполнительная будет использоваться, когда наказание не связано с изоляцией осужденных от общества; пенитенциарная предусматривается в колониях и исправительных центрах для подготовки заключённого к освобождению; последняя - для социальной адаптации и реабилитации уже освободившихся граждан.
Применяться пробация будет всего лишь один раз, её продолжительность ограничена одним годом, а сам процесс будет начинаться за девять месяцев до освобождения заключённого.
Сегодня центры пробации созданы уже в 13 российских регионах. Так, например, в Архангельске учреждение начало работу на базе Центра социальной адаптации, где созданы комфортные условия для проживания и получения необходимой помощи; в Новороссийске и Краснодаре они расположены на базе общественной организации «Предел» и функционируют, в том числе, как социальное общежитие, оборудованное жилыми помещениями, кухней, душевой и зоной для отдыха.
В текущем году они будут открыты ещё в четырёх регионах (Хабаровский край, Владимирская и Сахалинская области, Ханты-Мансийский АО) - там уже определены предприятия и организации, на базе которых имеется возможность их создания. Со временем они должны появиться и в остальных субъектах.
Статистика свидетельствует о высокой востребованности данного института среди граждан, преступивших закон.
Так, по данным Минюста РФ, в 2024 году с заявлением об оказании содействия в рамках пробации обратились более 21 тысячи человек, а решения о целесообразности пробации и разработке индивидуальных программ приняты в отношении 19 тысяч человек. В настоящее время ФСИН запустила на портале Госуслуг новый сервис, позволяющий подать онлайн-заявление о пробации гражданам, отбывающим наказание в виде принудительных работ.
Тут следует отметить, что и до появления центров пробации в России имелись (и до сих пор имеются) некоммерческие организации, занимающиеся схожей деятельностью. Например, при Фонде помощи заключённым в Москве около двадцати лет действует социально-реабилитационный центр «Аврора» для женщин, освободившихся из мест лишения свободы или получивших условное наказание, помогающий им получить образование, освоить новую профессию и найти работу. Есть организации и с более узким профилем, например, помогающие нарко- и алкозависимым - именно среди них большой процент освободившихся из мест заключения.
У многих таких НКО есть опыт создания реабилитационных центров. С помощью государства и методической поддержки они вполне могут расширить свою деятельность, создав на имеющейся базе центры пробации и оказав поддержку большему количеству людей. А главное - систематизировать свою работу в соответствии с единой программой. Вот только остаётся открытым вопрос финансирования таких организаций...
А как вам эта новация? Есть ли у неё перспективы и дальнейшее развитие?
Последние публикации на канале:
Подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!