Найти в Дзене

Самолёты, поезда в вашей жизни - навсегда! С праздником, транспортные менты!

18 февраля на МВДшном календаре - День образования транспортной милиции-полиции. С самого начала своего существования это специфическое правоохранительное подразделение имело в государстве особый статус - ему была доверена работа по обеспечению и охране правопорядка на железнодорожных, водных и воздушных магистралях страны. Хотя изначально транспортная милиция создавалась лишь для охраны железных дорог и её формирование происходило в Российской империи на протяжении нескольких столетий, жизнь вносила корректировки, и со временем она трансформировалась в крепкую многофункциональную структуру. Сразу же возникает вопрос: почему охрана порядка на транспорте в царское время была отдана жандармам, а не обычной полиции? Ответ лежит на поверхности: протяжённость многих железных дорог и их удалённость от населённых пунктов делали невозможным охрану правопорядка силами городских полицейских структур, поэтому куда более эффективным решением представлялось препоручение этой задачи жандармерии,

18 февраля на МВДшном календаре - День образования транспортной милиции-полиции.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

С самого начала своего существования это специфическое правоохранительное подразделение имело в государстве особый статус - ему была доверена работа по обеспечению и охране правопорядка на железнодорожных, водных и воздушных магистралях страны. Хотя изначально транспортная милиция создавалась лишь для охраны железных дорог и её формирование происходило в Российской империи на протяжении нескольких столетий, жизнь вносила корректировки, и со временем она трансформировалась в крепкую многофункциональную структуру.

В царской России жандармерия осуществляла безопасность на железных дорогах. Фото из открытых источников.
В царской России жандармерия осуществляла безопасность на железных дорогах. Фото из открытых источников.

Сразу же возникает вопрос: почему охрана порядка на транспорте в царское время была отдана жандармам, а не обычной полиции?

Ответ лежит на поверхности: протяжённость многих железных дорог и их удалённость от населённых пунктов делали невозможным охрану правопорядка силами городских полицейских структур, поэтому куда более эффективным решением представлялось препоручение этой задачи жандармерии, не только выполнявшей функции политической полиции, но и ориентированной на обеспечение национальной безопасности в целом (в том числе, и на железных дорогах страны).

При этом помимо борьбы с хищениями грузов, жандармские полицейские управления стали отвечать и за профилактику транспортных происшествий техногенного происхождения. Жандармы должны были не только патрулировать вокзалы и охранять поезда, но и следить за соблюдением техники безопасности на железнодорожном транспорте, включая техническое состояние составов и путей.

Без милицейского сопровождения не осуществлялась ни одна перевозка. Фото из открытых источников.
Без милицейского сопровождения не осуществлялась ни одна перевозка. Фото из открытых источников.

После революции 1917 года вопрос охраны встал ещё острее. Эти задачи легли на плечи сотрудников милиции, которые следили за порядком не только на железной дороге и станциях, но и в городах. В то же время увеличение количества перевозок людей и грузов заставило советскую власть обратить более пристальное внимание на проблему охраны железных дорог.

В январе 1918 года Чрезвычайным Всероссийским съездом железнодорожников было принято «Положение о народной железнодорожной милиции», в соответствии с которым железнодорожники должны были нести милиционную повинность по охране общественной, личной и имущественной безопасности и порядка в полосе отчуждения железных дорог.

23 марта 1918 года была создана Всероссийская Чрезвычайная Комиссия по охране путей сообщения (ВЧК по ОПС), на базе которой позже была сформирована военная охрана железных дорог. А 18 февраля 1919 года были изданы декрет ВЦИК «Об организации железнодорожной милиции и железнодорожной охраны» и положение «О рабоче-крестьянской железнодорожной милиции», ставшие первыми документами на пути создания системы охраны железнодорожного транспорта.

В советской России органы охраны порядка на железнодорожном транспорте были организованы по территориальному принципу. Главное управление рабоче-крестьянской милиции включило в свой состав отдел железнодорожной милиции, соответствующие управления железнодорожной милиции были созданы при губернских управлениях милиции, а при уездных исполкомах Советов - уездные отделы железнодорожной милиции.

Однако уже в 1921 году железнодорожную милицию упразднили, возложив борьбу с преступностью на железнодорожном транспорте на Всероссийскую чрезвычайную комиссию (ВЧК), а охрану перевозимых грузов - на Наркомат путей сообщения (НКПС).

Такой вот служебный транспорт имелся на вооружении советской железнодорожной милиции. Фото из открытых источников.
Такой вот служебный транспорт имелся на вооружении советской железнодорожной милиции. Фото из открытых источников.

Нововведения не пошли на пользу делу. И в июле 1937 года совместным приказом НКВД и НКПС было принято решение о воссоздании железнодорожной милиции. А через год, в сентябре 1938 года, был восстановлен линейный принцип её построения.

Нелегка ты, служба на "железке"! Фото из открытых источников.
Нелегка ты, служба на "железке"! Фото из открытых источников.

Схожая ситуация на заре советской власти сложилась и с охраной общественного порядка на водном транспорте.

Первоначально она была заботой Главного управления водного транспорта (Главвода) и не входила в функции рабоче-крестьянской милиции. Практика вскоре показала нежизненность такого решения. Поэтому наряду с образованием органов внутренних дел на железных дорогах зарождается речная и морская милиция.

23 апреля 1919 года ВЦИК принял Декрет «О речной советской рабоче-крестьянской милиции», и в составе Главного управления милиции НКВД был создан отдел водной (речной и морской) милиции. В сентябре 1920 года водная милиция вошла в состав войск внутренней службы (ВНУС), а в январе 1921 года (после расформирования войск ВНУС) она сначала перешла под юрисдикцию ВЧК, а через месяц- снова в ведение Главного управления милиции НКВД.

В декабре 1921 года в соответствии с Декретом ВЦИК «Об охране складов, пакгаузов и кладовых», а равно сооружений на железнодорожных и водных путях сообщения, водная и железнодорожная милиция были упразднены, а их функции были возложены на охрану Наркомата путей сообщения и транспортные органы ВЧК. Таким образом, к 1924 году в СССР была создана ведомственная милиция НКПС.

В крупных портовых городах по образцу царской России были созданы отделы портовой милиции, которые содержались теми предприятиями, которые эта милиция обслуживала. Одновременно водные отделения были созданы в составе территориальных органов милиции - для охраны общественного порядка и борьбы с преступностью на водном транспорте и водных артериях.

В таком виде водная милиция просуществовала полтора десятилетия - вплоть до начала Великой Отечественной войны. Обстановка военного времени потребовала создания единой и централизованной системы управления, поскольку возрастала необходимость в контроле ситуации на водных путях, борьбе с диверсантами, преступниками и саботажниками, охране грузов. Как итог, 27 июня 1942 года Наркоматы внутренних дел и речного флота СССР издали совместный приказ о создании централизованной водной милиции. Перед новой структурой ставились задачи по охране общественного порядка, борьбе с общеуголовной преступностью и хищениями социалистической собственности на водном транспорте. В составе Главного управления рабоче-крестьянской милиции было создано Управление транспортной милиции, куда в мае 1943 года был включен особый Водный отдел.

Выявлено очередное нарушение "правил водного движения". Фото из открытых источников.
Выявлено очередное нарушение "правил водного движения". Фото из открытых источников.

Дальнейшие преобразования водную милицию ожидали уже в послевоенное время и были связаны с общими реорганизациями правоохранительной системы страны. Так, например, 19 июня 1947 года функции по охране общественной безопасности и правопорядка на железнодорожных и водных коммуникациях были переданы Главному управлению охраны на железнодорожном и водном транспорте, созданному в составе Министерства государственной безопасности СССР.

Водная милиция в СССР зорко следила за порядком на воде. Фото из открытых источников.
Водная милиция в СССР зорко следила за порядком на воде. Фото из открытых источников.

После того, как в конце 1960-ых - начале 1970-ых по миру прокатилась волна нового вида преступлений - воздушного терроризма (как тут не вспомнить чрезвычайное происшествие в Сухумском аэропорту, когда террористы захватили воздушное судно и убили бортпроводницу Надежду Курченко), руководство страны приняло решение о создании подразделений воздушной милиции.

В июле 1971 года приказом Н. А. Щёлокова в 209 наиболее крупных пограничных аэропортах страны были сформированы подразделения милиции на воздушном транспорте (линейные отделения, пункты и посты милиции), которые вошли в единую систему органов транспортной милиции. В 1978 году был введён сплошной досмотр пассажиров, их ручной клади и багажа.

Мы помним подвиг Надежды Курченко... Фото из открытых источников.
Мы помним подвиг Надежды Курченко... Фото из открытых источников.

В это же время правительство страны задумалось об изменении структуры транспортной милиции. Некоторая разбросанность подразделений и их двойная подчинённость УТМ и МВД явно не шли на пользу делу.

26 марта 1980 года вышел приказ МВД СССР о преобразовании управлений транспортной милиции в соответствующие управления внутренних дел на транспорте МВД СССР, а линейных отделов и отделений на железнодорожном, воздушном и водном транспорте - в линейные отделы и отделения внутренних дел на транспорте.

Легенда советской транспортной милиции - генерал Н.Е.Цыганник. Фото из открытых источников.
Легенда советской транспортной милиции - генерал Н.Е.Цыганник. Фото из открытых источников.

В 1970-1980 годы Управление транспортной милиции МВД СССР возглавлял соратник Щёлокова генерал-лейтенант милиции Николай Ефимович Цыганник, прошедший многогранный жизненный путь от инженера-железнодорожника до одного из руководителей центрального аппарата МВД СССР.

Под его руководством эта милицейская структура поднялась до высокого уровня, стала полнокровной централизованной системой органов внутренних дел на таком важном в экономическом, социальном и стратегическом отношении участке жизнедеятельности государства, каким является железнодорожный, водный и воздушный транспорт.

Уже в постсоветский период были созданы Управления на транспорте МВД России по федеральным округам. В настоящее время вопросами обеспечения порядка на железных дорогах, воздушных и водных магистралях занимается Главное управление на транспорте МВД Российской Федерации.

На земле... Фото из открытых источников.
На земле... Фото из открытых источников.
На воде... Фото из открытых источников.
На воде... Фото из открытых источников.
И в небе... Фото из открытых источников.
И в небе... Фото из открытых источников.

Сегодня транспортный комплекс России - чрезвычайно важный и сложный механизм, требующий повышенного внимания со стороны правоохранительных органов.

В оперативном обслуживании транспортной полиции находятся тысячи километров железнодорожного полотна и водной глади, сотни вокзалов и грузовых станций, аэропорты и речные порты, расположенные во всех субъектах Российский Федерации. Но основными её задачами по-прежнему являются вопросы безопасности пассажирских и грузовых перевозок, противодействие терроризму, распространению оружия, взрывчатых веществ, боеприпасов и наркотиков на всех видах транспорта - железнодорожном, воздушном, морском и речном.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

С праздником вас, служивые и ветераны транспортной милиции!

Последние публикации на канале:

Подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!