18 февраля на МВДшном календаре - День образования транспортной милиции-полиции.
С самого начала своего существования это специфическое правоохранительное подразделение имело в государстве особый статус - ему была доверена работа по обеспечению и охране правопорядка на железнодорожных, водных и воздушных магистралях страны. Хотя изначально транспортная милиция создавалась лишь для охраны железных дорог и её формирование происходило в Российской империи на протяжении нескольких столетий, жизнь вносила корректировки, и со временем она трансформировалась в крепкую многофункциональную структуру.
Сразу же возникает вопрос: почему охрана порядка на транспорте в царское время была отдана жандармам, а не обычной полиции?
Ответ лежит на поверхности: протяжённость многих железных дорог и их удалённость от населённых пунктов делали невозможным охрану правопорядка силами городских полицейских структур, поэтому куда более эффективным решением представлялось препоручение этой задачи жандармерии, не только выполнявшей функции политической полиции, но и ориентированной на обеспечение национальной безопасности в целом (в том числе, и на железных дорогах страны).
При этом помимо борьбы с хищениями грузов, жандармские полицейские управления стали отвечать и за профилактику транспортных происшествий техногенного происхождения. Жандармы должны были не только патрулировать вокзалы и охранять поезда, но и следить за соблюдением техники безопасности на железнодорожном транспорте, включая техническое состояние составов и путей.
После революции 1917 года вопрос охраны встал ещё острее. Эти задачи легли на плечи сотрудников милиции, которые следили за порядком не только на железной дороге и станциях, но и в городах. В то же время увеличение количества перевозок людей и грузов заставило советскую власть обратить более пристальное внимание на проблему охраны железных дорог.
В январе 1918 года Чрезвычайным Всероссийским съездом железнодорожников было принято «Положение о народной железнодорожной милиции», в соответствии с которым железнодорожники должны были нести милиционную повинность по охране общественной, личной и имущественной безопасности и порядка в полосе отчуждения железных дорог.
23 марта 1918 года была создана Всероссийская Чрезвычайная Комиссия по охране путей сообщения (ВЧК по ОПС), на базе которой позже была сформирована военная охрана железных дорог. А 18 февраля 1919 года были изданы декрет ВЦИК «Об организации железнодорожной милиции и железнодорожной охраны» и положение «О рабоче-крестьянской железнодорожной милиции», ставшие первыми документами на пути создания системы охраны железнодорожного транспорта.
В советской России органы охраны порядка на железнодорожном транспорте были организованы по территориальному принципу. Главное управление рабоче-крестьянской милиции включило в свой состав отдел железнодорожной милиции, соответствующие управления железнодорожной милиции были созданы при губернских управлениях милиции, а при уездных исполкомах Советов - уездные отделы железнодорожной милиции.
Однако уже в 1921 году железнодорожную милицию упразднили, возложив борьбу с преступностью на железнодорожном транспорте на Всероссийскую чрезвычайную комиссию (ВЧК), а охрану перевозимых грузов - на Наркомат путей сообщения (НКПС).
Нововведения не пошли на пользу делу. И в июле 1937 года совместным приказом НКВД и НКПС было принято решение о воссоздании железнодорожной милиции. А через год, в сентябре 1938 года, был восстановлен линейный принцип её построения.
Схожая ситуация на заре советской власти сложилась и с охраной общественного порядка на водном транспорте.
Первоначально она была заботой Главного управления водного транспорта (Главвода) и не входила в функции рабоче-крестьянской милиции. Практика вскоре показала нежизненность такого решения. Поэтому наряду с образованием органов внутренних дел на железных дорогах зарождается речная и морская милиция.
23 апреля 1919 года ВЦИК принял Декрет «О речной советской рабоче-крестьянской милиции», и в составе Главного управления милиции НКВД был создан отдел водной (речной и морской) милиции. В сентябре 1920 года водная милиция вошла в состав войск внутренней службы (ВНУС), а в январе 1921 года (после расформирования войск ВНУС) она сначала перешла под юрисдикцию ВЧК, а через месяц- снова в ведение Главного управления милиции НКВД.
В декабре 1921 года в соответствии с Декретом ВЦИК «Об охране складов, пакгаузов и кладовых», а равно сооружений на железнодорожных и водных путях сообщения, водная и железнодорожная милиция были упразднены, а их функции были возложены на охрану Наркомата путей сообщения и транспортные органы ВЧК. Таким образом, к 1924 году в СССР была создана ведомственная милиция НКПС.
В крупных портовых городах по образцу царской России были созданы отделы портовой милиции, которые содержались теми предприятиями, которые эта милиция обслуживала. Одновременно водные отделения были созданы в составе территориальных органов милиции - для охраны общественного порядка и борьбы с преступностью на водном транспорте и водных артериях.
В таком виде водная милиция просуществовала полтора десятилетия - вплоть до начала Великой Отечественной войны. Обстановка военного времени потребовала создания единой и централизованной системы управления, поскольку возрастала необходимость в контроле ситуации на водных путях, борьбе с диверсантами, преступниками и саботажниками, охране грузов. Как итог, 27 июня 1942 года Наркоматы внутренних дел и речного флота СССР издали совместный приказ о создании централизованной водной милиции. Перед новой структурой ставились задачи по охране общественного порядка, борьбе с общеуголовной преступностью и хищениями социалистической собственности на водном транспорте. В составе Главного управления рабоче-крестьянской милиции было создано Управление транспортной милиции, куда в мае 1943 года был включен особый Водный отдел.
Дальнейшие преобразования водную милицию ожидали уже в послевоенное время и были связаны с общими реорганизациями правоохранительной системы страны. Так, например, 19 июня 1947 года функции по охране общественной безопасности и правопорядка на железнодорожных и водных коммуникациях были переданы Главному управлению охраны на железнодорожном и водном транспорте, созданному в составе Министерства государственной безопасности СССР.
После того, как в конце 1960-ых - начале 1970-ых по миру прокатилась волна нового вида преступлений - воздушного терроризма (как тут не вспомнить чрезвычайное происшествие в Сухумском аэропорту, когда террористы захватили воздушное судно и убили бортпроводницу Надежду Курченко), руководство страны приняло решение о создании подразделений воздушной милиции.
В июле 1971 года приказом Н. А. Щёлокова в 209 наиболее крупных пограничных аэропортах страны были сформированы подразделения милиции на воздушном транспорте (линейные отделения, пункты и посты милиции), которые вошли в единую систему органов транспортной милиции. В 1978 году был введён сплошной досмотр пассажиров, их ручной клади и багажа.
В это же время правительство страны задумалось об изменении структуры транспортной милиции. Некоторая разбросанность подразделений и их двойная подчинённость УТМ и МВД явно не шли на пользу делу.
26 марта 1980 года вышел приказ МВД СССР о преобразовании управлений транспортной милиции в соответствующие управления внутренних дел на транспорте МВД СССР, а линейных отделов и отделений на железнодорожном, воздушном и водном транспорте - в линейные отделы и отделения внутренних дел на транспорте.
В 1970-1980 годы Управление транспортной милиции МВД СССР возглавлял соратник Щёлокова генерал-лейтенант милиции Николай Ефимович Цыганник, прошедший многогранный жизненный путь от инженера-железнодорожника до одного из руководителей центрального аппарата МВД СССР.
Под его руководством эта милицейская структура поднялась до высокого уровня, стала полнокровной централизованной системой органов внутренних дел на таком важном в экономическом, социальном и стратегическом отношении участке жизнедеятельности государства, каким является железнодорожный, водный и воздушный транспорт.
Уже в постсоветский период были созданы Управления на транспорте МВД России по федеральным округам. В настоящее время вопросами обеспечения порядка на железных дорогах, воздушных и водных магистралях занимается Главное управление на транспорте МВД Российской Федерации.
Сегодня транспортный комплекс России - чрезвычайно важный и сложный механизм, требующий повышенного внимания со стороны правоохранительных органов.
В оперативном обслуживании транспортной полиции находятся тысячи километров железнодорожного полотна и водной глади, сотни вокзалов и грузовых станций, аэропорты и речные порты, расположенные во всех субъектах Российский Федерации. Но основными её задачами по-прежнему являются вопросы безопасности пассажирских и грузовых перевозок, противодействие терроризму, распространению оружия, взрывчатых веществ, боеприпасов и наркотиков на всех видах транспорта - железнодорожном, воздушном, морском и речном.
С праздником вас, служивые и ветераны транспортной милиции!
Последние публикации на канале:
Подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!