Когда на моём канале заходит речь о т.н. «сапогах» (бывших офицерах ВС, поступивших на службу в МВД), основным лейтмотивом большинства комментариев является следующий: мол, в силу приобретённого армейского менталитета толку от них в милиции - как от козла молока!
Тем не менее, «сапоги» были привлекательны для милицейского ведомства тем, что им уже пришлось побывать в схожих условиях, где они прошли серьёзную жизненную школу, привыкли к лишениям и приобрели не только умение командовать и подчиняться, но и (а это главное для милиции!) как действовать в экстремальных ситуациях. Армейская служба вынудила их играть по общим правилам и лучше понимать, что из себя представляет человек как существо социальное.
Когда в 1992-1994 гг. сокращённые офицеры (от лейтенантов до подполковников) валом повалили в наш ОВД, мы вздохнули с облегчением: ну, наконец-то есть из кого выбирать! Те были неприхотливы в своих желаниях и соглашались (хотя зачастую и скрепя сердце) на любую службу и предложенную должность. Но перед этим, разумеется (как любой нормальный соискатель), пытались «выторговать» работу «под себя». При этом мало кто из них реально представлял специфику служебной деятельности того или иного милицейского подразделения, руководствуясь лишь слухами, информацией из СМИ да россказнями знакомых.
И вот тут, анализируя результаты этого самого «сапожного нашествия», хочу привести любопытные цифры, говорящие сами за себя: к 2012 году (когда я вышел на пенсию) в руководящем звене нашего ОМВД бывшие военные занимали должности начальника, двух его заместителей, а также руководителей шести структурных подразделений! Теперь решайте сами: оправдан ли был тот «армейский призыв»?
В своеобразном «рейтинге предпочтений» у них, безусловно, лидировало подразделение ГИБДД - сюда стремились попасть около 80% вояк. Что, в общем-то, неудивительно, поскольку каждый так или иначе сталкивался с местными гаишниками: будучи автолюбителями, многие останавливались ими за нарушения ПДД или для проверки документов, сдавали в ГИБДД экзамены на право управления, регистрировали автомашины, да и просто водили знакомство в этой среде. А потому имели определённое (хоть и смутное) представление о том, чем занимаются гаишники. Порой доходило до того, что при очередном появлении на горизонте армейского кандидата на службу в ОВД наш кадровик без лишних предисловий предупреждал: «Выбирай любую службу, кроме ГИБДД!».
Несомненным плюсом являлось то, что адаптация к гаишным реалиям у них происходила гораздо быстрее, нежели у «сапогов» в других службах. При этом каких-либо значимых высот на этой стезе вояки не взяли (должность старшего госинспектора вряд ли можно считать таковой), и хотя один из них впоследствии стал заместителем начальника отделения, в этом качестве не особо себя проявил.
Почти половина сокращённых офицеров при выборе структурного подразделения руководствовалась не служебной спецификой, а удобным графиком несения службы: сутки/трое, сутки/двое и т.п. Такое в ОВД было возможно лишь в дежурных частях (их было две) и в медвытрезвителе. Но в «дежурки» и без них стояла огромная очередь из числа находящихся на «сходе» оперов, участковых и следователей, а перспектива тесного общения в «трезвяке» с местной алкашнёй никого из них не устраивала (даже при наличии льгот).
Второе месте по популярности у военных занимала паспортно-визовая служба. По всей видимости, их прельщал кабинетный (преимущественно) формат деятельности и отсутствие необходимости выдавать на-гора конкретные результаты (с пресловутой «палочной системой» в этой службе было попроще). Наличие симпатичных милицейских дам тоже вряд ли стоит сбрасывать со счетов. В общем, там они «катались как сыр в масле»! В основном туда мы направляли кандидатов в возрасте и с солидной выслугой - армейских капитанов и майоров, удачно вписался в коллектив даже подполковник.
В ОПВС был ещё один нюанс - наличие сильного и авторитетного руководителя, каковым являлась В.А.Шабаева, более трёх десятков лет возглавлявшая эту службу и пользовавшаяся огромным влиянием на сотрудников. У неё вряд ли забалуешь!
Удивительно, но факт: до наибольших высот бывшие офицеры у нас в ОВД добрались в уголовном розыске. Хотя все мои комментаторы в один голос уверяют, что уж тут-то им точно не место!
Самое любопытное - большинство «сапогов» сами высказали пожелание «быть на передовом рубеже борьбы с преступностью». Коль говорится, что опера ноги кормят, кадровики и руководители КМ изначально ориентировались на офицеров из возрастной категории до «тридцати», отличительной чертой которых являлись хорошие физические данные и горящие глаза. При этом непременным условием для них было поступление на заочку в ведомственный юридический ВУЗ (такое даже в контрактах прописывалось). Как правило, через 3-4 года интенсивной «обкатки», они шли на повышение: начинали со старшего оперуполномоченного, а дальше уже всё зависело от конкретного человека. Впоследствии некоторые из них возглавляли ОУР, РУБОП, местный отдел «спецмилиции», двое занимали должность начальника КМ, а один стал начальником ОМВД. Вот вам и «сапоги»!
Схожая картина, кстати, наблюдалась и у наших коллег из «вневедомки», где «сапоги» постепенно оккупировали все руководящие высоты, заняв должности командиров взводов, роты, заместителя и начальника ОВО.
Кому не повезло вытащить «счастливый билетик» в виде вышеназванных служб, тот вынужден был с понурой головой брести в кабинет начальника ОУУМ службы и принимать дела. В участковой среде офицерский молодняк приживался, и хоть звёзд с неба не хватал, но служебную лямку тянул справно. Большинство же капитанов и майоров делали это ни шатко-ни валко, постоянно держа в уме близкую выслугу и (если сильно повезёт) более приемлемый вариант продолжения службы в ОВД. Позднее из почти двух десятков «сапогов»-участковых лишь двое стали руководителями среднего звена, возглавив дежурную часть и одно из городских отделений милиции.
А вот у нашего тогдашнего начальника ОДН П.Н.Кравченко кадровые виды имелись только на молодых лейтенантов. Про таких хорошо сказано у Цветаевой: «Малютки-мальчики, сегодня - офицера!». Подобная политика объяснялась просто: подразделение целиком состояло из опытных сотрудников, и в такой ситуации «натаскать» молодняк можно было легко и относительно безболезненно, без ущерба основной деятельности. Вот и лепили сообща из них, что потребно службе.
К слову сказать, «материал» подобрался довольно перспективный (красные дипломы ВВВСКУ - тому подтверждение). Время показало, что в своём выборе Полина Николаевна не ошиблась: Ростислав Шевчук, например, вскоре стал передовиком службы, победителем и призёром конкурсов профессионального мастерства среди сотрудников ПДН подмосковного Главка.
В ситуации переизбытка потенциальных кандидатов на службу в наиболее выгодной ситуации оказались милицейские кадровики (вот что значит - своя рука владыка!), сработав точечно, по персоналиям. В результате на такие направления работы с личным составом, как служебная подготовка, боевая и физическая подготовка и психологическое обеспечение, были приняты уже готовые армейские специалисты, занимавшиеся аналогичной деятельностью в ВВВСКУ.
А вот на что «сапоги» точно не претендовали - так это на следствие и дознание. И не только из-за отсутствия юридического образования: если какое-то представление о прочих милицейских службах у них всё же ещё имелось (пусть даже на обывательском уровне), тот тут были непролазные дебри...
Такой вот расклад по нашему ОВД. Уверен, что в других регионах вопрос трудоустройства армейских офицеров в те годы решался несколько иначе, с учётом складывавшейся кадровой ситуации и местных особенностей. Думаю, что вряд ли существует обобщённая ведомственная статистика по затронутым в публикации позициям: сколько их было принято в МВД, в какие службы, возраст, выслуга, звание и т.п. А было бы любопытно...
Последние публикации на канале:
Подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!