Андрей Иванович Ерёменко – советский военачальник, командовавший во время ВОВ восемью разными фронтами, и внёсший весомую лепту в нашу Победу.
До войны
Андрей родился в 1892 г. в поселении Марковка Харьковской губернии, в бедной многодетной крестьянской семье.
После призыва в армию в 1913 г., со следующего года участвовал в битвах Первой мировой. В 1917 г. стал унтер-офицером. С июня 1919 г., в рядах Первой Конной армии Будённого, сражался против белогвардейцев, выдвинувшись на руководящие офицерские посты.
По окончании Гражданской войны совершенствовал практические навыки в военных учебных заведениях. В 1935 г. закончил Военную академию им. Фрунзе, выпускниками которой были многие советские военачальники.
Во второй половине 30-х годов командовал кавалерийскими дивизиями и корпусами. С января 1941 г. Андрей Иванович руководил дальневосточной 1-й Краснознамённой армией.
ВОВ
Оборона Москвы
19 июня генерала-лейтенанта Ерёменко вызвали в Москву. В конце июня ему поручили командование Западным фронтом, подчинив маршалу Тимошенко, возглавившему Западное направление.
В последующем Смоленском сражении, завершившимся сдачей города, руководимые им войска имели некоторые локальные успехи, существенно задерживая продвижение врага к Москве. В то же время, значительная часть его войск попала в плен.
4 августа, отозванного в Москву Ерёменко, назначили командующим Брянским фронтом. Перед ним была поставлена задача противодействия продвижению неприятеля на Москву.
При назначении Ерёменко обещал Сталину «разбить подлеца Гудериана», которое не смог сдержать. Правда, позже задачи руководимого им фронта были частично скорректированы.
5 сентября Ерёменко обратился к Сталину с предложением о создании заградотрядов в «неустойчивых» дивизиях. Через неделю его инициатива была распространена на все стрелковые дивизии.
В октябре началось наступление германских войск на Москву. Танковая группа неразбитого «подлеца» Гудериана окружила войска Брянского фронта с выходом немцев прямо к его штабу.
В критической ситуации командующий не растерялся, сумел эвакуировать штаб и, перегруппировавшись, вывести из окружения часть войск, правда, малую. Получившего серьёзное ранение Ерёменко эвакуировали в Москву на специально присланном самолёте.
Посещение Сталиным
Середина октября 1941 г. – критический момент ВОВ, когда нацисты вышли на ближние подступы к Москве. В ночь на 16 октября 1941 г., по окончании совещаний в Кремле, кортеж Верховного Главнокомандующего выехал на Ближнюю дачу, где Сталин проживал.
На этот раз после Арбата машины повернули в Серебряный переулок. Изменение привычного маршрута не диктовалось соображениями безопасности. Кортеж остановился у Центрального военного госпиталя, где после проведённой накануне сложной операции, приходил в себя командующий Брянским фронтом генерал Андрей Ерёменко.
Увидев Верховного, тот решил, что ещё находится под воздействием наркоза. Сталин поздоровался с раненым генералом, справился о его здоровье, и, тактично не упомянув Гудериана, поблагодарил за отсутствие паники в сложной ситуации. Пожелав генералу здоровья, Верховный вышел.
Ерёменко – единственный из раненых советских военачальников, которого приехал проведать Сталин.
4-я армия
В декабре 1941 г. генерал-полковник Ерёменко возглавил 4-ю армию Северо-Западного фронта, принявшую деятельное участие в московском контрнаступлении. Его войска отличились в успешных Торопецко-Холмской и Велижской наступательных операциях, продвинувшись на 250 километров, и выйдя на группировку врага на Ржевском выступе.
20 января 1942 г. генерал получил серьёзную рану. Отказавшись от предложенных ампутации ноги и госпитализации, он ещё более трёх недель, превозмогая боль, продолжал руководить боями. В госпитале, в который его наконец доставили в феврале, пришлось задержаться на полгода.
Сталинград
С августа Ерёменко – командующий Юго-Восточным фронтом. Чуть позже ему подчинили и Сталинградский фронт. Мобилизовав резервы, он нанёс несколько ударов по рвущемуся к Сталинграду врагу, отсрочив падение города.
В конце августа немецкие части ворвались в город, где увязли в уличных боях, навязанных войсками Ерёменко. Они четыре месяца отражали наступательные операции противника.
19 ноября Красная Армия объединёнными силами Юго-Западного (командующий Ватутин), Сталинградского (Ерёменко) и Донского (Рокоссовский) фронтов, начала контрнаступательную операцию «Уран».
Войска Ерёменко, прорвав оборону врага южнее Сталинграда, встретились с силами Ватутина, взяв в кольцо 22 дивизии 6-й армии генерала Паулюса. Силы Ерёменко пресекли попытки её деблокады фельдмаршалом Манштейном.
После этого перед фронтом генерала поставили другие цели, чем он был весьма недоволен, намереваясь довершить уничтожение армии Паулюса.
Но первостепенная роль Ерёменко в Сталинградском сражении не подлежит сомнению. Неслучайно освобождённый в 1953 г. из плена фельдмаршал Паулюс перед отъездом в ГДР попросил о встрече именно с ним. После трёхчасового разговора немецкий военачальник сказал, что проиграть такому полководцу не стыдно.
Наступательные операции
1 января 1943 г. возглавляемый Ерёменко Сталинградский фронт переименовали в Южный с задачей наступления по направлению к Азовскому морю. Он, однако, не смог блокировать вражеские войска, покидавшие Северный Кавказ. Занемогшего военачальника отозвали с должности и направили на лечение.
Подлечившийся генерал в апреле 1943 г. вернулся к активной службе. На этом этапе войны он командовал Калининским фронтом, затем Приморской армией. 2-й Прибалтийский фронт под его командованием отличился в Режицко-Двинской наступательной операции.
Его войска продвинулись почти на 200 км, уничтожили десятки тысяч немецких солдат, освободили Ригу, и подготовили последующее наступление в Белоруссии. За эту войсковую операцию генерал армии Ерёменко был отмечен званием Героя Советского Союза.
На заключительном этапе войны он возглавлял 4-й украинский фронт, силами которого были проведены наступательные операции на территории Чехословакии.
После войны
В послевоенное время Ерёменко последовательно командовал несколькими военными округами. В этот период вышли в свет его военные мемуары. В них он критикует многих советских военачальников (Василевского, Чуйкова, Жукова), в то же время преувеличивая свои несомненные заслуги.
Вовремя перестроившись, и вписавшись в текущую политическую конъюнктуру, Ерёменко предлагал Хрущёву выступить вместо него на XX съезде с докладом о культе личности Сталина. Лояльность к новому руководству в 1955 г. была вознаграждена воинским званием Маршала.
Заключение
Личная храбрость, самоотверженность и хорошие организаторские способности – несомненные качества Еременко. Но ему же были присущи рукоприкладство, грубость, хвастливость и преувеличение своей роли в Победе. В подчинённых подразделениях Ерёменко не любили, и называли «генерал Мордобой».
А как вы считаете, допустимо ли было хамство, грубость и рукоприкладство?
Подписывайтесь на канал и оставляйте ваши комментарии!
Вам может быть интересно: