Найти в Дзене
Горы. Камни. Люди

От ярмарки до фронта: судьба фотографов Тереховых

Фотография уже давно воспринимается нами как нечто обыденное, утилитарное. Мы не задумываясь достаём смартфон, чтобы заснять ценник в магазине или забавную ворону с горбушкой чёрствого хлеба на ближайшей помойке. Собственно, фотография "ушла в массы" уже лет семьдесят назад – с распространением удобных в использовании фотоаппаратов и дешёвой фотопленки. Тем не менее, ещё в начале XX века фотография была высоким искусством, а фотографы казались взволнованным обывателям самыми настоящими волшебниками. Именно благодаря этим энтузиастам мы можем прочувствовать, как и чем жила Российская Империя на рубеже XIX-XX веков. В Екатеринбурге таким "хранителем эпохи" был, безусловно, Вениамин Леонтьевич Метенков. В наши дни музей "Дом Метенкова" неизменно привлекает множество посетителей. Однако, вспоминая о Метенкове, мы незаслуженно забываем о целой династии екатеринбургских фотографов, которые на протяжении без малого полувека творили в уральской столице... Иван Акинфиевич Терехов родился 26 сен

Фотография уже давно воспринимается нами как нечто обыденное, утилитарное. Мы не задумываясь достаём смартфон, чтобы заснять ценник в магазине или забавную ворону с горбушкой чёрствого хлеба на ближайшей помойке. Собственно, фотография "ушла в массы" уже лет семьдесят назад – с распространением удобных в использовании фотоаппаратов и дешёвой фотопленки. Тем не менее, ещё в начале XX века фотография была высоким искусством, а фотографы казались взволнованным обывателям самыми настоящими волшебниками. Именно благодаря этим энтузиастам мы можем прочувствовать, как и чем жила Российская Империя на рубеже XIX-XX веков. В Екатеринбурге таким "хранителем эпохи" был, безусловно, Вениамин Леонтьевич Метенков. В наши дни музей "Дом Метенкова" неизменно привлекает множество посетителей. Однако, вспоминая о Метенкове, мы незаслуженно забываем о целой династии екатеринбургских фотографов, которые на протяжении без малого полувека творили в уральской столице...

Иван Акинфиевич Терехов родился 26 сентября 1840 года в Екатеринбурге. Правда, в некоторых источниках указывается другой год рождения – 1835. Его отец, Акинфий Терехов, числился екатеринбургским мещанином. Это довольно пёстрое сословие, как известно, объединяло всех тех, кто имел недвижимую собственность в пределах городской черты и не входил в другие, более престижные "касты". В мещане записывали и едва сводивших концы с концами извозчиков, и разнорабочих, и уличных торговцев, и обедневших купцов, из-за коммерческих неудач исключённых даже из третьей купеческой гильдии. Нам достоверно неизвестно, чем занимался Акинфий Терехов, но он как минимум не бедствовал – об этом косвенно можно судить по двухэтажному дому на Главном проспекте (ныне это проспект Ленина), который занимало его семейство. К сожалению, этот дом до наших дней не сохранился – сейчас на его месте располагается галерея "Главный проспект".

Фотопортрет Ивана Акинфиевича Терехова. Снимок сделан ориентировочно в конце 1870-х годов. Фотография из открытых источников
Фотопортрет Ивана Акинфиевича Терехова. Снимок сделан ориентировочно в конце 1870-х годов. Фотография из открытых источников

Так получилось, что после окончания Екатеринбургского уездного училища молодой Иван Терехов всерьез увлёкся фотографией. Сейчас уже сложно представить, как именно это произошло, какое необыкновенное стечение обстоятельств способствовало этому – ведь тогда фотография была, прямо скажем, искусством для избранных. Чтобы заниматься ей всерьез, требовались не только художественный вкус, техническая грамотность и большой запас энтузиазма, но и солидные денежные вложения. На просторах Интернета можно встретить версию о том, что Иван Терехов был лично знаком с Луи Дагером – одним из создателей фотографии как таковой. Если честно, это просто очередная байка, поскольку Дагер умер в 1851 году. Даже если предположить, что Терехов родился в 1835, а не в в 1840 году, получится, что на момент смерти Дагера ему было всего 16 лет. Почему-то мне кажется, что в этом возрасте Иван Акинфиевич навряд ли даже в общих чертах представлял себе, что такое коллодионный фотографический процесс, как раз входивший в моду в то время – впрочем, равно как и дагеротипия.

Дом Тереховых на Главном проспекте в Екатеринбурге. На фасаде нет вывески, но долгое время имено здесь размещалось фотоателье Ивана Терехова. Фотография из открытых источников
Дом Тереховых на Главном проспекте в Екатеринбурге. На фасаде нет вывески, но долгое время имено здесь размещалось фотоателье Ивана Терехова. Фотография из открытых источников

Первые сохранившиеся до наших дней снимки Терехова датируются 1866 годом. Но ещё в 1863 году в газете "Ирбитский ярморочный листок" появилось короткое объявление следующего содержания: "Фотограф Иван Терехов. Мастер своего дела. Снимаю фотографические портреты разной величины и группы, пасмурная погода не препятствует фотографическим работам". С февраля по март Терехов работал на Ирбитской ярмарке, а остальную часть года – в Екатеринбурге, где он открыл фотоателье на первом этаже дома Тереховых на Главном проспекте. Уже в 1866 году Терехову посчастливилось отснять фотографический портрет князя Николая Максимилиановича Романовского, герцога Лейхтенбергского. Внук Николая I увлекался геологией, был президентом Российского минералогического общества и часто бывал на Урале. В один из таких визитов его и поймал Терехов, после чего в "Пермских губернских ведомостях" появилось объявление следующего содержания:

"Во время пребывания в Екатеринбурге Его Императорского Высочества Николая Максимилиановича, Герцога Лейхтенбергского, я удостоился чести отснять портрет Его Высочества в двух разных видах. Желающих приобрести этот портрет прошу обращаться с требованиями по следующему адресу: в Екатеринбург в фотографию Терехова. Цена за экземпляр 1 руб. Портреты раскрашенные продаются по 3 руб. Пересылку принимаю на свой счёт. И. Терехов".

Впоследствии Терехову ещё не раз придётся фотографировать венценосных особ. Так, в 1873 году в его объектив попадут сразу два великих князя – Владимир Александрович и Алексей Александрович. Последний будет настолько удовлетворён работой фотографа, что даст Терехову разрешение подписывать свои работы как "Фотограф Его Императорского Высочества". В дальнейшем эта лаконичная, но весьма многозначительная подпись будет фигурировать на большинстве работ Терехова – "Фотограф Е.И.В.".

Портрет дворянки – типичная "продукция" фотоателье Ивана Терехова. Обратите внимание на задник карточки, на котором перечислены все награды, полученные Тереховым на различных выставках. По материалам из открытых источников
Портрет дворянки – типичная "продукция" фотоателье Ивана Терехова. Обратите внимание на задник карточки, на котором перечислены все награды, полученные Тереховым на различных выставках. По материалам из открытых источников

Работы Ивана Терехова пользовались популярностью не только в Екатеринбурге – они регулярно получали награды на престижных выставках. В 1872 году Терехов получил бронзовую медаль на Всероссийской политехнической выставке в Москве, в 1876 году – медаль Всемирной промышленной выставки в Филадельфии. Несколько сделанных Тереховым фотографий вошли в "Альбом костюмов России", который в 1878 году в единственном экземпляре поступил в Императорскую публичную библиотеку (ныне Российская национальная библиотека, где альбом хранится и поныне). Будучи видным представителем городской интеллигенции, Терехов в 1870 году стал одним из учредителей Уральского общества любителей естествознания. В последующие годы он безвозмездно передал УОЛЕ большое количество фотографий, которые на протяжении многих лет широко использовались в качестве иллюстраций для журнала "Записки УОЛЕ". Следующим, кто внесёт столь же значительный вклад в "иллюстративную" составляющую журнала, станет уже упоминавшийся выше Вениамин Леонтьевич Метенков, но произойдёт это гораздо позднее, в конце XIX века.

Александра Савельевна Терехова, урождённая Голышева. Слева – фотография, сделанная Иваном Тереховым в 1875 году, справа – портрет работы уральского художника Алексея Корзухина. Фотографии из открытых источников
Александра Савельевна Терехова, урождённая Голышева. Слева – фотография, сделанная Иваном Тереховым в 1875 году, справа – портрет работы уральского художника Алексея Корзухина. Фотографии из открытых источников

Занятие фотографией приносило неплохой доход, тем более что Иван Терехов был фактически монополистом в этом деле как минимум в пределах Екатеринбурга. Годовой доход его фотоателье превышал 10 тысяч рублей, что позволило Терехову записаться в купцы второй гильдии. Правда, жил он при этом на весьма широкую ногу – его то и дело видели на приемах, балах и прочих светских мероприятиях. Способствовала этому и жена фотографа, Александра Савельевна, которая слыла первой красавицей Екатеринбурга и просто не могла жить без выходов в свет. Кстати, её портрет кисти известного уральского художника Алексея Корзухина до сих пор можно увидеть в Екатеринбургской картинной галерее. Как выяснится впоследствии, такая жизнь была Терехову не по карману. К 1879 году, когда Александра Терехова скоропостижно скончалась в возрасте 35 лет, фотограф уже несколько лет балансировал на грани банкротства. Сам он в итоге пережил супругу менее чем на год – то ли горе утраты подкосило его здоровье, то ли давление со стороны кредиторов, но уже в начале 1880 года он тяжело заболел, слёг и скончался 18 марта 1880 года. Его похоронили на Ивановском кладбище рядом с женой.

Младшему брату фотографа, Николаю Акинфиевичу Терехову, досталось тяжёлое наследство: осиротевшие малолетние племянники и куча долгов. Дом на Главном проспекте, где размещалось фотоателье, пришлось продать. К счастью, Терехову удалось сохранить дорогостоящую фотоаппаратуру и, как мы выразились бы сейчас, наработанную клиентскую базу: город попросту не мог остаться без фотографа. Уже к маю 1880 года фотомастерская "Фотографъ Н.А. Тереховъ" переехала в арендованный дом на улице Береговая-Механическая (ныне улица Горького). Кстати, спустя полтора десятилетия буквально по соседству с этим домом откроется первая в Екатеринбурге электростанция, об истории которой я рассказывал совсем недавно. Впрочем, я немного отвлёкся. Дела у Терехова пошли в гору, и за последующие несколько лет Николай Акинфиевич не только расплатился с долгами покойного брата, но и скопил капитал, позволивший ему приобрести дом на Театральной улице (ныне – улица Карла Либкнехта), куда и перебралось фотоателье.

Фотоателье "Фотографъ Н.А. Тереховъ" на Вознесенском проспекте. Перед ателье стоит сын фотографа Георгий Терехов с супругой Ниной, а также неизвестный мальчик. Фотография из открытых источников
Фотоателье "Фотографъ Н.А. Тереховъ" на Вознесенском проспекте. Перед ателье стоит сын фотографа Георгий Терехов с супругой Ниной, а также неизвестный мальчик. Фотография из открытых источников

В некоторых публикациях можно встретить байку о том, что Вениамин Метенков какое-то время работал помощником в фотоателье Терехова, прежде чем открыть собственное дело в Екатеринбурге. Эта версия не выдерживает критики: в уральскую столицу Метенков перебрался в 1883 году, будучи уже вполне состоявшимся фотографом. К тому времени он более трёх лет проработал в собственном фотоателье в Миассе: учиться у Терехова ему было попросту нечему. Примечательно, что впоследствии фотоателье Терехова и Метенкова какое-то время размещались буквально по соседству: Метенков арендовал дом №22 на Вознесенском проспекте, а Терехов владел домом №24. Метенков шутил по этому поводу: "Терехов – лучший фотограф в Екатеринбурге, а я – лучший фотограф на Вознесенском проспекте". Впрочем, надо признать, что авторский стиль у этих двух талантливых фотографов был совершенно разным: Метенкову суждено будет войти в историю как непревзойденному мастеру репортажа и бытовых сценок, а Терехову – как классическому студийному портретисту. За пределы своего фотоателье он выбирался крайне редко, зато в помещении творил настоящие чудеса.

Одна из немногих сохранившихся фотографий авторства Николая Терехова, сделанная за пределами его ателье. Здесь члены УОЛЕ запечатлены на скалах Шарташских каменных палаток. Фотография из открытых источников
Одна из немногих сохранившихся фотографий авторства Николая Терехова, сделанная за пределами его ателье. Здесь члены УОЛЕ запечатлены на скалах Шарташских каменных палаток. Фотография из открытых источников

В 1891 году газета "Екатеринбургская неделя" дала такую характеристику Николаю Акинфиевичу Терехову:

"Мы не раз уже говорили об ателье господина Метенкова, но нам не представлялось случая сказать несколько слов о втором нашем фотографе, успешно соперничающем с ним своими работами, господине Терехове. Мы имели удовольствие любоваться работами, выпущенными из заведения этого фотографа, и должны сознаться, что они безукоризненны: мягкость полутонов, отсутствие контрастности, чистота отделки, изящество и вкус при группировке не оставляют желать лучшего. Если к этому прибавить, что цены работ весьма умеренные, то можно с уверенностью сказать, что господин Терехов не будет иметь недостатка в клиентах, чего мы ему искренне желаем".

К 1910 году Николай Терехов, которому на тот момент уже перевалило за 60 лет, начал постепенно отходить от дел. Эстафету подхватил его сын Георгий. С 1910 по 1913 годы фотоателье официально именовалось "Фотографъ Н. Тереховъ и Сынъ", а с 1 декабря 1913 года, когда Николай Акинфиевич скончался, просто – "Фотографъ Г.Н. Тереховъ". Георгий Николаевич оказался достойным продолжателем династии. Ещё в 1910 году он стал членом УОЛЕ, а ежегодные взносы платил "натурой" – портретами членов общества. Пожалуй, самой известной его работой стала серия снимков, на которой запечатлён визит в Нижний Тагил великой княгини Елизаветы Фёдоровны, состоявшийся в июле 1914 года. Примечательно, что в рамках той поездки великая княгиня посетила и Алапаевск, где спустя ровно четыре года ей предстояло принять мученическую смерть от рук большевиков. Но об этом как-нибудь в другой раз.

Работ Георгия Терехова сохранилось до наших дней не так много. На этой он запечатлел свою супругу Нину Терехову. Фотография сделана ориентировочно в 1910 году. По материалам фотоальбома "Екатеринбург. История города в фотографии. Том I"
Работ Георгия Терехова сохранилось до наших дней не так много. На этой он запечатлел свою супругу Нину Терехову. Фотография сделана ориентировочно в 1910 году. По материалам фотоальбома "Екатеринбург. История города в фотографии. Том I"

Ну а потом грянула Первая мировая война. Георгий Терехов ушёл добровольцем на фронт, сражался в составе экспедиционного корпуса Русской армии во Франции, где и пропал без вести в 1916 году. Возможно, погиб в бою. А, может быть, просто не захотел возвращаться в бурлящую революционную Россию. Так или иначе, после революции фотоателье Тереховых в Екатеринбурге прекратило своё существование. Да и фотография из разряда высокого искусства довольно быстро превратилась в нечто повседневное, банальное, бытовое. Это сполна прочувствовал Вениамин Метенков, который, вернувшись в Свердловск после революционного лихолетья, с удивлением обнаружил, что такой выдающийся фотограф, как он, теперь может претендовать разве что на должность копировщика-лаборанта 12 разряда в местном "Пролеткульте". Впрочем, это уже совсем другая история.

Частично разрушенный надгробный памятник над могилой почётного гражданина Екатеринбурга Николая Акинфовича Терехова на Ивановском кладбище. Фотография из открытых источников
Частично разрушенный надгробный памятник над могилой почётного гражданина Екатеринбурга Николая Акинфовича Терехова на Ивановском кладбище. Фотография из открытых источников

По слухам, в начале 1920-х некий русский фотограф по фамилии Терехов работал в Шанхае. Был ли это сам Георгий Николаевич? Кто знает. В истории династии Тереховых ещё очень много белых пятен. Даже большую часть их семейного захоронения на Ивановском кладбище в Екатеринбурге в 2023 году практически случайно обнаружили активисты благотворительного фонда "Мемориал Романовых" – могильные плиты покоились под толстым слоем дёрна и листьев. К настоящему моменту удалось найти памятники над могилами Степаниды Борисовны – матери Ивана и Николая Тереховых, самого Ивана Терехова с супругой, их сыновей Алексея и Апполония. Место захоронения Николая Терехова и его супруги Антониды, находящееся неподалеку, было известно уже давно – оно неплохо сохранилось, хотя надгробные памятники пострадали от рук активистов Союза воинствующих безбожников в первые годы советской власти...

Раз уж мы заговорили о фотографах, которые запечатлели для нас Урал времён Российской Империи, нельзя не вспомнить о знаменитом Сергее Михайловиче Прокудине-Горском – пионере цветной фотографии, который посетил горнопромышленный Урал в 1912 году, оставив нам на память об этой поездке целую серию уникальных снимков. Ссылку на мой рассказ об истории Уральского общества любителей естествознания, членами которого были в том числе Метенков и братья Тереховы, вы уже могли встретить по тексту статьи, но на всякий случай продублирую её здесь. Отчего-то захотелось включить в этот ряд публикаций и статью о Денисове-Уральском. Этот человек не был фотографом, являясь скорее талантливым популяризатором искусства уральских мастеров, но в своих работах он тоже сумел запечатлеть для нас Урал таким, каким его видел.