Герой нашего сегодняшнего рассказа отношение к Уралу имеет несколько опосредованное. Родился он во Владимирской губернии, большую часть жизни провёл в Санкт-Петербурге, а окончил свои дни в Париже, пребывая в эмиграции. Но именно благодаря ему мы можем в прямом смысле слова заглянуть в прошлое, увидев цветные фотографии Каменного пояса времён Российской Империи. Имя этого неординарного человека известно каждому уважающему себя любителю фотографии – его зовут Сергей Михайлович Прокудин-Горский.
В начале ХХ века фотография, успевшая завоевать некоторую популярность, всё ещё оставалась уделом энтузиастов. Никакой фотопленки тогда, конечно же, не существовало, а снимки делались на стеклянных пластинках с нанесённым на них светочувствительным слоем – фотоэмульсией. Чувствительность фотоэмульсий оставляла желать лучшего, и для получения качественного снимка требовались идеальное освещение и время экспонирования, исчислявшееся минутами. А хуже всего было то, что фотографам никак не покорялась технология съёмки в естественных цветах – приходилось довольствоваться черно-белыми отпечатками. Немудрено, что в те годы цветные снимки стали своеобразным Граалем фотографии.
В принципе, на бумаге эта нетривиальная задача уже была решена. Ещё в 1855 году Джеймс Максвелл разработал так называемую трёхцветную теорию, согласно которой естественные цвета объекта можно воспроизвести, сделав последовательно три снимка с разными светофильтрами – красным, зелёным и синим. Если затем изображения свести воедино путём одновременной проекции на экран через соответствующие светофильтры, получится цветное изображение. Всё упиралось в сугубо технические ограничения, поскольку в те времена попросту не существовало фотоэмульсий, чувствительных к зелёному и красному свету. Наиболее распространённые светочувствительные материалы на основе галогенидов серебра хорошо воспринимали лишь синюю и ультрафиолетовую области спектра. Этого было достаточно для контрастной черно-белой фотографии – но не для цветной. К счастью, на помощь фотографам пришла промышленная революция. Бурное развитие химии и смежных областей знания привело в том числе к открытию так называемых сенсибилизаторов – веществ, способных расширить зону спектральной чувствительности обычной фотоэмульсии. Одним из первых фотографов, применивших сенсибилизированную фотоэмульсию на практике, стал немецкий #ученый Адольф Мите, по праву считающийся пионером цветной фотографии.
Многие #фотографы с энтузиазмом восприняли опыт Мите, однако самым верным его последователем стал Сергей Михайлович Прокудин-Горский. У Прокудина-Горского, увлекавшегося фотографией уже не первый год, была давняя мечта: ему хотелось запечатлеть на фотоснимках современную ему Россию с её многонациональной культурой, уникальной природой и медленно уходящим в прошлое на волне промышленной революции патриархальным укладом. Возможность снимать в цвете разом повышала ценность и без того амбициозного проекта, и Сергей Михайлович это прекрасно понимал. Прокудин-Горский значительно доработал метод Мите и даже запатентовал свой собственный сенсибилизатор, который позволил ещё больше повысить чувствительность фотоэмульсии, значительно сократив время экспонирования. Это было немаловажно – ведь для того, чтобы получить одно цветное изображение, нужно было сделать три снимка. Чем больше времени уходило на каждый из них, тем больше была вероятность того, что в кадре что-нибудь изменится, сместится, сдвинется – и тогда совместить три негатива воедино уже не получится.
Первую серию цветных снимков по собственной методике Сергей Михайлович сделал осенью 1903 года во время отдыха в Финляндии. За последующие несколько лет он довёл технологию до совершенства, став общепризнанным авторитетом в области цветной фотографии. Он участвовал в международных выставках, выступал с лекциями в Риме, Милане, Париже и Берлине, а в России стал постоянным автором журнала “Фотограф-любитель”. После того, как в 1908 году в залах Академии художеств прошёл показ цветных проекций его фотографий, деятельностью Прокудина-Горского заинтересовалась и царская семья. Николай II пригласил фотографа выступить с показом диапозитивов перед Императорским двором в Царском Селе. Показ имел успех, и на последовавшей за ним аудиенции император горячо поддержал идею Сергея Михайловича запечатлеть Россию в цвете. Царская канцелярия выдала ему документы, дававшие доступ во все уголки страны. Чиновникам на местах было предписано оказывать путешественнику всяческое содействие. Оставалось лишь отправиться в путь.
Первой большой поездкой Прокудина-Горского стало посещение горнопромышленного Урала. Сергей Михайлович лично разработал маршрут путешествия, постаравшись охватить как можно больше природных, архитектурных и культурных достопримечательностей на пути следования. С учётом того, что Николай II предоставил ему в пользование специально переоборудованный под фотолабораторию железнодорожный вагон, вполне логично, что большая часть маршрута проходила вдоль существующих железных дорог. Однако фотограф не гнушался и другими средствами передвижения. Так, по Чусовой он проплыл на моторной лодке, окрестности Екатеринбурга исколесил на автомобиле "Ford", а зачастую пробирался по уральской тайге верхом на лошади или вовсе пешком. Спутники отмечали неизменный энтузиазм и казавшийся неистощимым запас сил Сергея Михайловича. Сам Прокудин-Горский позже вспоминал:
"Работа моя была обставлена очень хорошо, но, с другой стороны, требовала огромного терпения, опыта и часто больших усилий. Делать снимки приходилось в самых различных и зачастую трудных условиях. Тем же вечером снимки надо было проявить в лаборатории вагона, и иногда эта работа затягивалась до утра. А сделать её нужно было обязательно, особенно если погода была неблагоприятна, и нужно было выяснить, не окажется ли необходимым повторить съёмку при другом освещении прежде, чем ехать дальше".
Первое #путешествие по Уралу заняло почти два месяца. Позже Прокудин-Горский возвращался на Каменный пояс ещё не единожды, посетив такие города как Пермь, Екатеринбург, Каменск-Уральский, Верхотурье, Нижний Тагил, Верхний Уфалей, Касли, Кыштым, Челябинск, Миасс, Златоуст, Сим, Уфу, Сатку, Бакал, Чердынь, Ныроб, Ялуторовск, Тюмень и Тобольск. Помимо городов он запечатлел и самые интересные окрестные природные достопримечательности. Но поначалу за уральским вояжем последовали плавание по Верхней Волге, #поездки по центральным губерниям Российской Империи, #экспедиции в Туркестан и Бухару, #путешествия по Мариинскому водному пути, на Кавказ, в Малороссию и на Соловецкие острова. К сожалению, всю Российскую Империю Прокудин-Горский запечатлеть не успел. Пожалуй, на это не хватило бы и целой жизни – а тут всего какие-то пять лет! А потом грянула Первая мировая война, и поддержку проекта фотографа официальные власти свернули – стало попросту не до этого. А спустя ещё несколько лет не стало и самой официальной власти.
Стоит заметить, что #фотография в те годы была не самым дешёвым хобби. При поддержке императора Прокудин-Горский мог путешествовать практически бесплатно, но дорогостоящую технику, расходные материалы и химические реактивы все эти годы он вынужден был покупать за свой счёт, и со временем его и без того скромное состояние окончательно истощилось. Быть может, именно поэтому революционные события 1917 года #фотограф воспринял относительно спокойно. Он охотно откликнулся на просьбу большевиков провести выставку фотографий в Зимнем дворце, а в 1918 году принял деятельное участие в создании Высшего института фотографии и фототехники. В общем, с новой властью Прокудин-Горский вполне уживался. Но не уживался с разрухой, которая царила в разорённой стране, где сложно было достать даже кусок хлеба, не говоря уж о каких-то там фотоэмульсиях или специфических реактивах. В конце 1918 года фотограф навсегда покинул Россию, эмигрировав в Париж.
В эмиграции Сергей Михайлович продолжил заниматься любимым делом: писал статьи в журналы, запатентовал конструкцию одной из первых в мире цветных кинокамер и даже намеревался отправиться в очередное большое фотографическое путешествие – в этот раз по Франции и её колониям. Поддержки от французского правительства в этом начинании он в итоге так и не получил – правда, по вполне объективным причинам. Ведь технический прогресс не стоял на месте: начиналась эра цветной фотопленки и цветной фотобумаги. Теперь, чтобы сделать цветной снимок, достаточно было всего лишь один раз нажать на спуск фотоаппарата, что было по силам практически каждому. Так на закате жизни пионер цветной #фотографии остался не у дел. В Париже Прокудину-Горскому предстояло пережить немецкую оккупацию и умереть в безвестности в 1944 году.
Молодая советская власть отнеслась к творческому наследию Прокудина-Горского примерно так же, как сам фотограф отнесся к советской власти – то есть, весьма равнодушно. С собой во Францию Сергей Михайлович смог вывезти лишь чуть более 2 тысяч негативов. Ещё примерно столько же негативов он вынужден был оставить в Санкт-Петербурге. Ныне они считаются утраченными. Вполне возможно, что такая же судьба постигла бы и оставшиеся негативы, если бы в 1948 году власти США не выкупили их у наследников фотографа. Ныне в Библиотеке Конгресса бережно хранятся 1902 тройных негатива цветных фотографий Российской Империи, сделанных Сергеем Михайловичем Прокудиным-Горским в период с 1905 по 1916 годы. Долгое время они были недоступны широкой публике и получили “второе рождение” лишь в эпоху цифровых технологий: в 2000 году все они были оцифрованы в высоком разрешении и выложены в сети Интернет в свободном доступе. Впоследствии цифровая обработка позволила не только точно воспроизвести цвета снимков, но и устранить мелкие дефекты, сделав изображения вековой давности именно такими, какими, наверное, хотел бы видеть их сам фотограф.
"С наступлением в России революции была полная опасность потерять всю коллекцию, и она несколько лет находилась под этой угрозой. Однако, благодаря удачно сложившимся обстоятельствам, мне удалось получить разрешение на вывоз наиболее интересной её части. Исключены были главным образом снимки, имеющие стратегическое значение, мало интересные для широкой публики, и снимки, сделанные по России в различных пунктах, но не связанные общей идеей и системой..."
Коллекция Прокудина-Горского считается уникальным объектом культурного наследия – хотя бы потому, что более половины архитектурных памятников, запечатлённых фотографом, ныне утрачены или окончательно потеряли свой первоначальный облик. Эти снимки – не только памятник навсегда ушедшей эпохе, но и #памятник человеку, опередившему своё время. Когда-то Сергей Михайлович Прокудин-Горский проделал эту титаническую работу, понимая, что не получит от неё сиюминутной выгоды. Он проделал её, чтобы для нас с вами, живущих в XXI веке, Российская Империя не осталась размытым мрачным чёрно-белым пятном, а запомнилась пёстрой, мельтешащей яркими красками и тысячами оттенков. Запомнилась цветной.
Рассказывая о разнообразных природных достопримечательностях Урала, об истории и архитектуре Каменного пояса на страницах этого канала мне уже не раз приходилось прибегать к фотографиям, которые Сергей Михайлович Прокудин-Горский сделал больше века назад. Его снимки можно увидеть в моих статьях о знаменитых скалах Чёртово городище под Екатеринбургом или, к примеру, об увековеченном в мастерстве местных оружейников Златоустовском заводе. Ну а если вам нравится читать истории о людях, всю жизнь посвятивших любимому делу, которому они были преданы всей душой, обязательно прочитайте мой очерк о выдающемся русском изобретателе Николае Гавриловиче Славянове, горном начальнике знаменитых Пермских пушечных заводов.