Найти в Дзене
Горы. Камни. Люди

Луч света в царстве керосина

Мы уже давно привыкли к тому, что улицы наших городов в тёмное время суток ярко освещены. Однако так было далеко не всегда. Вообще, во все времена освещение городских улиц было не самым дешёвым удовольствием. В наши дни на освещение крупного мегаполиса за одну только ночь запросто могут тратиться более 1 миллиона киловатт-часов электроэнергии – огромная цифра, если вдуматься! Конечно, раньше города занимали гораздо меньшую площадь, но и источники света были куда менее практичными. Например, в Москве и Санкт-Петербурге уличное освещение формально появилось ещё в 1720-х годах по указу Петра І, но фонари, заправлявшиеся конопляным маслом, зажигались далеко не каждый вечер. Как правило, это происходило лишь в самые тёмные, безлунные ночи... Исторически в Екатеринбурге освещение носило сугубо утилитарный характер, обустраиваясь в первую очередь в цехах промышленных предприятий и фабрик, работавших круглосуточно. Городские улицы при этом неизменно утопали во тьме. Если в центре города ещё мо

Мы уже давно привыкли к тому, что улицы наших городов в тёмное время суток ярко освещены. Однако так было далеко не всегда. Вообще, во все времена освещение городских улиц было не самым дешёвым удовольствием. В наши дни на освещение крупного мегаполиса за одну только ночь запросто могут тратиться более 1 миллиона киловатт-часов электроэнергии – огромная цифра, если вдуматься! Конечно, раньше города занимали гораздо меньшую площадь, но и источники света были куда менее практичными. Например, в Москве и Санкт-Петербурге уличное освещение формально появилось ещё в 1720-х годах по указу Петра І, но фонари, заправлявшиеся конопляным маслом, зажигались далеко не каждый вечер. Как правило, это происходило лишь в самые тёмные, безлунные ночи...

Исторически в Екатеринбурге освещение носило сугубо утилитарный характер, обустраиваясь в первую очередь в цехах промышленных предприятий и фабрик, работавших круглосуточно. Городские улицы при этом неизменно утопали во тьме. Если в центре города ещё можно было встретить керосиновые фонари, стоящие на солидном удалении друг от друга, то уже буквально в паре кварталов единственными источниками света оставались звезды и Луна. Из дошедшей до наших дней отчётной документации мы знаем, что в 1876 году в Екатеринбурге насчитывалось всего 90 керосиновых фонарей – капля в море мрака! Видимо, и во второй половине XIX века, когда уличное освещение в крупных европейских городах уже постепенно становилось не роскошью, а чем-то обыденным, на Урале городские власти продолжали мыслить в более практичном ключе, полагая, что приличным людям попросту незачем шляться по ночам. А уж если совсем приспичило, можно обойтись ручным фонарём.

В наши дни центр Екатеринбурга буквально утопает в огнях. Однако так было, как несложно догадаться, далеко не всегда
В наши дни центр Екатеринбурга буквально утопает в огнях. Однако так было, как несложно догадаться, далеко не всегда

Правда, в Европе настоящий прорыв в этом направлении произошёл благодаря повсеместному распространению газовых фонарей, которые на Урале не использовались из-за отсутствия разведанных месторождений каменного угля – основного источника "светильного газа". Так что уральская столица успешно миновала “газовую" ступень эволюции уличного освещения, сразу же шагнув на ступень "электрическую”. Вообще, Екатеринбург во все времена не так уж и сильно отставал от Москвы и Санкт-Петербурга с точки зрения следования модным "трендам”. Огромный промышленный потенциал, сосредоточенный в городе, привлекал не только образованнейших людей своего времени, прекрасно представлявших, чем живет остальной мир, но и солидный капитал, который при желании позволял воплощать в жизнь все современные новшества. Первые электрические лампы зажглись в городе уже в 1885 году, когда владелец местной электротехнической мастерской Иван Василевский предпринял попытку (правда, не очень удачную) осветить зрительный зал городского театра. А уже в 1894 году очередным сплавом прогресса и капитала стало "Товарищество электрического освещения в Екатеринбурге", основанное инженером-механиком Николаем Яковлевичем Панфиловым и купцом Андреем Дмитриевичем Елтышевым: первый был идейным вдохновителем предприятия, a второй – его главным спонсором.

"Товарищество электрического освещения в Екатеринбурге". Фотография с сайта "PastVu" (http://pastvu.com/_p/a/3/d/7/3d7e4847afcygr3y6h.jpg)
"Товарищество электрического освещения в Екатеринбурге". Фотография с сайта "PastVu" (http://pastvu.com/_p/a/3/d/7/3d7e4847afcygr3y6h.jpg)

Практически сразу после организации товарищества на берегу Исети началось строительство первой в Екатеринбурге городской электростанции. Её расположение было выбрано с умыслом: наличие рядом реки исключало проблемы с водоснабжением, а близость к центру города позволяла сэкономить на линиях электропередачи. Действительно, от 2-й Береговой улицы (ныне улица Горького) до сердца города – плотины городского пруда – всего-то полкилометра, рукой подать. Проект станции разработал сам Панфилов. Паровая машина мощностью в 115 лошадиных сил (вот зачем нужна вода!) приводила в действие динамо-машину с установленной электрической мощностью 80 кВт. Работало сие чудо инженерной мысли на дровах.

Электрическая станция Екатеринбурга на открытке начала XX века. По материалам из открытых источников
Электрическая станция Екатеринбурга на открытке начала XX века. По материалам из открытых источников

Комплекс зданий электростанции помимо непосредственно машинного зала включал в себя двухэтажный флигель для служащих станции и шестигранную кирпичную трубу, разом ставшую одной из архитектурных доминант центра тогдашнего Екатеринбурга. Возвели комплекс по проекту архитектора Александра Семёновича Чирковского. В Екатеринбурге куда большей известностью пользуется другое его творение – находящийся по соседству доходный дом купца Чувильдина, больше известный среди горожан как "Косой дом". И доходный дом, и здание электростанции выполнены в модном в то время кирпичном стиле, однако, в отличие от “Косого дома", в облике здания электростанции явственно чувствуется влияние эклектики – высокие стрельчатые окна, многопрофильный карниз, декоративные машикули на фасаде. Флигель, конечно, выглядел попроще, однако в целом вполне гармонично вписывался в общий облик комплекса. К сожалению, часть декора флигеля была утрачена ещё в советское время, а недавняя реставрация изуродовала здание окончательно.

С определённых ракурсов здание электростанции чем-то напоминает средневековый замок
С определённых ракурсов здание электростанции чем-то напоминает средневековый замок

Новая электростанция была построена в рекордно короткие сроки – менее чем за год. Уже в начале 1895 года генераторы дали первый электрический ток, а Панфилов с Елтышевым обратились к городской думе с предложением начать постепенную замену керосиновых уличных фонарей электрическими. Разрешение было получено, и к концу 1895 года на улицах Екатеринбурга появились первые 8 электрических фонарей. В 1896 году их число увеличилось до 42, причем крайние из них уже дотянулись вдоль набережной Исети практически до самой Симановской мельницы. И всё же электрификация уральской столицы "буксовала" – как ни странно, теоретические расчёты на практике не оправдались, и керосиновые фонари по-прежнему оставались значительно более выгодными с экономической точки зрения. В итоге коммерческое предприятие грозило совсем зачахнуть, поэтому разочарованные предприниматели в надежде отбить хотя бы часть вложенных в проект денег в 1897 году продали электростанцию с соответствующей инфраструктурой московскому Центральному электрическому обществу.

Внимание притягивают большие окна на главном фасаде и декоративные машикули
Внимание притягивают большие окна на главном фасаде и декоративные машикули

Именно в конце XІХ века и именно на старой электростанции разворачиваются события истории, которая широко разошлась в Интернете пару лет назад. С вашего позволения я процитирую её здесь полностью, благо она короткая:

"На электростанции работал ночным смотрителем Иван Конрадович Глубокин, который имел большую мечту – сделать подарок человечеству, оживив мёртвого. Книжку о Викторе Франкенштейне он прочитал ещё в детстве, а вот других книжек, похоже, не читал, да и учился в школе плохо. Однажды писарь из технической мастерской натолкнул его на мысль: чтобы электричество свободно текло сквозь мёртвое тело, нужно смазать его вазелином с металлическими опилками. А этого даже Франкенштейн не знал! Секрет есть, доступ к электричеству тоже, а чтобы отыскать "пациента", Глубокин устроился носильщиком в морг.
Первые два эксперимента закончились фиаско. Очередным претендентом на оживление стал делопроизводитель Щукин, умерший совсем недавно. Смотритель так и представил: оживит он Щукина и заживет! Вот только не удалось. В тот момент, когда Глубокин уже поставил на регуляторе максимальную мощность, во двор залетела птица. Она встревожила пса Арчибальда, который начал лаять и напугал Ивана Конрадовича. Тот дернулся, поскользнулся на банке с вазелином и рефлекторно схватился за покойного Щукина. Стоит ли говорить, что утром персонал станции нашёл два тела: делопроизводитель так и остался мертвым, а неудавшийся уральский Франкенштейн обгорел до неузнаваемости...".

Как было установлено краеведами, вся эта история на самом деле не имеет под собой реальных оснований и является исключительно современным художественным вымыслом, растиражированным на просторах сети накануне очередного Хэллоуина, но не упомянуть про уральского доктора Франкенштейна, рассказывая о старой электростанции, я просто не мог.

Флигель электростанции в наши дни окончательно утратил свой исторический облик и выглядит, если честно, так убого, что его даже фотографировать не хочется. А так он выглядел еще лет пять или шесть назад. Фотография из открытых источников
Флигель электростанции в наши дни окончательно утратил свой исторический облик и выглядит, если честно, так убого, что его даже фотографировать не хочется. А так он выглядел еще лет пять или шесть назад. Фотография из открытых источников

В начале XX века электростанция стала прибежищем революционного подполья. Её директором был назначен Лев Афанасьевич Кроль – масон и, в будущем, активный деятель кадетской партии. В годы революционного лихолетья он станет неформальным лидером Временного правительства Урала, окажется в оппозиции ко всем политическим силам, действовавшим в годы Гражданской войны, и окончит свои дни в эмиграции. Но тогда, на заре революции, Кроль привечал на своей электростанции революционеров и подпольщиков всех мастей. В разные годы на ней трудились Сергей Черепанов (партийная кличка "Лука", расстрелян чехословаками в 1918 году), Николай Скрипник (впоследствии нарком просвещения УССР и активный сторонник "украинизации"), Пётр Смидович (партийная кличка "Матрёна", в будущем один из идейных вдохновителей советской антирелигиозной пропаганды), Семён Залкинд (партийная кличка "Фаддей", после революции преподавал в различных учебных заведениях Коминтерна, обучая будущих азиатских и южноамериканских революционеров), Никифор Вилонов (организатор пропагандистской партийной школы на острове Капри). В здании электростанции проводились партийные сходки, размещалась подпольная типография, сюда доставлялась нелегальная литература из-за границы. Правда, в итоге на мемориальной табличке, которую до сих пор можно увидеть на фасаде здания, почему-то увековечили память лишь одного революционера, работавшего на электростанции – Романа Загвозкина.

Вот лишь некоторые революционеры, обретавшиеся в разное время на электростанции. По часовой стрелке: Сергей Черепанов, Семён Залкинд, Николай Скрыпник, Николай Батурин, Никифор Вилонов, Пётр Смидович. По материалам из открытых источников
Вот лишь некоторые революционеры, обретавшиеся в разное время на электростанции. По часовой стрелке: Сергей Черепанов, Семён Залкинд, Николай Скрыпник, Николай Батурин, Никифор Вилонов, Пётр Смидович. По материалам из открытых источников

Между тем, вопреки усиливающемуся революционному "брожению", прогресс не стоял на месте. В городе не только керосиновые фонари медленно, но верно вытеснялись электрическими – помимо этого постоянно возрастало число новых потребителей электроэнергии. Естественно, львиная доля приходилась на промышленные предприятия, в быту рядовые екатеринбуржцы поначалу сталкивались с электричеством лишь опосредованно. Но дело продвигалось. В 1901 году на городских улицах насчитывалось более четырёхсот электрических фонарей, а горожане побогаче уже проводили электричество в свои дома. В 1909 году станцию модернизировали, установив новые паровые машины, после чего её мощность превысила 1 МВт. Вот только электростанция по-прежнему работала на дровах, что было крайне неудобно и нерентабельно. С одного кубометра дров удавалось выработать не более 60 киловатт-часов энергии, и дрова уходили в топки буквально сотнями кубов – только успевай подвозить!

Работники электростанции "Луч" на маёвке в 1925 году, за два года до закрытия станции. Фотография из открытых источников
Работники электростанции "Луч" на маёвке в 1925 году, за два года до закрытия станции. Фотография из открытых источников

Последняя попытка “реанимировать” морально устаревшую электростанцию была предпринята в 1922 году, когда её решили перевести на уголь, добывавшийся на Копейском месторождении под соседним Челябинском. Но и эта вынужденная мера не спасла электростанцию, к тому времени получившую вполне себе пролетарское название "Луч": прирост мощности не превысил 10%, да и логистические проблемы, связанные с подвозом таких объёмов топлива практически в самый центр города, никуда не делись. В 1927 году в строй вступила современная мощная Свердловская электростанция на Большеконном полуострове мощностью 11 МВт, которая работала на местном торфе, а "Луч" закрыли. Примечательно, что именно "Луч" стал своеобразной “кузницей кадров" для новой электростанции – большинство рабочих и инженеров, включая первого руководителя новой станции Исаака Абрамовича Канторовича, были выходцами с "Луча". Впрочем, история Свердловской ТЭС на Большеконном полуострове достойна отдельного рассказа.

Свердловская электростанция на Большеконном полуострове поставила крест на "Луче". Фотография с сайта "PastVu" (http://pastvu.com/_p/a/l/e/l/leloe3o3l95qtbn29u.jpg)
Свердловская электростанция на Большеконном полуострове поставила крест на "Луче". Фотография с сайта "PastVu" (http://pastvu.com/_p/a/l/e/l/leloe3o3l95qtbn29u.jpg)

Помещение электростанции "Луч” пустовало недолго. В 1929 году, с появлением в Свердловске первого городского трамвая, здесь организовали тяговую подстанцию. Удивительно, но эту функцию "Луч" продолжает выполнять уже без малого почти сто лет – здесь по-прежнему размещается энергохозяйство Екатеринбургского трамвайно-троллейбусного управления, хотя само здание является памятником промышленной архитектуры и находится под охраной государства, о чем напоминает соответствующая табличка на фасаде здания. Понятно, что побывать внутри здания в настоящее время для человека "с улицы" не представляется возможным. Однако гуляя по набережной Исети практически каждый житель и гость города невольно обращает внимание на этого "мастодонта уральской электрификации", давшего Екатеринбургу столице первые киловатты электроэнергии 130 лет назад.

На страницах этого канала мне уже доводилось рассказывать о старых уральских промышленных предприятиях – памятниках индустриальной архитектуры и мемориалах инженерной мысли своего времени. Например, я писал о заброшенном винокуренном заводе, который стоит на берегу озера Синара в посёлке Воздвиженка. Рассказывал я и о мельнице купца Симанова, которая выполняла свою прямую функцию практически в самом центре Екатеринбурга вплоть до начала XXI века и лишь несколько лет назад неожиданно (и, надо сказать, весьма удачно) превратилась в элитный жилой комплекс. Ну и конечно же в данном контексте нельзя не вспомнить о знаменитой Белой башне, спроектированной замечательным архитектором Моисеем Рейшером – памятнике конструктивизма и настоящем символе Уралмаша.