Сидим с сыном на рыбалке, ночью, слышу,
-- Что - то не клюёт. - Вода ещё холодная..
- Холодная говоришь?.. А что мы знаем о холодной воде? Вот мой первый рыбацкий учитель, наставник и просто человек удивительнейшей судьбы, дядя Коля, вот он познал это в полной мере.
Николай Николаевич, колоритная личность, росту под два метра, ни капли жира, одни мышцы, а уже за 70 лет перевалило! Ручищи как у портового грузчика, наверно. Брат мне недавно рассказал, видел, как к нему в троллейбусе привязались двое подонков, как вышли, он первого вырубил с одного удара, второй убежал. Мастер на все руки, столяр - краснодеревщик, в ялтинских санаториях мебель делал! Так и большого пальца на левой руке лишился, и это ему не мешало!
Как-то дядя Коля рассказал, мне о своей довоенной и военной жизни. Но очень кратко, я перескажу дословно.
Родился я в 1910 году, в Симферополе, жил на Шестириковке, сейчас район улиц Гоголя - Дзюбанова. Рыжий был, что огонь...одни говорят, «рыжих бог в макушку поцеловал», другие «бог шельму метит». Здоровье было, я думал, сносу мне не будет. В финскую войну был в звании старшего лейтенанта, принимал участие в военных действиях. К примеру, чтоб по снегу за танками поспевать, мы цеплялись за них тросами и так передвигались, на лыжах!
А там и 1941 год подоспел. Под Мелитополем немцы как ударили, и побежали мы, кто куда. А я пошёл домой, в Симферополь, дошёл до моста через Салгир, где сейчас въезд в совхоз "Дзержинского", там на блокпосту и задержали, и в лагерь, в «Красный», оттуда бежал, мыкался по крымским горам, поймали. Снова лагерь, под Севастополем.
Там за 3 года мне выбили все зубы, особенно один постарался, нерусский, но зато теперь без зубов хорошо, не болят. В 1944 из Севастополя началась немцев эвакуация, на кораблях. Загрузили и нас, пленных и немцев, и румын как селёдок в бочки. Идёт целый караван кораблей, как оказалось, в Румынию.
Вдруг налетели наши самолёты и давай бомбить, стрелять. Смотрим один корабль загорелся, начал тонуть, второй, третий. Апрель, вода холодная. Люди прыгают за борт, только одни сразу ко дну, другие побарахтаются и туда же. А плыть бесполезно, берегов то не видно. Попали и в наш. Многие тоже прыгают. Я раздеваюсь догола, прыгаю, отплываю от корабля, чтоб воронкой не затянуло, и лёг на спину, руки ноги расставил и лежу на воде, умел так, крымчанин как никак. А поблизости немец, но не лежит, не барахтается, а плывёт, сажёнками, хотя, куда, зачем?
Когда смотрю, улетели самолёты, идёт баркас, подбирает тех, кто не утонул. Слышу, по разговору румыны. Подходят ко мне, спрашивают,
- Романешти?
А я с таким чуть ли не вызовом - я русский! Подали мне конец, подняли.
Подходят к немцу,
- Романешти? А тот,
- Дойче, дойче!!! А ему
- За немцами другой катер будет, - не взяли. тот ещё поплавал, и.…пошёл ко дну.
«От автора. – Ну что это? Доля, судьба, везение или что же ещё? Союзника не взяли!!! Уже нечто неподвластное пониманию, разве нет?»
- А нас привезли в Румынию, в Констанцу, прямо на набережной костры, в котлах варят дельфинье мясо, запах ещё тот, бери сколько хочешь, не все берут, я взял, сколько смог унести, одежонку какую - то дали и в Норвегию отправили, в лагерь. через год нас освободили, чтобы определить уже в наш лагерь, Йошкар-Ола, ...Марийская республика....
- Лет через 20 доктора нашли у меня следы залеченного туберкулёза, рассказал свою жизнь доктору, говорит, - дельфинье мясо тебя излечило!.......
- Вот такая, сын, вода ХОЛОДНАЯ, когда люди тонут тысячами на твоих глазах.
Я, кстати, в 60 х служил в Йошкар-Оле. . в лесу, конечно, Ракетные Войска стратегического назначения. Вокруг лагерей этих было, тьма.
Где - то в конце 50 х сижу дома, смотрю в окно, его дом напротив, подъезжает роскошный кабриолет с откинутым верхом, какого - то невероятного бирюзового цвета, обивка сидений красной кожей, и за рулём дядя Коля. Кстати, этот Опель я бирюзовым больше и не видел, как и откинутого верха, и красных сидений...
Но вот отдал дядя Коля свой автомобиль в аренду Одесской киностудии.
Недавно нашёл скан из фильма «Один шанс из тысячи» — «советский героико-приключенческий фильм» 1968 года, роскошный задний красный диван, раздельный, судя по фото. Мне как-то пришлось подремать на этом уже не красном, уже не кожаным и уже не раздельном, наверно и не диване. Это было нечто жёсткое, выпуклое, коричневатое и конечно, дерматиновое. За три года арендаторы знатно повеселились. "Ухайдакали" мотор с коробкой, откидной верх, все сиденья, а заднее крыло после аварии пришлось штопать заклёпками, никакой сварке металл не поддался. Ну, в чёрный цвет перекрасили сразу, по сценарию, а вот двигатель Газ 51, КПП, обивку сидений и замену крыши каким – то кожзаменителем пришлось получать через суд.
Много мы объехали с дядей Колей крымских водоёмов, много с ним говорили на разные темы. Сначала ездили на его шикарном по довоенным временам Opel Admiral AD 38 4-дверный кабриолет 1938 года. Лучший люксовый автомобиль Германии, авто для генералов, как писали тогда у них…
Говорю, как – то
- дядя Коля, мотор с грузовика, тянет, видать лучше?
Да, нет, какой там лучше, мой был, 100 км/час выжимал, а теперь 60 и всё.
1980 год, мне 31, на рыбалке не был 15 лет. вдруг слышу, Газ-51 по улице едет (на 3 передаче звук ни с чем не спутаешь) - глядь в окошко -дядя Коля подъехал на "Адмирале", из окна подсак торчит. Ну, я к нему и прибился, хотя не сразу он меня стал брать, я, говорит, один рыбачу. Первую рыбалку поехали на Почтовое, стали на острове. Дал он мне закидушку, которую я всю ночь распутывал в перерывах между забросами, поклёвок не было. У дяди Коли два спиннинга, взял он ночью два килограммовых леща на манку, чистую, без всяких приправ, на пружине пшённая. Я стал задумываться. Но пришлось ещё порыбачить на Мраморном, чтобы понять, надо снасти приобрести, правда, на этот раз сработало правило новичка. Пару хороших карасей мы взяли, точнее дядя Коля, но я его закидушку наживлял (распаренной овсянкой) и забрасывал. первого он вытащил, когда я шлялся вдоль берега, а второго - задремал на бывшем диване, дядя будит меня - куда твою рыбу складывать? - спрашивает. Кстати, все его снасти у меня, конечно, уже не рабочие, но рука не поднимется выбросить.