Добрый день, уважаемые читатели!
Полотно «Рыбаки в море», написанное в 1796 году, стало первой картиной маслом кисти признанного мастера акварели Уильяма Тернера. Выставленное в Королевской академии искусств, оно получило широкое признание.
Уильям Тернер (1775-1851) - один из самых известных живописцев Великобритании, мастер романтического пейзажа, самый молодой художник, удостоившийся звания королевского академика. Тернер старательно изучал мастеров прошлого, восхищаясь пейзажами Клода Лоррена. Но его работы отличала иная, новая эстетика.
Детали
Человек и стихия
Холодный диск полной луны озаряет своим сиянием вздымающиеся волны. На фоне туманных скал, едва не черпая низкими бортами воду, раскачивается широкая рыбацкая лодка. На корме теплится фонарь - рыбаки опускают сети. Будто расступившийся черный занавес, обрамляют их мужественную борьбу со стихией облака. Тьма морских глубин кажется еще чернее под распахнутыми росчерками крыльев чаек на первом плане. А с гребня темно-зеленого водяного холма скатывается еще одно судно. Едва заметные вертикальные росчерки и темные пятна на серебряной линии горизонта означают похожие судна. Такую драматичную сцену представляет вниманию зрителя Тернер.
Цвет во тьме
Эта картина только кажется монохромной. Сложнейшие оттенки черного, коричневого, темно-синего, голубого, зеленого, бежево-песочного складываются в головокружительно раскачивающиеся водяные холмы. Изумительно точно переданы не только тема и сюжет произведения, но и особое настроение работы, воссоздающее в красках могущество морской стихии и красоту лунной ночи над водными просторами, зыбкость бытия и уязвимость человека перед этим величием.
Море в ночи
Перед нами - работа, в которой живописец с блеском разрешил невероятные колористические задачи, совместив при этом два сложнейших вида пейзажа - ночной и морской. Такую дерзкую тему для первой выставки мог выбрать только гениальный самоучка - выдающийся мастер акварели. Тернер много лет самостоятельно овладевал техникой письма масляными красками, изучая в музеях секреты художников прошлого.
Влажность света и свечение вод
В причудливую гармонию складываются сочетания холодных тонов сияющего лунного света в воздухе и на поверхности моря и оттенки теплого луча фонаря, едва заметный блик от которого отражается на воде. Но еще эффектнее серебряная кромка, которая озаряет линию горизонта с едва заметными мачтами рыбацкой флотилии. Морская пучина обретает жизнь в красках и передает свою мощь и энергию зрителю.
Чайки в море
Художник в процессе постоянного совершенствования своего мастерства масляной живописи работает над мельчайшими деталями, которые трудно передать цветом в привычной ему акварели. Это и деревянные детали мачт и корпусов лодок, и очертания луны, которая кажется сверкающей резким люминесцентным светом, и белые крылья чаек, вечных спутников рыбаков, бесстрашно кружащих над бездной в ожидании улова. Но особенно эффектно в технике письма маслом выглядят будто вылепленные из тьмы клочья черных облаков. Они кажутся объемными, наложенными поверх глубоких небес, светящихся бежевыми и синеватыми тонами атласной «подкладки» туч. Легкие касания кисти - так называемые лессировки - дополняют свечение особым блеском.
Акварельные скалы
Такому выдающемуся акварелисту, как Тернер, трудно было избежать взаимного влияния разных техник письма. И это только обогатило картину особыми эффектами. Так, скалы в левой части картины, подчеркивающие контраст лунного блика на спокойном участке вод, призрачными тенями растворяются в потоках света, тающими контурами напоминая акварельные зарисовки этого художника.
Для новых материалов подписывайтесь на канал:
Ставьте лайки и комментируйте
Читайте также: