В современном быстроменяющимся мире информация становится основным ресурсом, именно поэтому навык быстрого ее усвоения и обработки является ключевым фактором эффективного развития личности. При этом для успешного процесса становления человеку необходимо пройти долгий путь, первоначальным шагом которого является самопознание. Оно позволяет человеку понять собственное «Я», поскольку в его процессе человек соотносит себя со своими способностями, данный период характерен для школьного возраста. В этот момент учащиеся начинают осознавать свои интересы и умения, потенциалы и склонности. Стоит отметить, что данное осознание сложно для восприятия и формирования в силу новизны в юном возрасте, именно поэтому особую роль начинает играть учитель. Он анализирует сильные стороны школьника, при этом помогает проявить способности к самостоятельному мышлению и ответственности за действия.
Однако в информационном обществе крайне важно на данном этапе не только научить ребенка получать знания и данные из окружающего мира, но и привить к ним умение анализировать и сравнивать различные точки зрения, ведь только тогда человек сможет приходить к собственным выводам и открытиям. Именно это и называется когнитивные умения. Учитель, в данном случае, выполняет роль наставника, который при помощи различных методов позволяет достигнуть необходимого результата развития личности. При этом стоит отметить период обучения детей младшего школьного возраста, поскольку они только вступают на этот путь. На их возраст приходится большая часть когнитивных изменений. Своего рода сензитивность к учебному процессу, проявляемая в возрасте от 6 до 10 лет, благоприятно сказывается на возможности провести коррекцию развития личности [2]. Роль регулятора в этот период выполняет учитель начальных классов.
Неоспоримая важность работы педагога также обуславливается требованиями образовательной среды, а именно Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее – ФГОС НОО) [1]. Данный документ предусматривает формирование универсальных учебных действий (далее – УУД), которые, в свою очередь, также отмечают важность развития когнитивных способностей школьников. Среди УУД выделяют такие группы, как познавательные, регулятивные и коммуникативные действия. Для их достижения необходимо достичь у обучающегося умения контролировать свое поведение, научиться выполнять базовые логические и начальные исследовательские действия с использованием информации, а также научиться коммуницировать со своими сверстниками – общаться, проводить совместную деятельность и умение презентовать окружающим информацию.
Таким образом, учитель должен не только передать знания, но и обучить ребенка методам познания, развить его навыки к самостоятельному мышлению, то есть прийти к гармоничному всестороннему становлению, включая развитие такого аспекта, как когнитивные способности.
Однако достижение поставленной задачи возможно с помощью реализации современных педагогических технологий, способствующих когнитивному развитию. Одной из таких методик является техника «строительный лес» [3]. Эта методология была раскрыта Л. С. Выготским, советским психологом, но активно развивалась и ранее. Она позволяет выстроить успешное обучение, но только при условии наличия помощника для младшего школьника, который будет передавать свой имеющийся опыт. В таком случае ребенок проходит через следующие стадии:
1. «Учитель делает», когда происходит объяснение и полное погружение, но выполнение задания приходится на преподавателя;
2. «Мы делаем», на данном этапе происходит взаимодействие «учитель-ученик» при реализации общей деятельности;
3. «Делаю сам», в этом случае учитель в роли помощника уже не выполняет необходимую функцию поддержки, а ребенок сам способен выполнить действие.
По мнению Л. С. Выготского именно взаимодействие с окружающими людьми, в частности, с учителем, что помогает развить когнитивные способности, поскольку при социальном взаимодействии ребенок может увидеть возможности человека. При этом развивается «внутренняя речь», которая в сложной ситуации поможет решить проблему, креативно подойти к ее разрешению.
Также при оценке роли учителя в развитии когнитивных способностей не стоит преуменьшать значение мотивации в момент обучения, важность которой отмечалась и известным педагогом В. А. Сухомлинским. Его позиция заключалась в том, что обучение – это, безусловно, важно, но педагог должен научиться создавать такие условия для образовательного процесса, которые будут побуждать ребенка к саморазвитию, создавать «ситуацию успеха» [4]. Раскрывая тему работы через призму мнения великого новатора в сфере педагогики, мы понимаем, что мотивация – основа для успешного когнитивного развития. Ведь позитивно настроенная атмосфера в школьном классе способствует не только достижению образовательных целей, но и развитию мыслительных способностей. Мотивация становится двигателем когнитивных процессов, влияя на интерес к учебному процессу у ребенка. Он стремится самостоятельно искать решение задачи, применять креативные и репродуктивные подходы в исследовательской деятельности. Когда ребенок понимает, зачем он действует, ради чего, то он проявляет самостоятельность и решительность, что влияет на развитие когнитивной функции.
Роль учителя в таком случае раскрывается глубже, он выполняет не только транслирующую функцию, но и подготовительную. Он формирует фундамент для дальнейшего успешного усвоения материала, что показывает неотъемлемую его роль как в образовательном учреждении, так и в системе образования в целом.
Подводя итог, необходимость роли учителя в когнитивном развитии школьников обуславливается несколькими факторами. Во-первых, он является основным проводником в мир знаний и навыков, центром, который помогает достигнуть образовательных целей, в том числе, в соответствии с образовательной стратегией государства. Во-вторых, с помощью индивидуального подхода преподаватель может привести ребенка к успеху через стимуляцию его личностных способностей, выступая в роли помощника и примера. Более того, учитель имеет возможность создать необходимую среду в классе, способствующую творческому мышлению, уверенности в собственных силах, что даст потенциалу школьника раскрыться. Благодаря взаимодействую учителя с классом у ученика появляется внутренняя потребность в обучении, что служит основой для дальнейших ступеней развития личности: самоопределения, самоуправления и самореализации, позволяя успешно функционировать в обществе.
Список литературы
1. Приказ Министерства просвещения "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" от 31.05.2021 № 286 // Официальный интернет-портал правовой информации. – 2021 (дата обращения: 01.02.2025).
2. Калина В. В. Сензитивность к учебной деятельности как психологическая проблема // Вестник НовГУ. 2012. №70. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/senzitivnost-k-uchebnoy-deyatelnosti-kak-psihologicheskaya-problema (дата обращения: 02.02.2025).
3. Строительные леса Выготского: Путь к успешному обучению // HR-portal URL: https://hr-portal.ru/story/stroitelnye-lesa-vygotskogo-put-k-uspeshnomu-obucheniyu?ysclid=m6qci3uc8t383281505 (дата обращения: 03.02.2025).
4. Бажук О. В., Пузеп Л. Г. Психолого-педагогические приёмы создания ситуации успеха // КПЖ. 2020. №2 (139). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-priyomy-sozdaniya-situatsii-uspeha (дата обращения: 03.02.2025).
Автор Надежда Георгиевна Дюкина