Найти в Дзене
Дамир Исхаков

Почему настоящий символ татар - это именно рогатый барс?

Оглавление

Широкое распространение на территории домонгольской Болгарии имели бронзовые зам­ки в виде фигурок барсов, но без всадника, относящиеся к XII - началу XIII вв. Только в Биляре их найдено больше десяти (рис. 50). Замок состоит из двух половинок, соеди­ненных между собой, но не настолько плотно, чтобы их не разомкнуть. Туловище — как у настоящего барса, слегка уд­линенное, лапы короткие, но крепкие, с широкой округлой стопой. Пасть широко раскрыта. На задней части головы наросты, обозначающие уши. Барс украшен циркульным ор­наментом. Хотя такой орнамент встречается на болгарских материалах довольно часто, но в данном случае таким спосо­бом пытались передать пестроту барса.

Пестрый барс (ала барс) в тюркской мифологии занимает особое место.

Автор - Гамирзан Давлетшин

Найденные на территории Херсона латунные замки XII в. также имеют форму барса. Там же обнаружены похожие зам­ки, относящиеся к золотоордынскому периоду. Они очень напоминают билярские замки и, возможно, изготовлены бол­гарскими мастерами или в их манере.

Рогатый барс. Реконструкция ИИ
Рогатый барс. Реконструкция ИИ

Интересным элементом в этих изображениях барса явля­ются рога. В мифологии рога — это символ избранности, счастья. Так, у казанских татар бытует миф о белой царице-змее с рогом счастья. Шурале также имеет рог. Как повествуют широко распространенные среди тюркских народов предания, имя Зулькарнайн (имя царя — коранического прототипа Александра Македонского) означает «дву­рогий». По космогоническим представлениям татар, земля держится на рогах быка.

В своих записях Ибн Фадлан также рассказывает о мифическом животном с боль­шим рогом, который якобы водится в лесах Булгарии: у него голова верблюда, туловище мула, хвост и копыта быка.

Изображения рогатых барсов пришли в болгарскую культуру через века из древних времен и дальних стран. Они особенно характерны для искусства скифов-саков, ко­торые имели тесные связи с древними тюрками.

Изображе­ния рогатого барса также связаны с тюркским миром Юж­ной Сибири. Изображения рогатого животного из породы кошачьих были найдены и на Третьем Пазырыкском курга­не на Алтае. Исследователь этих курганов С.И.Руденко писал, что «изображений кошек или барсов из горно-алтайс­ких курганов очень много».

Примечатель­но, что у древних гуннов в именах знатных людей имелись приставки «четырехрогий», «шестирогий». Имен­но эта идея заложена в народной поговорке: «Никто не рож­дается рогатым».

Видимо, в качестве тотема эти животные появились там, где они обитали: на Алтае, в Западной Сиби­ри и в Средней Азии. Действительно, у тюркоязычного насе­ления Алтая (шоры, телеуты, хакасы) бытовала вера, что пред­ками великих людей, шаманов был барс. Уже в первые века новой эры в период хуннов-гуннов в ис­кусстве Западной Сибири появляются изображения рогато­го, а иногда и крылатого барса.

Рогатый барс, реконструкция ИИ.
Рогатый барс, реконструкция ИИ.

Рисунки с изображением львов, пантер, относящиеся к язы­ческому периоду и в значительной степени сохранившие осо­бенности наследия протоболгар, имеются в искусстве Дунайс­кой Болгарии. Ими украшены крупные сооружения города Плиска и деревни Омуртаг — центров древней культуры. Изображение льва в Стара Загороде — центре Западной Болгарии — принято в качестве герба современной Болга­рии. Правда, существует мнение, что в этих рисунках ощути­мо влияние соседней Византии. Однако на печатях и гирях Волжской Болгарии также мож­но заметить рисунки, похожие на герб Дунайской Болгарии. Хотя на этих рисунках отсутствует важная традиционная деталь — рога.

Герб Болгарии
Герб Болгарии

Изображение барса, похожее на те, что украшают билярские замки, присутствует и на памятниках Надь-Сент-Миклоша.

Барс на памятнике Надь-Сент-Миклоша
Барс на памятнике Надь-Сент-Миклоша

Здесь на ручке овальной тарелки, украшенной каннелюром, «валетом» расположены два барса. Эта та­релка принадлежит салтово-маяцкой археологической куль­туре.

Барсы на памятнике Надь-Сент-Миклоша
Барсы на памятнике Надь-Сент-Миклоша

Причиной появления рогов на изображениях болгарских барсов вполне могло стать некое описанное выше однорогое животное, жившее в болгарских лесах.

Замки в форме своего тотема, очевидно, должны были уси­лить их охранительную способность. В соответствии с миро­воззрением древних, истинную сохранность имущества мог обеспечить только тотем. Более того, тотем-барс был самым надежным защитником родного края и его населения.

Види­мо, в Болгарии жило племя, определившее барса своим тоте­мом. Это было одно из наиболее сильных и самых древних болгарских племен — барсилы. Еще в союзе гуннов они бы­ли известны как самое сильное племя в Центральном Пред­кавказье.

Страна Барсилия(Берсилия)

В источниках того времени эту страну, располо­женную на Каспийском побережье на территории современ­ного Дагестана, называли Барсилия (Берсилия). Там же об­разовалась и Хазария.

Барсилы, оставив свои прежние места проживания — Приазовье, Кавказ, побережье Дона, прибыли на Волжско-Камское побережье и вмес­те с другими болгарскими племенами приняли участие в об­разовании нового государства. Барсилы были ведущим пле­менем среди других болгарских племен. Именно представи­тели этого племени поднимались на царский трон.

Правите­ля Волжской Болгарии называли царем болгар и барсилов. Барсилов называли нукратскими, т.е. (по-арабски) серебря­ными болгарами. Они занимали центральные районы стра­ны — междуречье рек Малый Черемшан и Актай-Бездна. В этом же районе была воздвигнута столица государства — Болгар-Биляр. В русских летописях этот город называют «великим городом серебряных болгар».

Происхождение этнонима от названия тотема — широко распространенное явление в древности. Это было характер­но и для тюркских, в том числе болгарских племен. Видимо, как и название «барсил», слово «баранджары» происходит от слова «баран», обозначающего тотемного животного, а наз­вание «аскел» — от слова «страна, племя горностая».

Обычай нарекать ребенка именем тотемного животного был довольно характерным явлением. Тем самым новорож­денному хотели придать силу тотема или вызвать его покро­вительство. Уже с древнетюркских времен встречаются име­на, связанные со словом «барс».

Есть они и в орхоно-ени- сейских надписях: Барс бек, Ирбис (Снежный барс), Ирбис Ышбара (Могучий барс), Ирбис Ышбара ябгу хан, Ирбис Дулу хан, Багадур Ирбис хан, Ирбис Шегуй хан и т.д..

Имя, связанное с тотемом, чаще всего встреча­лось среди знати. Имя царя Дунайской Болгарии Бориса до 864 г., т.е. до принятия христианства, был Барс. Как видно из записи Ибн Фадлана, у самих болгар встречались антро­понимы, связанные с названием почитаемого зверя (Барс, Барыс). Популярным было это имя в выс­ших слоях общества и во времена Улуса Джучи и Казанско­го ханства. Достаточно вспомнить основателя мамлюкско-кипчакской династии египетского султана Бибарса или ма­рийского князя Акпарса.

В Казани знаменитые Бибарс и Янбарс Растовы были людьми из ближайшего окружения хана Сафа-Гирея. Археолог Альфред Халиков в своих ра­ботах уже писал о формировании тотемистического культа барса на территории Средней Азии, Алтая, Южной Сибири. В Алтайском шаманстве культ барса и позже занимает значительное место. Например, барабанные палоч­ки у шаманов алтайских тюрок называли «барс» или «пест­рый барс» («ала барс») и концы палочек имели форму бар­са. Белый барс (Ак барс) считалась дочерью Ульгена, вер­ховного бога алтайцев.

Изображение верховного бога Ульгена
Изображение верховного бога Ульгена

Таким образом, все вышесказанное говорит о широком распространении взглядов, связанных с культом барса, име­ющим древние и глубокие корни.

Барс в Волжской Булгарии

С XII века образ барса понемногу начинает проникать в государственную символику. Это объясняется исторической ситуацией в Волжской Болгарии того времени. Болгарское государство достигает полной самостоятельности, вступает в период своего наивысшего развития. По мнению Халикова, именно в это время формируется единая болгарская народность.

Тогда же в болгарское искусство начинают проникать образы кошачьих, в том числе барса. Они используются в официальной государственной атрибутике на бронзовых и свинцовых печатях и пломбах. Исследователь А.Г.Мухамадиев считает, что эти довольно большие и увесистые пе­чати и пломбы использовались в качестве гирь.

Вообще, по мнению Н.А.Соболевой, в истории геральдики возникновение печатей и гербов тесно взаимосвязано. На болгарских печатях барс (лев) изображен усатым, с ко­роткими, но крепкими мускулистыми ногами. Хвост закинут на хребет. Конец хвоста похож на распустив­шийся цветок.

"Печать Болгарская"
"Печать Болгарская"

А.П. Смирнов в свое время писал, что именно такие изображения украшают стены Юрьева собора. Вполне возможно, что они были созданы болгарскими мастерами. По сведениям русских летописцев и В.Н.Тати­щева, в строительстве этого собора участвовали болгарские зодчие. Такие же сюжеты встречаются на Дмитриевском со­боре во Владимире.

Кстати, отметим, что с XII в. изображение льва появилось на гербе Владимира. Вполне возможно, что это — результат влияния болгарской гераль­дики. Кроме того, как пишет А.П. Смирнов, похожий на этот герб рисунок нанесен и на пуговицу, найденную в захороне­нии на территории могильника под Муромом.

Герб Владимира
Герб Владимира

По мнению А.В.Арциховского, изоб­ражение барса с XII в. становится гербом всей Болгарии.

Приведенные выше источники относятся к X-XII векам, и на этом сведения о болгарском барсе как бы обрываются. Однако, судя по нумизматическим, археологическим данным, через несколько веков, несмотря на серьезные общественные потрясения, монгольские завоевания, изображение барса вновь возрождается. И снова оно в первую очередь встречается на официальных атрибутах — монетах золотоордынских ха­нов. Судя по исследованиям ученого-нумизмата А.Г.Мухамадиева, найдено около 20 монет с изображением барса. Самые древние из них относятся к концу XIII в. и отчекане­ны в Болгаре. Большинство же золотоордынских монет с рисунками относится к середине и к концу XIV в. Они отче­канены в городах Сарай, Гулистан, Урда, Хорезм, Азак и т.д.

Барсы на монетах Золотой Орды, отчеканенные в Сарае и Азаке при правлении хана Узбека (1313-1342)
Барсы на монетах Золотой Орды, отчеканенные в Сарае и Азаке при правлении хана Узбека (1313-1342)

Частенько на монетах барс с закинутым на хребет хвос­том гордо шагает слева направо по кругу на фоне солнеч­ных лучей. Правая верхняя лапа приподнята и — самое глав­ное — на некоторых монетах барс изображен однорогим. Влияние домонгольской болгарской традиции здесь очевид­но. Именно последняя деталь делает их болгарскими.

-11

Изоб­ражения на болгаро-татарских монетах напоминают рисун­ки, которыми была украшена золотоордынская посуда. Сре­ди них тарелка, найденная в Сарай ал-Джадиде (Сарай-Берке), полностью покрытая изображением барса с крепкими сильными лапами, который шагает по кругу про­тив часовой стрелки. Его передняя правая лапа и хвост так­же приподняты, голова высоко поднята, пасть открыта. У этого барса не просто гордый вид, от него веет самоуверен­ностью и даже высокомерием. От фигуры барса по всей та­релке расходятся радиальные лучи, и на этом фоне он выг­лядит как некое космическое существо, владыка вселенной (рис. 80).

Представляют интерес куски ткани, расшитые серебром с позолотой, найденные в захоронении на армянском кладби­ще в Болгарском городище. Большинство уче­ных сходятся во мнении, что эта ткань расшита болгарскими женщинами или по технологии их ремесла. Один из рисунков — точно такой же, как на многих болгаро-татарских предметах: барс с приподнятой передней лапой (рис. 82, смотрите выше картинку "Болгарские печати").

-12

Археологи, занимавшиеся раскопками погребений, в своем отчете за 1946 год обозначили изображенное живот­ное как кота. Но как раз барс и похож на огромного кота. На территории Болгарского городища в за­хоронении в Восточном мавзолее В.Барановым были найде­ны изображения барса и зайца. Ими была украшена расши­тая золотом парчовая ткань, в которую завернули похоро­ненную женщину.

Также большой интерес вызывает медный талисман, най­денный в Болгарском городище. На нем тоже изображено некое животное с поднятым хвостом и короткими крепкими лапами, похожее на другие болгарские изображения. Скорее всего, это тот же барс. Вокруг изобра­жения животного по периметру квадрата нанесена надпись арабскими буквами.

Изображение барса, видимо, использовалось и в качестве тамги. На болгарской керамике золотоордынекого периода, особенно на сфероконусах, часто встречается тамга-трезубец. В свое время А.Х.Халиков высказал предположение, что это схематическое написание слов «Биляр» и «Болгар». Однако в этом рисунке практически невозможно уви­деть арабские буквы. Но если его повернуть, то можно уви­деть схематичное изображение шагающего животного, одна лапа которого приподнята (рис. 55).

Таким образом, судя по археологическим и нумизмати­ческим материалам, происхождение государственного знака Болгарии может основываться на шагающем по кругу одно­рогом пестром барсе, изображенном на фоне восходящего солнца. Обычно у него приподнята правая лапа, реже — ле­вая. Это — весьма распространенный в геральдике образ, он и сейчас встречается на гербах некоторых государств и обоз­начает, что власть дается по воле Всевышнего, она священна и неприкосновенна.

Окружность, по которой шагает животное, обозначает ос­военную территорию, общность и целостность, единство прост­ранства и времени. У движения по кругу нет ни начала, ни конца, это отражает идею бесконечности.

Реконструкция ИИ
Реконструкция ИИ

Судьба Барса татар в Русском государстве

Барс, как знак булгарской государственности, видимо, «пришелся ко двору» и в Казанском ханстве. В последние года на территории Казанского кремля велись интенсивные раскопки. В 1994 году был найден медный гвоздь с изобра­жением барса. Он абсолютно похож на бол­гарского барса: передняя лапа приподнята, хвост закинут на спину.

Дальнейшая судьба государственного символа Болгарии связана с гербами и названиями в царских титулатурах Мос­ковской Руси. На печати Ивана IV 1557 года были изобра­жены гербы 24 земель. На ткани, которым был покрыт трон царя Михаила Федоровича Романова (1613-1645), золотом и серебром было вышито 12 эмблем.

На золотую тарелку царя Алексея Михайловича эмалью было нанесено 16 ри­сунков, а на его знамени вышили 15 рисунков [63]. В днев­нике за 1698-1699 гг. австрийского дипломата И.Корба бы­ло скопировано 33 рисунка с печати Русского государства. Среди этих изображений есть и изображения с бол­гарских печатей.

Об этих древних гербах более полную ин­формацию можно получить в статье А.Арциховского «Древ­нерусские областные гербы» и у других авторов . В данном случае вызывает некоторое удивление факт включе­ния в список герба, который в это время уже был хорошо известен как символ исторического государства — Волжс­кой Болгарии.

Однако это объясняется тем, что русский го­сударственный герб был украшен гербами, эмблемами дру­гих, совершенно не имеющих отношения к истории этой страны, земель. Видимо, таким образом русские цари хотели сделать свой титул еще богаче и пышнее. Впервые титул царя Волжской Болгарии получил Иван III (1462-1533). Он был удостоен этого 9 июля 1487 года после взятия Каза­ни. Хотя в это время Болгарского государства уже давно не существовало, эмблема исторической страны для русского царя показалась более предпочтительной.

«Болгария» в ти­тулах русских царей всегда означала государство Волжс­кую Болгарию. В указе царя Алексея Михайловича от 1666 года про болгарскую печать (герб) написано следующее: «Пе­чать болгарская, на ней барс идущий».

Большая государственная печать Ивана Грозного
Большая государственная печать Ивана Грозного

На Большой Госу­дарственной печати Ивана IV 1583 года имеется по 12 эмб­лем с обеих сторон. На его лицевой стороне — рос­сийский герб в виде двуглавого черного орла окружен вен­ком из 12 маленьких круглых печатей. Этой большой Госу­дарственной печатью были закреплены трактаты между Рос­сией и Швецией 1583 и 1584 гг. В венке, окружающем Боль­шую печать, есть эмблемы Казани и Болгара. Они размеще­ны справа от русской государственной печати. Болгарская печать чуть ниже Казанской, пятая в ряду. На ней изображе­но животное с массивным туловищем, короткими толстыми лапами и короткими ушами, на его морде видны усы. Все это позволяет узнать в животном барса. Его передняя правая лапа приподнята, хвост с тремя разветвлениями закинут на спину.

Печать, принадлежавшая Лжедмитрию I (Гришке Отрепь­еву?), поставлена на грамоту Юрия Мнишека, воеводы Сендомира, в 1605 году. Эта печать была изго­товлена польскими мастерами-геральдмейстрами, поэтому и получилась наиболее качественной. Двуглавый орел на рос­сийском гербе окружен 13 гербами земель и государств. Пе­чати (гербы) Казани и Болгара расположены точно так же, как и на первой печати. Здесь так же внутри круга с над­писью «Печать Болгарская» изображен барс, который, одна­ко, больше по размеру, сильнее, с гладкой шерстью и остры­ми длинными когтями. На обеих печатях пасть барса раскрыта.

Как пишет А.Арциховский, в Древней Руси барса изоб­ражали по-разному. В 1672 году в русских гер­бовниках и титулярниках, составленных во времена царя Алексея Михайловича, барс изображался несколько похо­жим на барашка. Но его усы, когти, пестрая шкура все же делали его узнаваемым. На рисунках австрийского дипло­мата И.Корба барса, изображенного под надписью «Bulgar- land» («Болгарская земля»), от сходства с барашком «спа­сает» только его пестрая шкура.

Изображение барса во времена Алексея Михайловича
Изображение барса во времена Алексея Михайловича

В связи с этим геральдмейстры стали называть барса с болгарской печати «агнцем» (т.е. жертвенным барашком). Стремление придать сильному и царственному барсу вид агнца связано с полити­ческими и идеологическими установками русского государст­ва того времени. В титулярнике барс изображен уже держа­щим в лапе церковное знамя с крестом.

По мнению А.Арциховского, изображение на печати Волжской Болгарии во многом схоже с древними болгарс­кими рисунками. Действительно, изображение животных из породы кошачьих (барса, пантеры, льва), в от­личие от рисунков змей и драконов, широко распространено в болгарских исторических памятниках.

Таким образом, на гербовниках русских царей символ Бол­гарского государства претерпел существенные изменения. И главное — у барса исчез рог, т.е. именно та деталь, которая была основным признаком герба. Исчезли и расходящиеся солнечные лучи, служившие для барса фоном. Изменился и древний смысл приподнятой передней лапы барса — в титу­лярнике в приподнятую лапу барса помещена хоругвь с крес­том, что привносило в изображение христианскую символику.

Прошедший сквозь века образ барса и сегодня жив в па­мяти народа. Он олицетворяет богатство, силу, авторитет. Как мы выше писали, судя по современным татарским послови­цам и поговоркам, в двенадцатилетнем цикле год Барса счи­тается годом богатства, большого урожая. А если заглянуть в словарь профессора Г.Ф.Саттарова, то обнаружим там бо­лее двадцати татарских личных имен с компонентом «барс»: Айбарс, Байбарс, Илбарс, Колбарс, Янбарс и т.д.

Все это свидетельствует о том, что образ однорогого бар­са занимал значительное место в духовной жизни предков татарского народа: в их мировоззрении, устном народном творчестве, мифологии, в изобразительном искусстве.

Современный символ Барса в Татарстане

7 февраля 1992 года Верховным Советом Татарстана был утвержден герб республики — символ ее суверенности. С научно-исторической точки зрения вполне оправдано, что в основе этого герба — образ барса.

Герб Татарстан
Герб Татарстан

Если рассмотренные животные были связаны с древни­ми тотемистическими традициями, то некоторые представи­тели фауны Среднего Поволжья, Приуралья выступали в роли покровителей определенного промысла, занятий. В этом отношении интересны изображения совы и филина. На брон­зовой пломбе из Биляра над изображениями птиц располо­жен филин.

Другое изображение — на костяной накладке, предназначенной для защиты большого пальца от удара тетивы — в основном повторяет первый сюжет: фи­лина своими телами поддерживают две хищные птицы, а ни­же хвоста филина — отсеченная голова животного. Последняя деталь (пораженное животное) и изображе­ние филина на детали лука — главного оружия болгарского охотника, возможно, говорит о филине как о покровителе охотников. Кроме того, важно и расположение филина: он сидит на двух птицах. Две хищные птицы возносят его вверх как своего царя. Действительно, в мифологии и фольклоре сова и филин обычно предстают царями лесных птиц. Судя по фольклорным материалам, царского сана он удостоен благодаря своей мудрости.

Вспомним древ­негреческую богиню войны и победы, а также мудрости, зна­ний, искусств и ремесел Афину Палладу. Нередко она изоб­ражается с совиными глазами или же рядом с ней находит­ся сова.

Этимологический анализ тюркских названий филина и совы приводит к аналогичному выводу. Есть мнение, что со­ва — jabaqulaq состоит из следующих семантических час­тей: jap — строящий, исполняющий; qu — великий строи­тель, творец, повелитель; laq — словообразовательный суф­фикс. Таким образом, тюркское название означает «повели­тель», «творец».

Выше мы рассмотрели почитание животных. Однако у болгар бытовали и другие верования.

Они верили, например, в вещие сны. Ал-Мас'уди (930-950 гг.) сообщает о приня­тии болгарами ислама под влиянием сна, который увидел их мир. Персидский историк XII в. Абу-л-Хасан (ибн Фундук) ибн Зейд ал-Бейхаки пишет как о важном событии, что «государем Болгара и той области, которую це­ликом называют Болгар, был эмир Абу Исхак Ибрагим ибн Мухаммад ибн Б.л.т.-вар, в 415/1024-1025 гг. он видел в своем владении сон...».

Существовала также вера в сверхъестественную силу взгляда отдельных людей. «Как взглянет на него мальчик, гак и умрет, и беременная (взглянет) и выбросит свой плод», — так пишет Ибн Фадлан о болгарском алыпе. Эти верования воспроизведены в поэме «Кысса-и Йусуф» Кул Гали.

Болгарская мифология, разумеется, была неизмеримо бо­гаче и глубже, чем это прослеживается по источникам. Ее роль в болгарском устном творчестве, художественной лите­ратуре, изобразительном искусстве была огромной. Значи­тельное влияние мифы оказывали и на астрономические, ге­ографические, исторические знания болгар. Человек не мог объяснить многие явления окружающего мира. Между тем с этими загадочными явлениями он встречался ежедневно, их как-то надо было объяснять. Именно для заполнения пробе­ла в человеческих знаниях служила фантазия, являвшаяся одним из мощных источников творческого потенциала чело­века в борьбе за существование.

Фантазию, мечту, создававшие мифы, еще нельзя было наз­вать художественным мышлением. Для древнего человека мифы являлись одновременно и знаниями, и философией, и оружием, способным воздействовать на окружающий мир. Поэтика в полном смысле этого слова появится позже, вмес­те с зарождением словесного искусства — фольклора. Но болгарская мифология подготовила плодотворную почву для развития художественного мышления и познания окружаю­щего мира.

Многие мифологические воззрения волжских болгар бы­ли унаследованы от древнетюркского и протоболгарского вре­мени. С приходом болгар в Среднее Поволжье и Прикамье прежние их верования соединились и обогатились мифами местных финно-угорских племен. Большая близость и даже нередкие совпадения в деталях иных легенд, мифологичес­ких представлений народов Поволжско-Прикамско-Приуральского региона во многом являются результатом взаи­мовлияния. Но в то же время тюркский компонент остался превалирующим, а болгарские мифы в целом остались не­отъемлемой частью тюркской мифологии.

От древнетюркского и протоболгарского периодов бол­гары унаследовали древнетюркский монотеизм — поклоне­ние богу Тенгри и связанное с ним почитание неба, солнца, молнии, а также животных — волка, собаки, коня, барана и т.д. Как сообщает Ибн Фадлан, степные соседи болгар — огузы — также поклонялись «Единому Тенгри».

Понятно, что тенгрианство существовало в синкретизме с более древними верованиями, культовыми традициями, при­сущими другим племенам и народностям. Мы допускаем вли­яние на болгарское тенгрианство зороастризма, иудаизма и т.д., но этот вопрос пока ждет свое о исследователя. Так, нап­ример, приведенные В.Ф. Каховским примеры в пользу вли­яния зороастризма на болгарское язычество являются неу­дачными.

Деление духов на добрых и злых, почи­тание мирового дерева, культ коня, жертвоприношение в свя­щенных местах на склоне горы распространены у многих народов и не являются специфическими для зороастризма. Последнее, а именно жертвоприношение на склоне горы Балынгуз или «Хузялар Тау» — первоначальном языческом святом месте болгар, мы склонны рассматривать в связи с культом Тенгри. Ведь у древних тюрок гора, как и мировое дерево, считалось связующим средством между Небом и Зем­лей, между Тенгри и поклоняющимися ему людьми. Неуда­чен также пример о бытовании в чувашских верованиях куль­та Эсреле — духа смерти, который будто бы говорит о влиянии на болгарскую религию иудаизма. Прав­доподобнее было бы отождествлять его с мусульманским Газраилом (Азраилом).

Таким образом, к началу проникновения ислама в Волжс­кую Болгарию ее население придерживалось языческого монотеизма. Это обстоятельство, на наш взгляд, в значитель­ной степени облегчило распространение среди болгар моно­теизма.