Найти в Дзене
ВТБ Страна

Купеческая идиллия Бориса Кустодиева. Яркие краски, статные красавицы, роскошная жизнь

Оглавление

Хороши купчихи на полотнах Кустодиева! Пышнотелы, румяны, так и хочется подсесть к ним за стол, насладиться фруктами и чаем из пузатого самовара. В его работах такие яркие краски, искрящийся оптимизм и любовь к жизни, что от одного просмотра заряжаешься хорошим настроением. Разбираемся, откуда у Кустодиева такой интерес к купеческой идиллии и каких женщин он любил изображать.

А Кустодиев сам был купцом?

Нет, художник родился в семье профессора философии, истории литературы и логики. Но отец умер, когда Кустодиев был совсем маленьким. Его вместе с братьями и сестрами поднимала мать — она вышивала на заказ и играла на рояле в купеческих домах. Детство Кустодиев провел в Астрахани и запомнил яркий торговый город с пестрыми базарами, улыбчивыми людьми и народными гуляниями.

«Я помню купчих, которые жили за нашим домом в Астрахани, помню, во что была одета та или иная купчиха или купец», — вспоминал художник.

Интересно, что первые его работы — реалистические портреты, написанные под руководством учителя Ильи Репина. Многие тогда считали, что именно психологический портрет станет визитной карточкой Кустодиева, но того не отпускала идея «народной» живописи. Ярмарки, гуляния, провинциальные праздники и, конечно, местные красавицы.

Посмотрите на «Купчиху» — с какой грацией и гордостью себя преподносит эта замужняя молодая женщина. Картина большого формата (свыше двух метров) решена как панно. Красавица стоит посреди улицы: позади нее видна церковь, другие прохожие, а еще — выглядывающий из лавки приказчик.

А его действительно можно сравнить с Рубенсом?

Можно! Тем более что после окончания Академии художеств Кустодиев получил право на зарубежную поездку. Он побывал в Германии, Италии, Испании, видел работы старых мастеров, в том числе Рубенса. Художник был впечатлен, он писал:

«А за последнее время у меня такая ломка и переоценка всех старых ценностей идет — вернее, старые (то есть старые мастера, греки, готика, итальянские примитивы) делаются новыми, что надо снова учиться — учиться много, долго и упорно — а главное, позабыть то, чему научили».

Сквозь призму европейского искусства Кустодиев создает своих богинь. Его «Красавица» — это Венера или Афродита на русский лад, с элементами лубка и народного творчества. Вместо розовой раковины — пышное одеяло, а вместо голубых волн — яркие обои и цветастый ковер под ногами. Кустодиев признавался, что в этой работе наконец нашел свой стиль, который так долго не мог выразить.

Через шесть лет художник повторил свое программное произведение, но добавил в него чуть больше театральности и кокетства: занавес над постелью и игривую туфельку на ноге женщины.

А купчихи — это собирательный образ или конкретные женщины?

Когда как, бывали и конкретные женщины. На одной из самых известных работ «Купчиха за чаем» изображена баронесса Галина Адеркас. Она была первокурсницей медицинского университета и жила в том же доме, что и семья художника. Адеркас о Кустодиеве была наслышана, поэтому просьбе позировать не удивилась, согласилась на это с удовольствием и даже немного гордилась. Ее судьба сложилась интересно: она бросила университет ради музыки и стала хористкой. А Кустодиев через несколько лет повторил картину, сделав ее более плоской. Исчез котик и панорама за спиной купчихи, зато на месте остались арбуз и свежая выпечка.

А ему и в жизни нравились статные женщины?

Жена Юлия Прошинская была совсем не такой внешности, какую Кустодиев изображал у своих купчих. У нее были тонкие руки, стройная фигура, вытянутое лицо без румяных наливных щек. Тоже красавица, но другая. Юлия работала машинисткой и параллельно посещала школу Общества поощрения художеств, где училась живописи. На этюдах они и познакомились.

Кустодиев говорил, что в жизни и в творчестве у него разные вкусы:

«По этому поводу он сказал, что его идеал вовсе не такие „дебелые“ женщины, но когда он пишет картины, то тонкие и изящные красавицы его не вдохновляют...» — вспоминал первый биограф художника Всеволод Воинов.

Вполне возможно, что богатая, неспешная, роскошно-цветастая жизнь на его картинах была способом бегства от реальности. В 1918 году его семье пришлось несладко: было холодно, голодно, приходилось распродавать вещи, а сам Кустодиев из-за болезни не мог передвигаться. Жена полностью вела домашнее хозяйство и даже колола дрова. В противовес реальности мастер писал красочные картины, которые помогали не упасть духом.

А купцов он рисовал?

Конечно! Но они редко становились главными персонажами, чаще купцы сопровождают женщин на картинах, как в случае с работами «Купчиха с зеркалом» или «Пасхальный обряд». Колоритные мужчины с густыми бородами дополняют сюжет, помогают почувствовать атмосферу богатого, неторопливого дома. Кустодиев всегда очень внимателен к деталям: можно часами рассматривать узоры на женских платках, одежду второстепенных героев, яства на столе, цветы на обоях и другие нюансы обстановки.

А Кустодиев рисовал кого-то, кроме купцов и купчих? Конечно! Узнать больше о жизни и творчестве художника можно на вебинаре «Кустодиев: сказка о русской жизни». Он организован ВТБ и приурочен к выставке «Борис Кустодиев. Патриархальная Россия» в Суздале. Выставка открыта до 25 февраля 2025 года.