Введение
Разработкой наземных боевых дронов на Украине начали заниматься в период АТО. Разработки носили инициативный характер и реальной финансовой поддержки на государственном уровне не имели. Тем не менее, понимание важности этого направления было даже на самых высших эшелонах военного руководства. Государственная целевая оборонная программа развития вооружений и военной техники Вооруженных Сил Украины на период до 2020 уже включала в себя наземные роботизированные комплексы. Более того, для развития именно наземной составляющей была разработана отдельная Концепция применения наземных роботизированных комплексов (НРК) для выполнения задач Вооруженных Сил Украины. На основании этого документа были разработаны и утверждены оперативно-тактические требования к шести типам роботизированных систем и комплексов. Они включали роботизированный комплекс со средствами поражения для близкого боя, роботизированный противотанковый комплекс, разведывательные, тыловые и инженерные роботизированные системы, роботизированный комплекс для выявления радиационного, химического и бактериологического загрязнения. Концепция была рассчитана на период до 2030 года, и благополучно положена под сукно (30.10.2020 Почему в Генштабе ВСУ забыли, что беспилотники не только летают https://www.dsnews.ua/politics/camel-naslednik-cherepashki-pochemu-v-genshtabe-vsu-zabyli-chto-bespilotniki-ne-tolko-letayut-30102020-404416).
На начало СВО ситуация была такова – высшее военное руководство продолжало понимать перспективность этого направления. Так, командующий десантно-штурмовыми войсками ВСУ Евгений Мойсюк заявлял в 2021 году - "боевые роботизированные платформы нужны нашей армии. Их главные боевые способности позволяют использовать их для штурма объектов и позиций противника, разведки, в частности инженерной, для уничтожения целей, патрулирования и охраны блокпостов, военных складов, аэродромов, мест базирования техники и других важных объектов. Кроме того, их применяют для логистики, медицинской эвакуации и других задач". Но финансовой поддержки разработчикам, практически, не оказывалось – разработки велись в основном за свой счёт, и позволить себе это могли единицы. Например, заместитель директора – главный конструктор КБ "Роботикс" Иван Кириченко жаловался, что государство совсем не помогает в сфере разработки наземных роботизированных боевых систем (25.10.2021 Как создают боевых роботов в Украине и России: названы главные отличия https://apostrophe.ua/news/society/2021-10-25/kak-sozdayut-boevyih-robotov-v-ukraine-i-rossii-nazvanyi-glavnyie-otlichiya/247679).
Среди основных разработок того периода можно выделить:
- разведывательно-огневой комплекс «Ласка-2» (ООО «Инфоком»)
- разведывательно-огневой комплекс РСВК-М2 «Охотник» (ОАО «Холдинговая компания «Укрспецтехника»)
- платформа «Фантом» (Укроборонпром)
- платформа Camel (ООО Робонирс)
- универсальная платформа ООО КБ Роботикс
- платформа Пиранья завода «КУЗНИЦА НА РЫБАЛЬСКОМ»
Показательно, что работы по платформам «Фантом» и «Пиранья» были свёрнуты ещё до СВО, остальные выжили, но сказать, что с началом СВО трудные времена для них закончились, было бы неправильно. С началом СВО появилось много новых разработчиков, со своими интересными идеями. В каталоге украинских разработчиков наземных беспилотников на 2023 год насчитывалось 45 компаний и 76 систем.
Хронология основных событий
Август 2023
Глава Минцифры Михаил Федоров заявил, что в рамках платформы Brave1 уже протестировано 25 беспилотников – от логистических до боевых, от дистанционных турелей до роботов-камикадзе.
Ноябрь 2023
Руководитель оборонного кластера Brave1 Наталья Кушнерская заявила - «мы взяли курс на наземные роботизированные комплексы. Есть задача убрать людей с линии боевого соприкосновения».
Январь 2024
1. На платформе Brave1 было зарегистрировано более 130 наземных роботизированных систем. Из них 9 на тот момент были уже кодифицированы. (https://biz.nv.ua/experts/roboty-na-voyne-kakoe-innovacionnoe-ukrainskoe-oruzhie-uzhe-na-peredovoy-rasskazyvaet-brave1-50387185.html)
2. Руководитель defense tech кластера Brave1 Наталья Кушнерская сообщила о 7 инновационных разработках:
1. Камикадзе Ratel-S
2. Боевой робот IronClad
3. Разведывательно-ударный роботизированный комплекс D-21-11
4. Логистический Воля-Е
5. Медэвакуационный FoxTac
6. Минёр Ящер
7. Сапёр Partner-VS
Март 2024
1. Глава Министерства цифровой трансформации Михаил Федоров заявил, что на платформе Brave1 зарегистрировано более 140 роботизированных систем, 96 из них прошли оборонную экспертизу, 14 разработок кодифицированы по стандартам НАТО. Часть этих роботов уже работает на фронте. На полигоне уже опробовали более 50 наземных дронов. (13.03.2024 На Украине анонсировали массовое производство роботизированных наземных платформ https://dev.ua/ru/news/masove-vyrobnytstvo-robotyzovanykh-nazemnykh-platform-1710328469)
Май 2024
1. На платформе оборонного кластера Brave1 зарегистрировано более 200 наземных роботизированных комплексов. 21 разработка кодифицирована согласно стандартам НАТО и готова к приобретению их государством по контрактам. Среди них боевые модули, ударно-разведывательные работы, логистические комплексы, камикадзе и системы для минирования. Более 60 украинских компаний работает в этой сфере.
2. На фандрейзинговой платформе United24 стартовал первый сбор на наземные роботизированные комплексы для Сил обороны Украины. В рамках инициативы военные получат роботизированные комплексы трех видов:
боевые — "Лють", "Шабля М2", MOROZ, D-11;
минеры и камикадзе — RATEL S, ARK-1;
роботы-логисты — "Воля-Е", RATEL H, Termit, "Рысь Pro", КНЛР-Е, Sirko-S1.
Ноябрь 2024
1. 40 украинских разработчиков представили более 100 роботизированных систем на полигоне Brave1. Среди представленных решений были:
медэвакуационные платформы
ударные,
логистические,
минёры,
роботы-камикадзе.
Тестирование проводили на местности с выбоинами, заграждениями, поваленными деревьями, трамплинами, песком, рвами с водой и под влиянием систем радиоэлектронной борьбы (РЕБ). Проверяли на водостойкость, скоростные и тормозные характеристики, уровень шума, а также на способность преодолевать тяжелый рельеф. Каждый робот проходил полосу помех дистанцией 2,6 км. Отдельно были протестированы минёры и камикадзе. Каждый робот тестировался на скорость прохождения 100 м ровной поверхности, а также возможность пройти 400 м с препятствиями и на финальном участке сымитировать поражения цели.
2. На базе одного из учебных центров была создана первая школа подготовки операторов. Обучение будущих специалистов проходит при содействии проекта Victory Drones. Военнослужащие проходят подготовку использования около 10 различных видов беспилотных наземных роботизированных комплексов – логистических, специальных и инженерных. Обучение операторов БпНК проходит по четко определенной программе с получением соответствующей военно-учетной специальности. (21.11.2024 В ВСУ создали первую школу подготовки операторов беспилотных наземных комплексов https://forbes.ua/news/u-zsu-stvorili-pershu-shkolu-pidgotovki-operatoriv-bezpilotnikh-nazemnikh-kompleksiv-21112024-24967)
Январь 2025
1. За 2024 год МО Украины было кодифицировано 57 наземных роботизированных комплексов (НРК).
Февраль 2025
Министр обороны Украины Рустем Умеров объявил о развертывании на линии фронта роботизированных подразделений Вооруженных сил Украины (ВСУ). По его словам, с лета 2024 года проводились испытания беспилотных наземных комплексов (БНК), которые доказали свою эффективность в выполнении различных боевых задач. Умеров подчеркнул, что внедрение этих технологий позволит масштабировать применение БНК в армии. (https://avia.pro/news/ministr-oborony-ukrainy-soobshchil-o-poyavlenii-v-vsu-robotizirovannyh-podrazdeleniy)
Резюме
Основной движущей силой развития беспилотных систем на Украине и их внедрения в вооружённые силы, является молодое, прогрессивно мыслящее руководство профильных министерств. Цель – создание роботизированной армии. Но от желания создать роботизированную армию до создания роботизированной армии путь непростой и не быстрый. На этом пути предстоит решить ещё много технических задач по увеличению автономности наземных роботизированных комплексов, а эта задача алгоритмически посложнее чем для беспилотных авиационных систем. Впереди ещё много сложных и интересных технических задач, но дорогу осилит идущий.
На сегодняшний день ещё рано делать глубокую аналитическую систематизацию процесса внедрения наземных роботизированных комплексов в ВСУ, но понимать его текущее состояние надо – именно этому и посвящена данная работа.
Дистанционно-управляемые модули
На февраль 2025 года использование боевых турелей в украинской армии носит достаточно массовый характер. Предположительно, только турелей Шабля на фронте используется более 500 и десятки производятся ежемесячно. Как минимум три марки турелей кодифицированы МО Украины. Важно отметить, что идёт внедрение на турели функций автоматического поиска, сопровождения и уничтожения целей. Пока не на все модели, но это дело времени.
Разведывательно-ударные
Несмотря на широкое разнообразие моделей, говорить о массовом применении их в боевых действиях преждевременно. Их использование в войсках, скорее носит экспериментальный характер. Предполагаю, в войсках находится более 100 комплексов разных моделей.
Общая техническая проблема для боевых наземных дронов – вибрация. От движения и стрельбы откручиваются болты и портится электроника. Поэтому после каждого выезда технику надо осматривать и подтягивать соединения. Другая проблема – «утыкание» патрона, которую НРК ещё не могут решить самостоятельно. Есть проблемы со связью и проходимостью.
Эффективность наземных платформ ограничивают не только технические изъяны, но и отсутствие отработанной тактики. По словам военных, для боевых роботов применяют пехотные процедуры планирования боя, однако координировать наступление с их участием сложнее, чем управлять исключительно людьми.
Штабы применяют боевые НРК, не всегда учитывая технические лимиты платформ. Чтобы избежать ошибок, командиры должны привлекать специалистов НРК, способных скорректировать задачи под возможности техники. Но это затрудняет планирование и повышает требования к квалификации офицеров. Пока не наработан общий опыт, координировать роботов в динамических штурмах будет сложно. Проблема в том, что у разных подразделений очень разный опыт и видение, поэтому быстро свести это к общему знаменателю сложно.
Боевые наземные роботы уже работают на расстоянии 1-2 км от противника, поэтому критически важно контролировать "малое небо". Главная угроза для такой техники - FPV-дроны, особенно на оптоволокне.
Боевые роботы наиболее эффективны в обороне. Они частично заменяют или усиливают пехоту, что позволяет удерживать позиции меньшими силами и беречь людей. Эшелонированные линии НРК создают плотную систему огня, которую трудно прорвать.
Из-за угрозы FPV-дронов большие платформы развертывают преимущественно на второй-третьей линиях. Там они работают как дистанционные наблюдательные и огневые точки: могут днями ожидать, автоматически обнаруживать и сопровождать цели. Благодаря этому один оператор из безопасного укрытия контролирует 3-4 сектора одновременно. На стационарной позиции НРК надо закапывать, иначе его быстро уничтожат.
Тактика наступления роботами еще формируется - атаковать значительно сложнее, чем обороняться. Сейчас самое эффективное применение - разведка боем. Роботы выдвигаются без людей и провоцируют врага открыть огонь. В штурмах машины работают как огневой щит или группа сопровождения, которая прижимает противника огнем к Земле.
Примером успешного применения таких комплексов является 5-я штурмовая бригада. Бойцы бригады говорят, что преимущество работы таких комплексов в том, что операторы находятся в безопасной зоне и наносят удары там, где никто не ожидает. "Россияне там в шоке, они думают, что откуда-то под навесом работала БМП. А мы тем временем своим роботом отработали и тихонечко уехали, и они так и не поняли, что по ним отработало", — рассказал один из операторов комплекса с крупнокалиберным пулемётом. (28.04.2025 https://focus.ua/voennye-novosti/703920-ogon-iz-ukrytiya-na-rasstoyanii-do-2-5-km-u-vsu-poyavilis-avtomatizirovannye-tureli-video)
В СМИ неоднократно проходила информация о ситуациях, когда с помощью НРК берут солдат противника в плен. Полагаю, что в будущем такие ситуации станут регулярными и разработчикам ударных НРК следует предусмотреть это в конструкции дронов при их проектировании.
В данном разделе указаны только специализированные системы, дополнительная информация по разведывательно-ударным комплексам есть в разделе «многофункциональные».
ПВО
Носители БПЛА
Разминирование
10 сентября 2024 года премьер-министр Украины Денис Шмыгаль заявил, что до начала СВО на Украине не было ни одной разминирующей машины, а теперь их уже под сотню. Ну а к февралю 2025 года цифра как минимум удвоилась.
В данном разделе указаны только специализированные системы, дополнительная информация по системам разминирования есть в разделе «многофункциональные».
Минирование, камикадзе
Опыт применения наземных роботизированных комплексов (НРК) для задач минирования или в качестве камикадзе у украинской армии есть, в сети немало примеров их успешного применения. Но, на сегодня, он несопоставим по масштабу с использованием для этих целей беспилотных авиационных систем (БАС). У БАС и НРК есть свои сильные и слабые стороны, и только длительный опыт боевого применения позволит определить для каждого направления свои ниши.
- Дрон-Минёр (Мінер) «Хеопс» (разработчик Киричок Евгений Олегович, разработка не позднее 2023 года. Найти информацию о дроне не удалось)
- Наземный роботизированный комплекс «Гиена» (Гієна)
Разработчик UGV Laboratory
Логистика, эвакуация
В данном сегменте разработана большая номенклатура робототехнических комплексов, которая очень активно и достаточно массово используются в ВСУ. Общее количество используемых комплексов в логистике и эвакуации исчисляется сотнями. Идёт наработка практического, ценного опыта их использования. Например, на июнь 2024 года только при помощи робота «Воля-Е» эвакуировано более 100 раненых с поля боя. И это, далеко не единственный, используемый на передовой комплекс такого класса. Эффективно работает обратная связь – от армии к разработчику. Всё это делает необратимым процесс формирования новой современной роботизированной армии.
Интересно отметить и новый тип эвакуации – эвакуация одним НРК другого. Так, в январе 2026 года украинские военные 4-й бригады оперативного назначения «Рубеж» использовали наземный дрон, чтобы эвакуировать с поля боя другой НРК. Операцию провели специалисты роты НРК Батальона беспилотных систем Antares на Покровском направлении. Когда один из роботов сломался во время миссии, было принято решение спасать технику с помощью другого наземного комплекса. Сначала эвакуационный НРК пытался толкать своего "побратима", но в конце концов взял его на буксир. В бригаде отметили, что, несмотря на ряд критических проблем, операция длилась 15 часов и завершилась успешным возвращением обеих роботов на базу (https://oboronka.mezha.ua/nazemniy-dron-evakuyuye-inshiy-nrk-iz-polya-boyu-308159/). Вообще, это очень показательный случай. Полагаю, что эвакуация дронов другими дронами «выльется» в отдельное и важное направление разработок НРК. Это будет особый тип дронов, со своей спецификой. В свою очередь, разработка эвакуационных механизмов робота роботом потребует определённой стандартизации для всех типов НРК. Ведь важно добиться, чтобы эвакуация происходила без присутствия человека и, желательно, в полностью автоматизированном режиме. И в случае буксировки, для этого необходимо разрабатывать стандартизированные механизмы сцепки, общие для дронов разных типов.
Важность логистического и эвакуационного направления понимает и руководство Украины и активно способствует развитию данного направления. 18.09.2025 года вице-премьер-министр Михаил Федоров сообщил, что военные подразделения смогут получать е-баллы за логистические операции с помощью наземных роботизированных платформ. А с 01.12.2025 года заработала система электронных баллов – "э-баллов" – за эвакуацию раненых наземными роботизированными комплексами.
Примеры медицинской эвакуации:
(январь 2026) Бойцы 47-й отдельной мехбригады "Магура" эвакуировали троих раненых бойцов с позиции
Связь, РЭБ
Противопожарные
Многофункциональные
Дополнительно
Вспомогательное оборудование
Подготовка кадров
- На базе одного из учебных центров была создана первая школа подготовки операторов. Обучение будущих специалистов проходит при содействии проекта Victory Drones. Военнослужащие проходят подготовку использования около 10 различных видов беспилотных наземных роботизированных комплексов – логистических, специальных и инженерных. Обучение операторов БпНК проходит по четко определенной программе с получением соответствующей военно-учетной специальности. (21.11.2024 В ВСУ создали первую школу подготовки операторов беспилотных наземных комплексов https://forbes.ua/news/u-zsu-stvorili-pershu-shkolu-pidgotovki-operatoriv-bezpilotnikh-nazemnikh-kompleksiv-21112024-24967)
Вариант данной публикации единым документом (на февраль 2025) https://wsem.ru/publications/oruzhie-ukrainy-segodnya-robotizirovannye-nazemnye-sistemy-na-fevral-2025-goda_31942/