- Татарско-азербайджанские культурные и экономические связи имели глубокие исторические корни, обусловленные единством языка, религии и происхождения. Вхождение двух тюркских народов на разных этапах истории в состав Российского государства стало важным фактором для дальнейшего укрепления этих контактов.
- Астраханские истории
- Казанские истории
Татарско-азербайджанские культурные и экономические связи имели глубокие исторические корни, обусловленные единством языка, религии и происхождения. Вхождение двух тюркских народов на разных этапах истории в состав Российского государства стало важным фактором для дальнейшего укрепления этих контактов.
Например, татарские солдаты и офицеры служили в различных кавказских гарнизонах. Некоторые из них оставались жить на Кавказе. Так, представитель знаменитого татарского княжеского рода – Сафар Терегулов, после двадцатилетней службы, в 1845 г. обосновался в Тифлисе.
Его сыновья – Гасан и Ибрагим получили известность благодаря благотворительной и просветительской деятельности, стояли у истоков русско-татарской школы в Тифлисе. Гасан Терегулов служил имамом суннитской мечети в городе.
Другие представители рода Терегуловых проживали в Уфимской и Казанской губерниях, были заняты на административной и педагогической службе, занимались общественной и просветительской работой.
Постепенно азербайджанские переселенцы появились и во внутренних губерниях Российской империи. Пожалуй, самым знаменитым азербайджанцем первой половины XIX в. является мирза А.К. Казембек. Человек уникальных способностей и судьбы оказался в центре отечественного востоковедения той поры – Казани. Обрел в этом городе семейное счастье и достиг больших научных успехов. Он стал первым профессором мусульманского происхождения в Казанском университете. Неслучайно фонд лишь рукописных сочинений на фарси Восточного сектора Научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского Казанского университета насчитывает более 700 единиц хранения. Основоположником этого научного наследия и стал А.К. Казембек.
Астраханские истории
Большая группа персов (азербайджанцев) проживала в Астраханской губернии. К концу XIX в. их численность в губернском центре составляла около тысячи человек, в городе имелась «персидская» мечеть, шиитское кладбище. Работало благотворительное общество «Энджумен-и-Хайирийя» («Сообщество благих дел»), созданное азербайджанской общиной.
На рубеже XIX-XX вв. еще одно мусульманское благотворительное общество Астрахани «Шураи ислам» возглавлял Мустафа Лутфи Гаджи Садрутдин оглы Измайлов (Ширвинский), он же являлся издателем татарской газеты «Бурган тарраки» в начале XX в.
Казанские истории
Казанские татары встречали своих собратьев по вере преимущественно во время деловых поездок, а также паломничества. Но и сама Казань оставалась центром притяжения для многих российских мусульман. Она привлекала экономическими и культурными возможностями. Поэтому азербайджанцев, которых чаще именовали персами, можно было встретить в XIX в. и в Казани. Так исследователь М.Н. Пинегин в своем труде 1890 г. о Казани отмечал, что в составе городского населения имеется «самый ничтожный процент» персов.
Крымский татарин, знаменитый просветитель Исмаил Гаспринский вспоминал о том, как приехав в 1882 г. в Казань, решил организовать в городе литературный вечер для татар. Получил официальное разрешение, снял зал в гостинице, развесил объявления в татарской части города. «Наступило 9 часов, я ждал еще два часа, но посетителей было только трое, и те не казанцы, а приезжие, один из которых был кавказец Аллахаяр бей, а двое – братья Шакир и Закир Рамеевы, будущие издатели газеты «Вакыт» в Оренбурге, – вспоминал потом организатор. – Вечер, конечно, не состоялся, но между этими путешественниками, случайно встретившимися в Казани, произошел полезный обмен мнений».
Таким образом, особенности повседневной жизни религиозных общин, единые культурные доминанты с одной стороны, и государственная политика, дифференцирующая своих поданных по религиозному признаку, с другой – способствовали консолидации мусульман империи на рубеже XIX-XX вв.
"Терджиман", "Игенчи" и "Шаркы рус"
Большую роль в этом сыграла появившаяся в конце XIX в. национальная пресса. В течении 20 лет крымско-татарская газета «Терджиман» являлась единственной мусульманской газетой в России.
В ней регулярно печатались корреспонденции из Кавказа, Волго-Уральского региона и других мусульманских уголков империи.
Например, в "Терджимане" появлялись сведения о Нигяр Гаибовой, о первой библиотеке в Баку (открытой Н.Наримановым), о новометодном медресе в Нахичевани и другие новости из жизни кавказских мусульман. Вплоть до появления собственно татарских периодических изданий газета И.Гаспринского была очень популярна среди поволжских мусульман.
Еще раньше, до появления «Терджимана», в Поволжье некоторые семьи выписывали недолгое время издававшуюся на Кавказе тюркскую газету «Игенчи», а в начале XX в. – газету «Шаркы рус». Что касается газеты А.Топчибашева «Каспий», то и ее читателями, а иногда и корреспондентами, были русскоязычные представители татарской интеллигенции.
продолжение следует...