Найти в Дзене
Лилия Габдрафикова

Татары и азербайджанцы в начале ХХ века: театральные дела

Достаточно плодотворным было сотрудничество между труппой Габдуллы Кариева «Сайяр» и труппой азербайджанских актеров под руководством Гусейна Араблинского, которое началось в Тифлисе весной 1908 г. Азербайджанский театр к тому времени имел уже определенную базу. Датой основания театра нового европейского типа многие специалисты указывают 1873 г., тогда как годом рождения татарского театра считается 1906 г. Но в отличие от татарской труппы, в азербайджанских не было актрис. Сам Араблинский из-за этого нередко исполнял женские роли. По одной из версий и причиной его убийства в 1919 г. стала его профессиональная деятельность. В 1908 г. же странствующие артисты двух мусульманских трупп решили объединить творческие силы для нового театрального эксперимента. В этот период было создано «Товарищество казанско-кавказских мусульманских артистов» («Казан-Кавказ мөселман артистлары ширкәте»). Главным режиссером новой труппы стал Г.Араблинский. Для постановки выбрали знакомую всем турецкую пьесу

С первой русской революцией 1905 года связано и зарождение татарского драматического театра. Примечательно, что в репертуаре татарских театральных трупп были и пьесы азербайджанских драматургов.

Достаточно плодотворным было сотрудничество между труппой Габдуллы Кариева «Сайяр» и труппой азербайджанских актеров под руководством Гусейна Араблинского, которое началось в Тифлисе весной 1908 г. Азербайджанский театр к тому времени имел уже определенную базу.

Датой основания театра нового европейского типа многие специалисты указывают 1873 г., тогда как годом рождения татарского театра считается 1906 г.

Труппа "Сайяр"
Труппа "Сайяр"
Но в отличие от татарской труппы, в азербайджанских не было актрис. Сам Араблинский из-за этого нередко исполнял женские роли.

По одной из версий и причиной его убийства в 1919 г. стала его профессиональная деятельность.

В 1908 г. же странствующие артисты двух мусульманских трупп решили объединить творческие силы для нового театрального эксперимента. В этот период было создано «Товарищество казанско-кавказских мусульманских артистов» («Казан-Кавказ мөселман артистлары ширкәте»). Главным режиссером новой труппы стал Г.Араблинский.

Гусейн Араблинский
Гусейн Араблинский

Для постановки выбрали знакомую всем турецкую пьесу Н.Камала «Несчастное дитя» («Кызганыч бала»). Спектакль впервые был показан в Тифлисе, затем артисты представили постановку в городе Гяндже. Главные роли исполняли Г.Араблинский и Сахипжамал Гиззатуллина-Волжская (первая татарская актриса).

Судя по отзывам прессы тех лет, для кавказской мусульманской публики участие женщин в театральном представлении показалось сенсационным явлением.

Очень успешными были гастроли Казанско-кавказской труппы летом того же 1908 г. в Астрахани. Здесь они показывали спектакли по пьесам Н.Вазирова, Н.Нариманова, С.Ганизаде, Я.Вали. Представления шли на двух языках: одни спектакли игрались на азербайджанском, другие – на татарском. Кульминацией совместных выступлений татарских и азербайджанских актеров стали представления, данные ими на знаменитой Нижегородской (Макарьевской) ярмарке. После почти полугодового сотрудничества, часть труппы вернулась в Казань, а остальные направились в Баку, в том числе и Г.Араблинский.

Это короткое время совместного творчества, безусловно, было полезным для обеих трупп. Татарские артисты-любители перенимали опыт азербайджанских коллег: учились у них актерскому мастерству, театральному менеджменту. А кавказские артисты были вдохновлены смелостью татарских актрис, нашедших в себе силы, несмотря на традиционные запреты и царившие социальные нормы, выйти на сцену. Да и собственно постановки коллектива, где женские роли исполнялись женщинами, имели огромное воспитательное значение для мусульманской публики Кавказа. Неслучайно, в репертуаре первой азербайджанской актрисы Говхар Газиевой, начавшей выступать в 1910 г. под псевдонимом Гоярчен ханум, преобладали спектакли, показанные двумя годами ранее Казанско-Кавказской мусульманской труппой. Прежде всего, это «Несчастие с Фахреддином» Н.Везирова, «Надир шах» Н.Нариманова.

К слову, татарские актрисы работали в азербайджанском театре и в советские годы. Пожалуй, самая известная из них – Марзия Давудова (Адгамова).

Марзия Давудова
Марзия Давудова

Первые шаги на театральной сцене она делала в составе астраханской труппы «Мохтарият» («Независимость») в 1917 году, через несколько лет переехала в Баку. В ее родной Астрахани Н.Нариманов стал организатором любительских спектаклей на татарском и азербайджанском языках, а в 1908, 1917 гг. здесь проходили гастроли труппы Г.Араблинского, ставились и спектакли на смеси азербайджанского и татарского языков. По всей видимости, эта тюркская культурная среда повлияла на личностное формирование будущей выдающейся актрисы М.Ю. Давудовой.

У выросшей в Саратове будущей примы азербайджанской оперы Фатимы Мухтаровой (Рзаевой) мать была польской татаркой. Ее обучение в Саратовской консерватории несколько лет подряд спонсировал бакинский меценат Мухтар Мухтаров. До начала Первой мировой войны она гастролировала вместе со знаменитым татарским певцом Камилем Мутыги.

Фатима Мухтарова
Фатима Мухтарова

Помимо этих известных персон, были и другие артистки, служившие в провинциальных театрах Азербайджана. Например, супруга татарского поэта Сагита Сунчелея – Амина Милушева в конце 1920-х гг. играла в Крымском татарском театре, а в 1930-е годы переехала на Кавказ и работала в азербайджанском театре, в Гяндже.

Продолжение следует...