Найти в Дзене
Лилия Габдрафикова

Татары и азербайджанцы в начале ХХ века: нефть, голод и литература

Например, большая группа татар-рабочих в начале XX в. трудилась на нефтяных промыслах Каспия. По некоторым данным, их численность доходила до 2 тысяч человек. Корреспондент оренбургской татарской газеты «Вакыт» отмечал, что казанские татары-рабочие проживают во всех окрестностях Баку: Бульхан, Сурхан, Черный город, Бибихайбат. Они работали в качестве чернорабочих, кучеров, дворников и даже швейцаров. Вокруг нефтяных источников Баку татарские рабочие селились вместе со своими семьями. В районе Бибихайбат накануне Первой мировой войны имамом Камалетдином Алибековым при поддержке местных жителей была организована татарская начальная школа для мальчиков. Работали татары и рыбаками на Каспийском море. Один из таких сезонных рабочих – писатель Шариф Камал описал свою жизнь в повести «Чайки» («Акчарлаклар»). Произведение было написано в 1914 г. Уже в революционном 1917 году поволжские татары-рабочие объединились в организацию «Бирлик». Активную роль в этом сыграл учитель, уроженец Тифлиса
Оглавление

Татары и азербайджанцы относились к так называемым «старейшим» нациям среди российских мусульман. В данных национальных сообществах, помимо аристократии и сельской группы населения, к рубежу XIX-XX вв. сформировались классы буржуазии и пролетариата.

Например, большая группа татар-рабочих в начале XX в. трудилась на нефтяных промыслах Каспия. По некоторым данным, их численность доходила до 2 тысяч человек.

Корреспондент оренбургской татарской газеты «Вакыт» отмечал, что казанские татары-рабочие проживают во всех окрестностях Баку: Бульхан, Сурхан, Черный город, Бибихайбат.

Они работали в качестве чернорабочих, кучеров, дворников и даже швейцаров. Вокруг нефтяных источников Баку татарские рабочие селились вместе со своими семьями. В районе Бибихайбат накануне Первой мировой войны имамом Камалетдином Алибековым при поддержке местных жителей была организована татарская начальная школа для мальчиков.

Работали татары и рыбаками на Каспийском море. Один из таких сезонных рабочих – писатель Шариф Камал описал свою жизнь в повести «Чайки» («Акчарлаклар»). Произведение было написано в 1914 г.

Уже в революционном 1917 году поволжские татары-рабочие объединились в организацию «Бирлик». Активную роль в этом сыграл учитель, уроженец Тифлиса – Ханафи Терегулов.

Жандармская карточка на Ханафи Терегулова, составленная в 1909 г. Вероятно, уже тогда подозревался в революционных взглядах
Жандармская карточка на Ханафи Терегулова, составленная в 1909 г. Вероятно, уже тогда подозревался в революционных взглядах

В советские годы Ханафи Терегулов (1877-1942) получил известность как хормейстер и артист Азербайджанского музыкального театра, занимал ответственные должности в сфере культуры.

При этом сравнивая волго-уральских и кавказских мусульман газета «Вакыт» отмечала, что татары недостаточно урбанизированы и среди них мало представителей крупной буржуазии, вроде азербайджанских миллионеров Тагеева или Асадуллаева. Этот недостаток автор публикации связывал с бедностью природных ресурсов Поволжья. «…Наша земля не дает «черного золота», которое в несколько дней может превратить своего возлюбленного на Кавказе в миллионера», − отмечалось в статье.

В начале XX в. экономическая и культурная близость с кавказскими мусульманами отражалась и в общественных настроениях их волго-уральских единоверцев. Например, в сентябре 1905 г. татары собирали пожертвования в пользу пострадавших от армян азербайджанцев. Сообщение об этом факте должно было появиться в газете «Волжский листок», однако было удалено цензором. Очевидно, что, несмотря на тенденциозные представления известных событий в столичной печати, мусульмане Волго-Уральского региона сочувствовали своим кавказским единоверцам. Например, в 1907 г. оренбургские татары собрали пожертвования для помощи голодающим в Закавказье.

-3

Литературные связи

Социально-экономическое развитие сопровождалось мощным культурным движением как в азербайджанском, так и в татарском обществе. Результатом синтеза восточной самобытности и европейских форм, духовных исканий реформаторского времени, стало зарождение новой литературы и театра. Это было единым культурным достоянием двух народов.

Произведения азербайджанских авторов издавались в татарских типографиях, публиковались в появившихся после 1905 г. татарских газетах и журналах. При этом, как и с турецкой литературой, татарским читателям предлагался обычно адаптированный вариант азербайджанских произведений. Так в вольном переводе в казанском сатирическом журнале «Ялт-юлт» и «Яшен» публиковались стихи Мирзы Алекпера Сабира, а в типографии братьев Каримовых в 1907 г. была напечатана драма Неджифа Везирова «Мусы бет-и-Фахреддин» (“Несчастие с Фахреддином”), так же в немного обработанном виде. Надо подчеркнуть, что автором вольного перевода стихотворения «Жалоба муллы», опубликованного в журнале «Яшен» (1908, №2), являлся татарский поэт Габдулла Тукай. Он перевел одно из произведений А.Сабира, напечатанное на страницах журнала «Молла Насретдин».

-4

Этот тифлиский сатирический журнал привлекал татарских журналистов и литераторов не только великолепными образцами азербайджанской сатиры, но и художественным оформлением. Для читателей-татар было близко и понятно творчество художника Азима Азимзаде, ведь героями его сатирических рисунков являлись не только местные нефтепромышленники, но и муллы. Нередко он обращался к международной тематике, вопросам культуры и прогресса в мусульманском мире.

Татарское изобразительное искусство начинает активно развиваться именно в 1905-1907 гг., под влиянием либеральных идей. Естественно, авторы первых татарских карикатур учились не только у русских сатирических журналов, но и внимательно изучали творчество своих единоверцев.

карикатура из журнала "Молла Насреддин"
карикатура из журнала "Молла Насреддин"

продолжение следует...