Найти в Дзене
Петр Власов

Модификации японского бомбардировщика-торпедоносца Mitsubishi G4M «Betty» (03). «Сигара» в бою

Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ: Модификации японского бомбардировщика-торпедоносца Mitsubishi G4M «Betty» (02). Модификации

Как уже говорилось ранее, массово новые бомбардировщики-торпедоносцы начали поступать в береговые авиачасти флота Японии с апреля 1941 г. И уже летом 27 первых G4M1 приняли участие в бомбардировках Китая На бомбежки они отправлялись обычно под прикрытием истребителей А6М (в будущем американцы назовут их «Зеро»), которые успешно отражали все атаки китайских истребителей. Поэтому G4M1 потерь в Китае не имели, а их бортстрелки сами сбили 3 китайских истребителя. Но в сентябре этот первый отряд G4M1 был переброшен на Тайвань, где занялся разведывательными полетами над островами Тихого океана.

К 7 декабря 1941 (дню нападения японцев на Перл-Харбор) флот имел в своем составе уже 120 G4M1. Из них 27 самолетов находились на базе в Индокитае, а 93 оставались на Тайване, имея главной целью американские силы на Филиппинах. В новую войну будущие «Бэтти» вступили утром 8 декабря, отбомбившись по американскому аэродрому Кларк-Филд на Филиппинах. Там 103 бомбардировщика G3M2 и G4M1 обрушили на противника 26 250-кг и 1.122 50-кг бомбы, уничтожив радиолокационную станцию и более 80 стоявших на земле самолетов (а в воздухе 13 американских истребителей сбили прикрывавшие бомберов А6М). Этот успех обошелся японцам в 7 погибших в воздушной схватке «Зеро», и всего в один G4M1, который на обратном пути совершил вынужденную посадку из-за повреждений.

-2

Через день, 10 декабря, японские бомбардировщики отбомбились по базе ВМС в Кавите. Ценой потери всего одного G4M1 они удачными попаданиями уничтожили торпедный арсенал, что оставило подлодки и эсминцы американского флота без их основного оружия. При этом в бухте японскими бомбардировщиками были потоплены подлодка, тральщик и транспорт; еще два корабля получили повреждения.

-3

В тот же день японские бомбардировщики, базировавшиеся на Индокитай, получили приказ на очень важный вылет: разведывательный самолет С5М обнаружил в открытом море британские линкоры «Рипалс» и «Принц Уэльский». Эти два мощнейших корабля английского Тихоокеанского флота в сопровождении четырех эсминцев (командир соединения вице-адмирал Том Филлипс) были направлены из Сингапура для удара по плацдармам японских десантников в Восточной Малайе. Английское командование считало, что японская береговая авиация не сможет оказать поддержку своим десантным силам с баз в Юго-Восточной Азии, и поэтому не обеспечило кораблям воздушного прикрытия. В атаку на линкоры были посланы 26 вооруженных торпедами G4M1 и 60 G3М2 (половина с торпедами, половина с бомбами 250- или 500-кг).

Линейный крейсер «Repulse» (в строю с 1916 г.)

-4

Водоизмещение стандартное 32.200 т, полное 36.800 т. Размеры 242,1х31,3х9,8 метров. Мощность четырехвальной энергоустановки 112.000 л.с. Скорость 31,7 узла. Дальность 3.650 миль 16-узловым ходом. Бронирование: пояс 229 мм, траверзы 76-102 мм, палуба 111-240 мм. Вооружение: 6х380-мм орудий (3х2-орудийные башни), 20х102-мм универсальных орудия (4х3-орудийных и 4х2-орудийных башни), 4х47-мм пушки и зенитные пулеметы; 8х533-мм надводных торпедных аппаратов (4 спаренных установки). Экипаж 1.205 человек.

Линкор «Prince of Wales» (в строю с 1940 г.)

-5

Водоизмещение стандартное 38.700 т, полное 43.000 т. Размеры 227,0х31,4х10,4 метров. Мощность четырехвальной энергоустановки 100.000 л.с. Скорость 30 узлов. Дальность 5.400 миль 16-узловым ходом. Бронирование: пояс 356-380 мм, траверзы 254-305 мм, палуба 190 мм. Вооружение: 10х356-мм орудий (2х4-орудийных и 1х2-орудийная башня), 16х133-мм орудий (8 спаренных универсальных установок), 48х40-мм (6х8-ствольных автоматов), 30х20-мм автоматов «Эрликон». Экипаж 1.900 человек.

Атаки бомбовозов и торпедоносцев начались в 11.13 часов 10 декабря. «Рипалс» был поражен первым - бомба уничтожила катапульту; затем последовали еще три попадания бомб. Одновременно вооруженные торпедами G3M2 эскадрильи лейтенанта Ишихары атаковали с обоих бортов «Принца Уэльского»; было сброшено 8 торпед, японские летчики сообщили о четырех попаданиях (хотя на самом деле цель поразили только две). Тем не менее, корабль получил тяжелые повреждения: вся кормовая часть линкора была обесточена, кормовые зенитки замолкли, «Принц Уэльский» получил крен на левый борт и дифферент на корму. У японцев в этой атаке три торпедоносца были повреждены, а один G3M2 сбит.

-6

Затем торпедным атакам подвергся «Рипалс»: четыре волны G3M2 послали в линейный крейсер 19 торпед, однако тяжелый корабль сумел увернуться от всех! Но тут к месту боя подоспели отставшие было G4M1. Стремительно выйдя в атаку, первая группа с ходу поразила четырьмя торпедами «Принца Уэльского» в правый борт. От попадания одной из них сдетонировал боезапас первой носовой башни главного калибра, образовав огромную пробоину в правом борту, в которую мощным потоком хлынула вода. Не меньшие повреждения нанесли и две торпеды, угодившие в корму. Было видно, что пораженный корабль обречен, и потому остальные «Бэтти» перенацелились на «Рипалс».

-7

Девять G4M1 эскадрильи лейтенанта Ики зашли на «Рипалс» с двух сторон на высоте 10 м, и сбросили свои торпеды всего в 600 метрах от линейного крейсера. Набирать высоту им пришлось уже над самой палубой корабля, и огнем зениток практически почти в упор англичане сбили двух «Бэтти»; остальные торпедоносцы получили повреждения. А в следующую минуту сразу три пущенные ими торпеды поразили корабль, взорвавшись в районах машинного отделения, рулевого управления, и кормовой башни главного калибра. И почти тут же еще одна шестерка G4M1 тоже послала в «Рипалс» свои торпеды, поразив одной из них борт в районе котельного отделения, которое стремительно начало заполняться водой. Постепенно кренившийся, потерявший ход «Рипалс» в 13.20 наконец опрокинулся и затонул, унеся с собой на дно адмирала Филлипса с его штабом, и 325 членами экипажа корабля. «Принц Уэльский» затонул на час раньше – еще в 12.33 на нем произошел внутренний взрыв боезапаса, до которого добрался огонь. После взрыва линкор ушел ко дну в считанные секунды. Общее количество погибших на двух кораблях английских моряков составила 840 человек…

-8

Гибель «Принца Уэльского» и «Рипалса» нанесла сильный удар по боевому духу британских войск. За уничтожение двух огромных линкоров Великобритании японцы заплатили гибелью всего одного G3M2 и двух G4M1. Эта атака японской авиации произвела на морские круги мира даже большее впечатление, чем налет на Перл-Харбор. Впервые в истории мощнейшие корабли были потоплены авиацией в открытом море, а не застигнутыми врасплох в гавани. Это был переворот в ведении боевых действий на море: линкоры перестали быть главной ударной силой флота...

-9

В последующие дни декабря 1941 г. G4M1 совместно с G3M2 продолжали бомбовые налеты на Филиппины, обеспечивая поддержку высадившегося японского десанта; при этом за первую неделю боев было потеряно всего четыре «Бэтти» (включая те два, что погибли в атаке на «Рипалс»). А 14 декабря на захваченные на Филиппинах аэродромы перебазировались армейские бомбардировщики, взявшие на себя дальнейшую поддержку десанта. И G4M1 смогли переключиться на охоту с торпедами в бомбоотсеках за судами, эвакуировавшими с Филиппин американские войска. Одновременно базировавшиеся на Индокитай G4M1 бомбили англичан в Малайе, и торпедировали суда, подвозившие подкрепления в Сингапур. К концу февраля 1942 г. на счету и тех, и других торпедоносцев «Бэтти» числились уже десятки потопленных американских и английских транспортных судов.

-10

В первые месяцы боевых действий G4M1 показали себя с самой лучшей стороны; отсутствие на них герметичных топливных баков и брони в начальный, победный для японцев период войны не было проблемой. Однако уже в феврале 1942 низкая живучесть «Сигар» начала сказываться на успешности их операций. Так, 1 февраля 1942 г. G4M1 провели свою первую самоубийственную атаку в Тихоокеанской войне: семь «Бэтти» атаковали американский авианосец «Enterprise», однако общими усилиями зенитной артиллерии и истребителей прикрытия авианосца все японские самолеты были сбиты. Правда, один из подбитых бомбардировщиков сумел-таки дотянуть до авианосца, и упал на него, повредив палубу.

-11

Дальность полета G4M1 позволяла им поддерживать морские десанты японцев даже в отдаленных районах Тихого океана, и работать по кораблям союзников вместе с палубной авиацией. Например, 19 февраля 1942 г. «Бэтти» вместе с палубными бомбардировщиками бомбили австралийский порт Дарвин (потеряв при этом четыре G4M1). Hо уже в боях у Порт-Морсби, где встретилось серьезное противодействие истребителей союзников, их потери еще больше возросли. Теперь «Бэтти» гибли десятками - сказывалось отсутствие протектирования баков и бронезащиты экипажа. Прозвище «Хамаки» («Сигара»), шутливо данное этим самолетам японскими летчиками из-за формы их фюзеляжей, оказалось пророческим. И теперь, по мере роста потерь, японцы все чаще называли свой самолет «Фитилем»…

-12

Hесмотря на поступление в войска «модели 12» с некоторыми элементами защиты баков, потери во время последующих боев продолжали оставаться высокими. Только за период схваток над Гуадалканалом с августа по октябрь 1942 г. погибло более 100 самолетов G4M1 с их экипажами. Самым кровавым для «Бэтти» стал день 8 августа, когда в атаке на американские корабли, высаживавшие десант в Лунга-Пойнт, из 23 торпедоносцев G4M1 палубными истребителями и зенитками американцев были уничтожены 18 «Фитилей», в которых погибло около 120 летчиков их экипажей! Почти такой же кровавой оказались и ночь 29/30 января 1943 г., когда у острова Реннелл из 43 атаковавших американский флот торпедоносцев G4M1 зенитным огнем были сбиты 10 «Сигар», в которых погибли 70 японских летчиков - вместе с возглавлявшим атаку капитан-лейтенантом Хигая.

-13

Даже с частично прикрытыми протекторами баками новые G4M1 «модель 12» оставались весьма уязвимыми в бою. Самой известной и трагичной для японцев потерей «Сигар», во многом связанной именно с низкой живучестью «Бэтти», стала гибель 18 апреля 1943 г. главнокомандующего японским флотом адмирала Ямамото со всем его штабом, летевших на двух бомбардировщиках G4M1. В считанные минуты эти самолеты были сбиты перехватившими их американскими истребителями Р-38 «Лайтнинг». Подробно это событие было мною описано в статьях «2МВ. Охота на адмирала (01). Найти и обезвредить» и «2МВ. Охота на адмирала (02). Бой».

-14

Появление с июня 1943 г. в береговых авиачастях флота новейшей модификации G4M2 потерь практически почти не уменьшило: хотя этот самолет получил более мощное защитное вооружение, уровень его живучести оставался все тем же – брони не было, и баки имели лишь частичное протектирование только снизу. Эти самолеты вместе с продолжавшими выпускаться и остававшимися в строю предшествующими версиями G4M1 участвовали в боях над Новой Гвинеей и Соломоновыми островами; с ноября 1944 по январь 1945 - над Марианскими островами, а в апреле-июне 1945 они участвовали в обороне японского острова Окинава. Тогда же, весной-летом 1945, в войска пошли самолеты последней модификации G4M3, получившие, наконец-то, бронезащиту экипажа и полностью протектированные топливные баки. Однако они появились слишком поздно, и в слишком малом количестве, чтобы хоть как-то повлиять на ход заключительного периода войны.

-15

Отдельно в этом ряду модификаций «Сигар» стоит упомянуть подмодификацию G4M2е «модель 24Е», на которую японцы в конце войны возлагали особую надежду. Самолеты этой версии были переделаны в носители, приспособленные нести и запускать по кораблям противника реактивные самолеты-снаряды Yokosuka MXY-7 «Ока» (модель 11), управляемые летчиками-камикадзе. Впервые такие носители вышли в атаку на американские корабли 21 марта 1945 г.: 18 G4M2е с подвешенными под фюзеляжем ракетопланами «Ока» сделали попытку прорваться к американскому авианосному соединению. Однако за 100–120 км до цели их перехватили 50 «Хеллкэтов», и тяжелогруженые самолеты стали легкой добычей для американских истребителей. Японцы так и не успели выпустить ни одного ракетоплана – все «Бэтти» были сбиты до того, как летчики-камикадзе успели занять свои места в кабинах самолетов-снарядов.

-16

Лишь 12 апреля G4M2е сумели провести удачную операцию по запуску снарядов «Ока». В тот день «Бэтти»-ракетоносцы атаковали американские корабли, приблизившиеся к берегам Окинавы. Один из запущенных ими самолетов-снарядов, прорвавшись сквозь огонь зениток, на пикировании врезался в правый борт эсминца «Mannert L. Abele», лишив его хода и заставив замолчать артиллерию. А через минуту второй «Ока» врезался в ватерлинию правого борта под носовой орудийной башней, и мощным взрывом разорвал эсминец напополам, обе части которого быстро затонули. Так же через несколько минут атаке «Ока», запущенного с другого G4M2е, подвергся эсминец «Stenley». Однако пробивная сила этого самолета-снаряда оказалась даже чрезмерной: «Ока» так стремительно пробил корпус корабля насквозь, что его боеголовка сдетонировала, когда камикадзе уже вылетел с противоположного борта! Это спасло эсминец от потопления, хотя «Stenley» получил очень тяжелое повреждение, надолго выведшее его из строя.

-17

Впоследствии «Бэтти»-носители провели еще несколько удачных пусков, хотя в целом комбинация G4М2е/«Ока» не оправдала надежд японского императорского флота. Носители с подвешенными ракетопланами были слишком тяжелыми и медлительными, чтобы успешно действовать в условиях превосходства авиации союзников. Правда, в этот период уже и вылеты обычных бомбардировщиков G4M2 все больше напоминали полеты самоубийц: многочисленные истребители союзников не оставляли им практически никаких шансов на возвращение. Так что, не только носители камикадзе, но и другие «Бэтти» несли потери, не оправдывавшие результатов их налетов.

Из-за почти полной бесполезности вылетов G4M2е, в основном завершавшихся катастрофически еще до запуска камикадзе, производство самолетов-снарядов «Ока» модель 11 уже весной 1945 г. было прекращено, а их носители вновь переоборудовали в обычные бомбардировщики. Пожалуй, последним успешным запуском «Ока» стала атака реактивных камикадзе 11 мая по эсминцу «Hugh W.Hadley». Корабль был атакован смешанной группой камикадзе как на обычных истребителях с подвешенными бомбами, так и на ракетопланах «Ока». Зенитчики «Hugh W.Hadley» сбили все 10 несшихся на них истребителей-камикадзе, но в спикировавших на эсминец на огромной скорости двух «Ока» они попасть не смогли. После удара этих самолетов о палубу на корабле вспыхнул мощный пожар; не справившись с ним, большая часть экипажа покинул корабль. Однако те, что продолжили борьбу за живучесть, смогли удержать эсминец на плаву; тем не менее, корабль не подлежал ремонту, и впоследствии был сдан на слом.

-18

А «дембельским аккордом» для «Бэтти» в той войне стала доставка 19 августа 1945 г. японской делегации на переговоры с американцами об условиях капитуляции Японии. Для этого бомбардировщик G4M1 и переделанный в транспортный самолет бывший тяжелый истребитель G6M1- L2 были выкрашены в белый цвет, и получили «нейтральные» опознавательные знаки в виде зеленых крестов. А чтобы американские истребители или зенитчики «по дури» не сбили «капитулянтов», «Бэтти» в том полете сопровождала группа Р-38…

-19

НАЧАЛО: Модификации японского бомбардировщика-торпедоносца Mitsubishi G4M «Betty» (01). Техописание

Список других статей по теме «Определитель модификаций самолетов – в помощь моделистам» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ

Список других статей канала по теме «Авиация 2-й мировой войны» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.