Найти в Дзене
Петр Власов

Модификации японского бомбардировщика-торпедоносца Mitsubishi G4M «Betty» (02). Развитие вариантов

Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ: Модификации японского бомбардировщика-торпедоносца Mitsubishi G4M «Betty» (01). Техописание

Как уже говорилось в предыдущей статье, неудача с G6M1 в качестве эскортного истребителя и появление одномоторного истребителя А6М с достаточной дальностью полета наконец-то убедили штаб флота начать серийное производство G4M1 в варианте торпедоносца-бомбардировщика. В январе 1941-го флот принял две первые предсерийные «Сигары», а с апреля начались поставки в береговые авиачасти серийных бомбардировщиков G4M1 модель 11. К апрелю 1942 г. фирма «Мицубиси» произвела 276 «Хамаки», которым с началом боевых действий на Тихом океане американцы, не желавшие путаться в громоздких и труднозапоминаемых официальных названиях японских самолетов, дали свое короткое наименование «Бэтти». Под этим названием самолет и вошел в историю – все знают его как «Бэтти», а не «Иссики рикудзё ко гэкики Мицубиси Дзи-Ён-Эму» («Торпедоносец берегового базирования Тип 1 Мицубиси G4M»).

Бомбардировщик G4M выпускался с 1940 по август 1945 года; и как практически любой самолет, производившийся в течение продолжительного времени, он постоянно модернизировался, что привело к появлению большого числа модификаций и вариантов. Тем более, что вступление Японии в декабре 1941 года во Вторую мировую войну тут же выявило главный недостаток G4M1: полную незащищенность экипажей самолетов, и легкую возгораемость их непротектированных бензобаков от огня и истребителей, и наземных зенитных средств. Как мы помним, при создании «Хамаки» приоритет был отдан его наступательным возможностям, а не проблемам живучести. И по ходу войны при создании новых модификаций японским конструкторам приходилось постоянно лавировать между противоречащими друг другу решениями – ведь любое улучшение защиты тут же отрицательно сказывалось на летных и боевых характеристиках самолета...

-2

ТТХ модификации G4M1 модель 11: Двигатели: 2 Mitsubishi МК4А Кasei 11 (винт трехлопастный). Взлетная мощность - 1.530 л.с., мощность на 2.000 м – 1.410 л.с., мощность на 4.000 м – 1.340 л.с. Скорость - 428 км/ч (на высоте 4.200 м). Потолок - 8.240 м; дальность - 6.034 км. Вес пустого - 6.800 кг, вес взлетный - 9.000 кг, максимальный взлетный – 12.500 кг. Размеры: длина – 19,9 м, высота – 4,9 м, размах крыла – 24,9 м, площадь крыла – 78,1 кв.м. Вооружение: 1х20-мм пушка, 4х7,7-мм пулемета. Бомбы: 800 кг или 1х800-кг торпеда. Экипаж 7 человек.

G4M1 модель 11 - первая бомбардировочная модификация, серийно выпускавшаяся с января 1941 г. (построена 661 машина). Эта модель подробно описана в предыдущей статье «Mitsubishi G4M «Betty» (01). Техописание». Когда же в боях декабря 1941 - весны 1942 гг. стала очевидна уязвимость непротектированных топливных баков, что привело к большим потерям торпедоносцев, конструкторы взялись за усовершенствование машины. Чтобы избежать поражения хотя бы от легких средств ПВО, конструкторы решили поднять высоту полета бомбардировщика, установив на самолете новые двигатели Mitsubishi МК4Е Кasei 15.

-3

Кasei 15 имели ту же взлетную мощность в 1.530 л.с., что и Кasei-11, но были более надежными и более высотными: в то время, как пиком полетной мощности Кasei-11 были 1.340 л.с. на высоте только 4.000 м, а выше мощность резко падала, то Кasei-15 даже на 6.000 м сохранял еще 1.280 л.с.; при этом на 6.000 м его скорость достигала 452 км/ч. И это при значительном увеличении взлетного веса! Ведь для улучшения живучести машины на G4M1 модель 12 топливные баки снизу прикрыли протекторами из трехслойной резины (что повысило защиту от огня с земли, но уменьшило дальность полета на 600 км). Кроме того, баки стали поддуваться внутри отработанными газами выхлопа двигателей, что снижало вероятность возгорания топлива даже при прострелах бака.

-4

ТТХ модификации G4M1 модель 12: Двигатели: 2 Mitsubishi МК4Е Кasei 15 (винт трехлопастный). Взлетная мощность - 1.530 л.с., мощность на 2.600 м – 1.400 л.с., мощность на 6.000 м – 1.280 л.с. Скорость - 452 км/ч (на высоте 6.000 м). Потолок - 9.660 м; дальность - 5.419 км. Вес пустого - 6.741 кг, вес взлетный - 9.500 кг, максимальный взлетный – 14.000 кг. Вооружение: 1х20-мм пушка, 4х7,7-мм пулемета. Бомбы: 800 кг или 1х800-кг торпеда. Экипаж 7 человек.

В остальном G4M1 модель 12 оставался тем же самолетом, что и предыдущая модель 11. Разве что на 12-й модели изменили способ установки пушки в задней огневой точке, обрезав ее вращающуюся турель для ускорения и расширения зоны обстрела (правда, стрелку «поддувало» завихрениями воздушного потока).

Производство самолетов серии G4M1 модель 12 продолжалось с лета 1942 по январь 1944 г. несмотря на то, что с июля 1943 параллельно с нею выпускалась новая модификация G4M2. За это время фирма «Мицубиси» изготовила 539 самолетов модели 12; общий же выпуск G4M1 моделей 11 и 12 составил 1.200 экземпляров.

-5

ТТХ модификации G4M2 модель 22: Двигатели: 2 Mitsubishi МК4Р Кasei 21 (винт четырехлопастный). Взлетная мощность - 1.800 л.с., мощность на 1.800 м – 1.575 л.с., мощность на 4.800 м – 1.410 л.с. Скорость - 432 км/ч (на высоте 4.600 м). Потолок - 9.950 м; дальность - 5.400 км. Вес пустого – 7.300 кг, вес взлетный - 12.500 кг, максимальный взлетный – 15.395 кг. Вооружение: 2х20-мм пушки, 5-6х7,7-мм пулеметов. Бомбы: 1.000 кг или 1х1.000-кг торпеда. Экипаж 7 человек.

-6

Новая модификация G4M2 модель 22 с двигателями Касей-21 на 1.800 л.с. и с четырехлопастными винтами пошла в серийное производство в июле 1943 г. (хотя первый опытный G4M2 совершил испытательный полет еще в ноябре 1942-го). Это была существенно переработанная модификация. Она получила более толстое крыло ламинарного профиля с закругленными законцовками. Несколько изменилась форма вертикального оперения. Увеличилась площадь остекления носовой части, в окнах по бокам носа появились отверстия для 1-2 дополнительных пулеметов. Боковые выпуклые блистеры заменили прямоугольными сдвижными панелями, выполненными заподлицо с обшивкой. Сверху на фюзеляже установлена новая поворотная башня с 20-мм пушкой. Хвостовая 20-мм пушка получила новую закрытую укороченную обтекаемую форму турели, открывающейся в случае необходимости.

-7
-8

Изменили конструкцию и форму створок бомболюка – теперь они слегка выступали за контур фюзеляжа, и не снимались при полете на бомбежку, в момент бомбосброса втягиваясь внутрь отсека. Это улучшило обтекаемость фюзеляжа, обеспечивая более совершенную аэродинамику самолета. Одновременно увеличили объем бомбоотсека, благодаря чему бомбовая нагрузка возросла с 800 до 1000 кг. К тому же в фюзеляже поместили дополнительный бак на 960 л, что подняло общий объем топлива до 6.490 л. В результате нормальная взлетная масса бомбардировщика возросла с 9.500 до 12.500 кг.

-9

Помимо базового варианта G4M2 модель 22, выпускались самолеты G4M2а модель 22А (именовавшейся так же «Ко») и G4M2b модель 22В («Оцу»). На этих машинах установленные в фюзеляже за срезом крыла 7,7-мм пулеметы заменили на 20-мм пушки, а отличие между вариантами заключалось в оснащении G4M2а «Ко» РЛС, и в модели пушки с разными способами питания боеприпасами (модель 22В «Оцу», несла пушки «тип 99-2»). Всех вариантов первой серии «G4M2 модель 22» изготовили 350 самолетов.

-10

ТТХ модификации G4M2 модель 24: Двигатели: 2 Mitsubishi МК4Р Кasei 25 (винт четырехлопастный). Взлетная мощность - 1.825 л.с., мощность на 2.100 м – 1.680 л.с., мощность на 5.500 м – 1.540 л.с. Скорость - 438 км/ч (на высоте 4.600 м). Потолок - 9.950 м; дальность - 5.400 км. Вес пустого - 7.420 кг, вес взлетный - 9.500 кг, максимальный взлетный – 15.170 кг. Вооружение: 2х20-мм пушки, 5-6х7,7-мм пулеметов. Бомбы: 1.000 кг или 1х1.000-кг торпеда.

G4M2 модель 24 – следующая модификация с двигателями Касей-25 (1.850 л.с.), производилась с мая 1944 г. Она внешне почти не отличалась от модели 22; разными были только капоты моторов, и другая форма переплета на бортовых прямоугольных сдвижных панелях оружия. К тому же часть моделей 24 оснащались различными РЛС, и у них на носовом прозрачном конусе устанавливались антенны разнообразной формы.

-11

Кроме этой базовой G4M2 модель 24 в производстве находились так же версии G4M2а модель 24А («Ко»), G4M2b модель 24В («Оцу») и G4M2с модель 24С («Хэй»). Они отличались друг от друга только вооружением. На машинах первых трех вариантов оно было одинаковым с G4M2 модель 22, G4M2а модель 22А и G4M2b модель 22В; а на G4M2с модель 24С передний 7,7-мм пулемет заменили крупнокалиберным 13-мм пулеметом «тип 2». Всего самолетов G4M2 модели 24 всех версий было произведено 790 экземпляров.

-12

Весной 1945 г. некоторое количество G4M2 модель 24 разных вариантов переделали в носители реактивных самолетов-снарядов MXY-7 «Ока» (подробнее о которых рассказано в конце этой статьи). Для подвески ракетоплана-камикадзе с «Бэтти» снимали створки бомболюков, а в бомбоотсеке ставили держатели для крепления «Оки» в полуутопленном положении под «брюхом» самолета-носителя. Маркировались такие носители как G4M2е модель 24Е «Тей». Выпуск этой версии продолжался, пока вместо «Оки» «модель 11» в серию не был запущен «Ока» «модель 22»; тогда фирма «Мицубиси» вернулась к производству обычных бомбардировщиков.

-13

Кроме «серийников» G4M2 модель 24 имелись «в штучном изготовлении» несколько опытных машин этой модификации других моделей. Это G4M2b модель 25, испытывавший высотные двигатели Касей-27 мощностью 1.795 л.с. (из-за отсутствия моторов в серию не пошел); два G4M2с модель 26, испытывавшие моторы Касей-25b, приспособленные под 87-октановый бензин вместо стандартного 92-октанового; и G4M2d модель 27, испытывавший двигатели с турбокомпрессорами. Общий же выпуск всех вариантов G4M2 составил 1.154 самолета.

-14

ТТХ модификации G4M3 модель 34: Двигатели: 2 Mitsubishi МК4Р Кasei 25 (винт четырехлопастный). Взлетная мощность - 1.825 л.с., мощность на 2.100 м – 1.680 л.с., мощность на 5.500 м – 1.540 л.с. Скорость - 470 км/ч (на высоте 5.000 м). Потолок - 9.700 м; дальность - 4.330 км. Вес пустого - 8.300 кг, вес взлетный - 12.500 кг, максимальный взлетный – 14.300 кг.. Вооружение: 2х20-мм пушки, 5-6х7,7-мм пулеметов. Бомбы: 1.000 кг или 1х1.000-кг торпеда. Экипаж 7 человек.

G4M3 модель 34 стал последней серийной модификацией «Бэтти». Он производился малой серией с октября 1944 г. до конца войны – в основном под американскими бомбами, падавшими на японские предприятия. Из-за этого было выпущено всего 60 (по другим сведениям 91) самолетов. Появление этой модификации напрямую связано с приближением войск Союзников к территории Японии, из-за чего отпала нужда в большом боевом радиусе «Бэтти». А это позволило значительно улучшить живучесть самолета за счет снижения дальности его полета.

-15

Этот бомбардировщик оснащался теми же моторами Касей-25, что и G4M2 модель 24, но он получил новое, однолонжеронное крыло того же размаха и площади. Освободившиеся внутренние площади крыла, и уменьшенное количество топливных баков наконец-то позволили полностью их запротектировать. Так же живучесть G4M3 значительно повысилась благодаря установке бронезащиты кабины пилотов. Вооружение G4M3 нес такое же, как G4M2а модель 24А «Ко», но хвостовая огневая точка была кардинально модернизирована и оснащена пушкой «тип 99-2» с ленточным питанием. Ее хвостовая турель укоротила длину фюзеляжа на 0,5 м. А чтобы при этом сохранить центровку самолета, стабилизаторам горизонтального оперения придали положительный угол наклона.

ДОПОЛНЕНИЕ: Одноместный самолет-снаряд Йокосука MXY-7 «Ohka» («Baka»)

-16

ТТХ модификации MXY-7 «Ока» модель 11: Двигатели: три ракетных ускорителя тягой 800 кг (в течении 8-10 секунд). Скорость - 630 км/ч, на пикировании 800 км/ч. Дальность - 40 км. Вес пустого - 440 кг, вес взлетный - 2.140 кг. Вооружение: боевая часть весом 1.200 кг. Экипаж 1 человек.

Пилотируемый ракетный самолет-снаряд конструктивно представлял собой деревянный моноплан с двухкилевым оперением, закрытой кабиной, и без шасси. Серийно производился с августа 1944 по март 1945 гг.; всего построено 755 экземпляров «модель 11» и 50 «модель 22». В Японии MXY-7 получил имя «Ока» («Цветок вишни»); американцы называли его «Бака» («Дурак», «Идиот»).

Причиной создания «Оки» стало то, что к середине 1944 г. японцы убедились, в неспособности их флота далее противостоять растущей мощи флотов противника. Придя к мысли, что избежать поражения Японии можно, лишь применив нестандартную тактику, японцы прибегли к использованию пилотов-самоубийц - «камикадзе». Камикадзе жертвовали своей жизнью, направляя начиненные взрывчаткой самолеты прямо в палубы американских кораблей. Для таких атак применялись разные самолеты, включая самые устаревшие, и уже давно не применявшиеся в боях. А для повышения эффективности этих атак летом 1944 морским авиационно-техническим арсеналом в Йокосуке был разработан самолет-снаряд с ракетными ускорителями MXY-7 «Ока».

-17

Так как «Оку» предстояло использовать только один раз, да еще слабо подготовленным пилотом, приборное оборудование было минимальным; сам этот крошечный самолет выполнялся из дерева и недефицитных металлов, с использованием неквалифицированной рабочей силы. Все это удешевляло и ускоряло производство; в результате за 7 месяцев было изготовлено 755 MXY-7 «модель 11».

Ракетоплан «Ока» сам не взлетал; по цели он должен был запускаться с берегового бомбардировщика-носителя Mitsubishi G4M2е («Betty») - уже после визуального обнаружения корабля противника. После запуска «Ока» планировал в сторону цели, а потом разгонялся с помощью трех твердотопливных ракетных ускорителей (могли использоваться одновременно или по очереди). Правда, для точного поражения цели самолету требовались высокая маневренность и хорошая реакция пилота.

-18

Сам по себе разогнавшийся ракетный снаряд был малоуязвим для зениток и истребителей, но уже первые эпизоды использования «Оки» показали, что их малая дальность применения заставляет самолеты-носители «Бэтти» входить в зону действия американских авианосных истребителей. И эти маломаневренные легкоуязвимые бомбардировщики часто погибали от огня самолетов охранения еще до запуска «Оки». Поэтому производство «модели 11» было прекращено, а вместо нее в производство для применения с нового бомбардировщика P1Y«Гинга» запустили «модель 22» с дальностью действия 130 км. Для этого «22-й» облегчили, уменьшив боевой заряд до 600 кг, укоротив размах крыла и оснастив самолет компрессионным реактивным двигателем Цу-11 (тягой 200 кг). Правда выпустить успели только 50 таких самолетов, которые так и не были применены в бою. В единичных экземплярах были изготовлены опытные самолеты «модель 33», «модель 43А», «модель 43В», а так же 45 учебных «модель 43 К-1 КАИ» «Вака-сакура» («Свежая вишня»). На них боевая часть заменялась второй кабиной, устанавливались закрылки и посадочная лыжа.

ОКОНЧАНИЕ: Модификации японского бомбардировщика-торпедоносца Mitsubishi G4M «Betty» (03). «Бэтти» в боях

Список других статей по теме «Определитель модификаций самолетов – в помощь моделистам» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ

Список других статей канала по теме «Авиация 2-й мировой войны» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.