Найти в Дзене

Окрестности Екатеринбурга, часть 1: города-спутники

Оглавление

Сегодня, как я и обещал, приступаем к рассказу об интересных местах в области, тем более, что их довольно много. Принцип на самом деле простой: чем больше номер части, тем больше мы отдаляемся от Екатеринбурга. И начну я с городов-спутников. Да, и ещё: на самом деле потенциал области намного больше (например, мы с дедушкой по маме периодически сетовали на неразвитость Сысерти в этом плане), раскрыть бы и его!…

Что такое города-спутники?

Каноничных городов-спутников у Екатеринбурга 4: на севере — Верхняя Пышма и Среднеуральск, на востоке — Берёзовский, на юго-востоке — Арамиль.

Вообще, города-спутники призваны облегчить участь "городов-доноров", принять на свою территорию не только часть людей, но и часть предприятий. Надо сказать, что кое-что получилось: в Верхней Пышме базируется УГМК, многое сделавшая для своего города, и об одном из них поговорим уже здесь. Да и в Среднеуральске, помнится, птицефабрика есть. А вот что есть в Берёзовском и Арамиле, не знаю. Однако весь этот квартет существует уже много лет и спутниками Екатеринбурга стали по факту. Для сравнения: Зеленоград изначально закладывался как спутник Москвы (был такой проект построить 10 городов-спутников в Москве в середине 1950-х гг., но в итоге после постройки нынешнего Зеленограда он заглох — предприятия из Москвы переезжать не стали, и Москву в 1960 г. просто расширили до МКАД; к слову, на пару лет к городу относилась лесозащитная полоса, но Моссовет тогда её не переварил).

Почти все города-спутники Екатеринбурга имеют с ним общую границу (Арамиль, правда, несколько дальше от них), и только Среднеуральск таковой не имеет, оттуда в Екатеринбург вы едете либо через Верхнюю Пышму и въезжаете в Екатеринбург по Берёзовой улице и проспекту Космонавтов, либо по Серовскому тракту, по которому тоже придётся проехать немало. По Серовскому тракту также проходит и граница Среднеуральска и Верхней Пышмы, с Серовским трактом по дороге, соединяющей Успенский проспект Пышмы с Советской улицей Среднеуральска клеверная развязка. И вы не сможете со стороны Верхней Пышмы выехать по ней на север области, кстати, равно как и въехать с городок, надо следовать через обход городка! Из Среднеуральска на север области по развязке уедете, а вот обратно будут танцы с бубном…

Музейный комплекс военной и гражданской техники УГМК

Перед вами карта музея, не запутаетесь, а объектов тут довольно много, плюс экспозиция под открытым небом. Взял с сайта музея: https://mkugmk.ru/visitors/navigation
Перед вами карта музея, не запутаетесь, а объектов тут довольно много, плюс экспозиция под открытым небом. Взял с сайта музея: https://mkugmk.ru/visitors/navigation

Адрес: г. Верхняя Пышма, улица Александра Козицына, 2. Вход с Успенского проспекта Верхней Пышмы.

Этот музейный комплекс появился в 2005 г., но про него я узнал только 8 (!) лет спустя, когда о нём уже вовсю заговорили (не знаю, м.б. где-то он обсуждался и раньше, но я этого не встречал). К тому моменту он уже состоял из 2 частей: экспозиции под открытым небом (тогда она работала без выходных) и музея военной техники в отдельном здании, открытом, кстати, в 2013 г. и с выходным понедельником. И то там была пара обычных автомобилей. И тогда ещё экспозиция была довольно обширной, там было выставлено большое число образцов самой разной техники, как наземной, так и воздушной.

С тех пор комплекс резко вырос: в 2018 г. открылся музей автомобильной техники, крупнейший по своей тематике (в 2022 г. у него появилось ещё одно здание), в 2020 г. — выставочный центр "Парадный Расчёт", где представлены образцы военной техники 1930-1940-х гг. (и они ещё участвуют в параде Победы в Пышме), в 2021 г. — двухэтажный музей авиации "Крылья Победы" (там не только самолёты, но ещё и околосамолётное, вроде прожекторов и ПВО), а в 2022 г. — ещё один планетарий (почему ещё один, потому что первый расположен в музее радио). Также есть несколько выставочных павильонов. Так что, возможно, на изучение всего комплекса потратите не один день!…

Как добраться?

Экзотический способ сюда добраться по выходным: ретропоезд "Уральский экспресс" на паровозной тяге, к тому же мимо ретровокзала при ст. Шувакиш — оба стилизованы под начало XX века. Взял отсюда: https://www.rzd.ru/ru/10420/page/103290?id=19647&ysclid=lvhqvvnjdf500946847
Экзотический способ сюда добраться по выходным: ретропоезд "Уральский экспресс" на паровозной тяге, к тому же мимо ретровокзала при ст. Шувакиш — оба стилизованы под начало XX века. Взял отсюда: https://www.rzd.ru/ru/10420/page/103290?id=19647&ysclid=lvhqvvnjdf500946847

В 2021 г. к музею протянули трамвайную линию из Екатеринбурга, сейчас здесь трамвайная конечная маршрута №333, рассматривают и его возможное продление и далее.

Кроме того, здесь есть и железная дорога, по-видимому, бывший ППЖТ (путь промышленного ж/д транспорта). Её приспособили для пассажирского движения и у музея обустроили ж/д станцию, до которой ходят 4 "Орлана" в день (электрификации, естественно, здесь нет). Ответвление начинается от станции Шувакиш. По выходным сюда также назначают поезд "Уральский экспресс", ходящий не от станции Шарташ, как "Орлан", но от музея железной дороги, бывшее ж/д вокзалом до постройки нынешнего здания. Это связано с тем, что и поезд-то на паровозной тяге, к тому же вагоны оформлены под начало прошлого века. Для поезда построили и ретровокзал на ст. Шувакиш — стилизован под типичную ж/д станцию Уральской горнозаводской железной дороги того времени.

И, наконец, более "простой" способ сюда приехать: от кольца "Педагогический университет" сюда ходит 111-й автобусный маршрут, остановка "Заводская" в сторону Среднеуральска и "Музей военной техники" в сторону Екатеринбурга. Да, вы не ослышались: 111-й сквозь Пышму едет в Среднеуральск!… На самом деле 111-й автобусный маршрут тут не один, просто он самый "очевидный" из всех тех, что следует к музею из Екатеринбурга.

Исетское водохранилище

Расположение: городской округ Среднеуральск. Также на него выходит посёлок Исеть городского округа Верхняя Пышма.

Казалось бы, что такого интересного в Исетском озере-водохранилище? На самом деле мало того, что это один из крупнейших водоёмов в округе (24 кв. км), так отсюда ещё и вытекает главная река Екатеринбурга — Исеть!

Водохранилище в нынешнем виде возникло в 1946 г., хотя земляную плотину построили ещё в 1850 г., просто в тот год её сменили на плотину бетонную. Именно это завершило формирование водохранилища в его нынешнем виде, и его ещё использует Среднеуральская ГРЭС (СУГРЭС) — помимо собственно Среднеуральска, ещё Верхняя Пышма и север Екатеринбурга. Для поддержки видового разнообразия сюда завезли как самые разные породы рыб, так и рыбозащитное устройство, чтобы молодняк в водозабор не попал.

По берегам озера нашли массу стоянок древних людей, а на одном из островов (их тут несколько) ещё и древние изображения, сделанные охрой, жаль лишь, что они нынче затоплены…

С 2001 г. водохранилище и парковая зона объявлены ландшафтным заказником.

Как добраться?

Рядом с озером — автобусная конечная, одноимённая с городом. Помимо 111-го автобусного маршрута, ещё 337-й до Северного автовокзала по Серовскому тракту, только вот ходит он куда реже 111-го. Кстати, конечная у 333-го находится в том самом посёлке Исеть — он тут транзитный.

Предисловие к будущим блокам

Прежде чем двигаться дальше в область, необходимо кое-что ещё прояснить.

Ну, с железной дорогой всё будет просто — она или есть, или нет, или с натяжкой. Тут просто буду говорить, где есть какие поезда: где-то будут обычные электрички, где-то — экспрессы-"Ласточки", выпускаемые на верхнепышминских "Уральских локомотивах", где-то — "Орланы" или прочие пригородные поезда на тепловозной тяге, где-то будут и более экзотические поезда вроде того же "Уральского экспресса".

А вот шоссейные дороги в Екатеринбурге, а также в близлежащих крупных городах называются не "шоссе" (таковое тут только одно — Елизаветинское, и в 1940-1960-х гг. участок современного проспекта Космонавтов к югу от кинотеатра "Заря" назывался шоссе УЗТМ; в Челябинске, например, шоссе тоже только 1, Копейское), а "тракт". Это связано с великим Сибирским трактом — сухопутной дорогой из Москвы через Владимир (в черте Москвы, соответственно, это был Владимирский тракт, ныне в черте Москвы это шоссе Энтузиастов, а в Московской области по большей части это Горьковское шоссе, в 1935-1990 гг. Нижний Новгород назывался Горький) в Сибирь, оформившейся в XVIII веке, когда шоссейные дороги по всей Российской империи назывались именно трактами (заимствование из немецкого языка). Но вообще, дорога возникла ещё раньше, до прихода слова "тракт" в русский язык, и до этого Сибирский тракт называли просто дорогой.

Столетие спустя под влиянием уже французской культуры и появилось нынешнее понятие "шоссе" с тем же значением, что и у тракта, и, скажем, в Москве все выезды — это шоссе. На востоке же страны (и не только России, на Алма-Ату, например, это тоже распространяется) тракты остались, в том числе память о Сибирском тракте. Да что там, где-то городские улицы есть именно с таким названием — "Сибирский тракт"! Екатеринбург это тоже касается, тут Сибирский тракт тоже есть. А ещё у нас есть дублёр Сибирского тракта, и это не старый выезд в аэропорт Кольцово или в посёлки близ него, как нынешний просто Сибирский тракт, а полноценный выезд на Тюмень и Курган!…

Это предупреждение сделал, теперь в следующий раз можно уже двигаться за черту городов-спутников Екатеринбурга и выдвинуться чуть подальше!…