(В прошлых частях говорили о способах приезда в сам город.)
Екатеринбург — миллионник компактный, однако заблудиться тут всё же возможно, да и коммуникации, да, не такие внушительные, как, скажем в Копейске (он натурально вытянут с севера на юг очень сильно, так как к Копейску относится очень большое число посёлков), но всё же перемещаться по городу как-то надо. Поэтому разберём способы перемещения по городу!… Из-за обилия сведений о рельсовом транспорте и диковинок, сопряжённых с этим, начинаю с него.
Не так давно в городе провели перенумерацию маршрутов с целью сделать так, чтобы номера у разных видов наземного транспорта не пересекались. Правда, под некоторые маршруты автобусы выделили по госпрограммам, поэтому их номера пока не меняли, так что при указании нумерации я эти "реликты" учитывать не буду.
Метрополитен
Самый молодой вид транспорта в городе, возник в самый последний год жизни СССР — 27 апреля 1991 г., от этой даты отсчитываем историю, когда пошли первые поезда из электродепо "Калиновское" на Эльмаше (не волнуйтесь, районы я ещё отдельно разберу, и Эльмаш в том числе, район моего детства) возить людей. Правда, первое время возили лишь по небольшому отрезку проспекта Космонавтов на севере города (но всё же не совсем северная часть города, не северная граница города!). Теперь же у метрополитена, который одно время, говорят, чуть ли не в книгу Гиннеса за свою сверхкраткость угодил (ещё бы, 3 станции и 2 перегона на севере), 9 станций и на самом деле неплохие транспортные задачи: он соединяет между собой Уралмаш с Эльмашем, вокзал, самый центр, цирк, Южный автовокзал и микрорайон Ботанический на, так сказать, начале юга города (это не очень глубоко, есть районы и поближе к границе города). Конечные станции метро (обе, это я трассировку одной-единственной линии назвал) служат ещё и мощными транспортными узлами.
По старой ещё советской традиции, каждая станция метро уникальна — архитектура каждой станции метро отличается. Разве что те самые обе конечные "Проспект Космонавтов" и "Ботаническая" чем-то архитектурно схожи — концептом и духом колонн. В остальном даже конструктивно отличается ВСЁ:
- "Проспект Космонавтов" посвящён освоению космоса и архитектурно оформлен соответствующе. 2 ряда отражающихся колонн.
- "Уралмаш" — единственная односводчатая станция на мелком заложении, про заводскую тему. К слову, имя станции на путевых стенах начертал Вячеслав Бутусов (это который лидер "Наутилуса Помпилиуса").
- "Машиностроителей" хотя и с 2 рядами колонн, но они чисто мраморные. И единственная станция, где есть вывески не только "СССР", но и даже "РСФСР".
- "Уральская", та самая у вокзала, единственная пилонная и самая, пожалуй, минималистичная.
- "Динамо", единственная чистая односводчатая станция глубокого заложения, посвящена спорту, ещё со скульптурой дискобола в глухом торце, и единственная с 3 эскалаторами (у остальных глубоких станций их 4).
- "Площадь 1905 года" — единственная колонная глубокая станция (и это та самая станция в самом центре), посвящена революции 1905 года. Колонны попарно образуют порталы, и в их же стиле сделаны выходы на поверхность.
- "Геологическая" у цирка — это единственная известная мне однопролётная глубокая станция (однопролётная станция — это станция метро с плоским потолком, не сводчатым, и без колонн, и все остальные однопролётные станции, что я знаю, мало того, что в Москве, так ещё и на мелком заложении) и единственная глубокая станция Екатеринбурга с 2 выходами.
- "Чкаловская" около южного автовокзала, — это единственная известная мне глубокая односводчатая станция метро с рядом колонн посередине (просто в Харькове есть односводчатая станция мелкого заложения с рядом колонн), и с… довольно примитивным по мне раскрытием темы — там просто выдержки из газет про полёт Чкалова (его имя носит административный район, а с ним — и сама станция) и портреты участников действа во главе с самим Чкаловым на путевых стенах. Правда, есть часы, показывающие по задумке время на каждом пункте их перелёта. И это самая молодая станция, открыта в 2012 году на действующем перегоне.
- И, наконец, "Ботаническая", да, схожа с "Проспектом Космонавтов", но тема у неё другая — пчелиные соты. Это связано с тем, что у них общий архитектор — Спартак Зиганшин.
Метрополитен — вещь довольно дорогая, и поэтому городу в одиночку его не развить. И надо ли?… Интервалы там, видимо, предельно допустимые, в выходные на старте и в конце работы могут быть 15 минут. Да и состав неполон — платформы рассчитаны на 5 вагонов, а поезда состоят лишь из 4. И сейчас уже, судя по комментариям в городских соцсетях, уже понимают: рост метрополитена не потянем, а заявления о перспективах развития — сказки.
Впрочем, сам по себе метрополитен довольно интересен. Есть повод для гордости: у нас есть конструкции станций, которых уж в бывшем СССР точно нет (глубокая однопролётная "Геологическая" и глубокая односводчатая с рядом колонн "Чкаловская"). Это единственный метрополитен за пределами Москвы и Петербурга с глубокими станциями, и единственный в России, где нет общедоступных открытых участков (на земле есть только съезды в "Калиновское", и всё).
Трамвай
Нумерация маршрутов: не более №24, а также №333.
Трамвай — ключевой способ передвижения по Екатеринбургу. И его роль, видимо, только возрастает: открыты новые линии в окрестности и новые окраины, и есть ещё планы по развитию.
На сегодняшний день в городе насчитывается 23 городских маршрута трамвая и 1 пригородный (о нём чуть ниже). Было больше, но водителей хватало ой как не на всё, и кое-что пришлось слить либо закрыть. И всё равно не все маршруты порой справляются с вывозом людей, особенно из новых районов города. В принципе, решать такие вопросы призваны "сплотки" — так тут называют трамвайные поезда из 2 вагонов, такие в Екатеринбурге не редкость, а говорят, что именно у нас изобрели способ сцеплять их так, чтобы только 1 пантограф питал весь состав, но есть случаи, когда и сплотки не помогают всех вывозить.
Трамвай охватывает в городе почти всё, проще сказать, что он НЕ покрывает. И то есть планы, в том числе за счёт концессий, кое-где это исправить.
Правда, не всё так радужно, как хотелось бы, хотя я трамвай очень люблю и стараюсь им пользоваться по мере возможностей. На фото — старые-добрые трамваи Татра Т3, чья модификация для СССР выпускалась в 1963-1986 гг. Водители, судя по профильным статьям, хвалят их и по сей день. Они до сих пор основа парка города. Нет, любой рельсовый транспорт долговечен и способен прожить пару десятилетий, это правда, но всё не всю вечность.
2-ые по популярности вагоны — Татра Т6В5. Они моложе, выпускались с 1987 г., в нашем городе их больше, чем в других городах бывшего СССР. Но охватывают не всё, на севере города, например, их будет проблематично найти.
После распада СССР образовался консорциум "СПЕКТР" (совместное производство екатеринбургских трамваев), оттолкнулись от Татр Т6В5, разве что сцепные устройства унифицировали с Т3. Выпускали на заводе "Уралтрансмаш" на Эльмаше. Да и сейчас выпускают, хотя консорциум уже давным-давно распался. Их примерно столько же, и они тоже покрывают не весь город, например, глубоко на юге могут и не попасться.
Сейчас город обкатывает трамвай "Кастор" из Усть-Катава, это уже трёхсекционный трамвай. На будущие год обещают закупить 10 вагонов, осталось понять, закупят ли и что…
Трамвайный маршрут №11
Этот трамвайный маршрут, следующий на запад города, следует отметить особо.
Прежде всего, маршруту в будущем году исполнится 90 (!) лет. Вот как его пустили, так он и живёт в нынешнем виде, изменения лишь некоторые косметические.
Вторая особенность маршрута заключается в том, что около половины этого маршрута — это однопутный участок. Да и контактная сеть тут с приколами, вплоть до 1990-х гг. тут использовали не привычные нам пантографы, а бугельные токоприёмники — они не такие привереды к контактной сети.
Ещё это самый консервативный маршрут города в плане подвижного состава. Все старые вагоны, когда их списывали, последними уходили именно с этого маршрута: в 1972 г. тут до упора ходили самые массовые межвоенные вагоны Х, до 1980 г., также до упора, первые послевоенные трамваи МТВ-82. Более свежих Татр Т2 и К2 сюда не завозили, хотя их и списали в том же 1980 г. Вот только тогда на маршруте впервые появились Т3.
Немного об истории маршрута. Изначально эта линия принадлежала Верх-Исетскому металлургическому заводу (сокращённо ВИЗ), и там ходил паровоз, и разъезд-то был всего 1, ровно посередине, без колец. В 1935 г. ВИЗ передал эту линию городу, и там ходили двухкабинные трамваи, и останавливались трамваи у ВИЗа не на общей со всеми конечной, а на своей платформе, кроме случаев, когда трамваи следовали в депо. Вскоре, правда, стали использовать вагоны Х, развёрнутые относительно друг друга на 180 градусов. Полностью нынешний вид маршрут приобрёл лишь в начале 1960-х гг., когда линия на ВИЗ в целом стала современной и на второй его конечной на западе сделали разворотное кольцо вместо тупика. Ещё, правда, в начале маршрута с ВИЗа в 1975 г. пристроили 2-ой путь для городских целей (ранее 1-путная линия шла всё время, кроме разъезда и собственно конечной около ВИЗа).
Трамвайный маршрут №333
Для России это на сегодняшний день самый диковинный трамвайный маршрут: он пересекает городскую границу!… Если быть совсем точным, он проложен в Верхнюю Пышму — это город-спутник по соседству.
Реализация, правда, несколько подкачала. Нет, конечная у него в городе простая — улица Фрезеровщиков на Эльмаше, близ станции метро "Проспект Космонавтов" с опцией пересадки и на городской маршрут №14 (ранее он был №25, но маршруты №№14 и 25 отличались лишь на 2 остановки на Эльмаше, вот их и слили в один с трассой 25-го и номером 14). Трасса витиеватая — через район будущих новостроек, да и в Пышме конечная возле музея военной техники УГМК, а не каких-то других центров местной общественной жизни (пока). Из-за этого в урбанистических блогах по поводу этого проекта то и дело слышны заголовки по этой теме "оживить мертвеца".
Нет, сам музей военной техники УГМК заслуживает того, чтобы о нём поговорить, я о нём скажу кое-что. Однако с учётом трассировок вряд ли пока он получит популярность в окрестностях города. Правда, то и дело гуляют идеи продлить линию ещё дальше, в соседний Среднеуральск. Вроде бы заманчивая идея (111-й автобусный маршрут, следующий на север города как раз оттуда, пользуется популярностью), но пока надо дождаться реализации.
Подвижной состав, кстати, для Екатеринбурга уникален — там работают трамваи "Львёнок". Да и депо отстроили своё собственное (раньше пользовались городским Северным депо). Ещё вроде была в новостях заметка, что там остановки объявляет Андрей Рожков (кто не в курсе, это многолетний капитан "Уральских пельменей").
Городская электричка
Это появилось только в 2005 году на довольно простой идее: коль скоро по городу проложены железные дороги, то можно пустить по ним городской маршрут и соединить точки, лежащие на ней!
Маршрут городской электрички охватывает окраины на северо-западе города, вокзал, восточную часть центра, лесотехнический университет и юг города. По ж/д направлениям это ходы Транссиба на Пермь и Казань и историческое на Челябинск, которое на небольшом отрезке ради этой идеи электрифицировали (напоминаю: основная часть этой ж/д линии без электрификации, там ходят лишь тепловозы, пригородные поезда на тепловозной же тяге и рельсовые автобусы), и там же построили несколько ж/д платформ.
Будет непросто охватить различные интересные места в городе на электричке, так как они от неё несколько в стороне (рядом с ней в относительной близости УрФУ и Шарташский рынок разве что, ну и главный ж/д вокзал и музей истории ж/д, разумеется, это сам Бог велел). Да и ходит реже, чем хотелось бы, но это связано с загрузкой Транссиба даже с учётом станции Седельниково. Вот если бы поезда часто ходили с юга хотя бы до станции Шарташ, и со стороны Челябинска и Арамиля заодно… Но логистика у станции Шарташ хромает, развить бы её (там только 1 маршрут на малых машинах)…
В принципе, есть ещё один городской маршрут поездов, в аэропорт Кольцово, но там ходит лишь 1 пара поездов, насколько я знаю, — не смогли грамотно пропиарить этот проект, хотя он возник ещё в 2008 г., даже платформу специально соорудили. Ещё есть вроде бы поезд оттуда в Нижний Тагил.
Пригородные поезда, конечно, тоже есть. Возможные идеи: съездить в Нижний Тагил, в Шалю (в сторону Перми) или дальше, в Дружинино (в сторону Казани, но дальше вы оттуда не уедете на пригородном поезде, так как там ток меняется с постоянного на переменный в сторону Казани), в Алапаевск, в Тюмень, в Челябинск и Кыштым, в Каменск-Уральский (и это только часть идей). Есть и более дальние поезда до Серова, Перми, Кургана и многого другого. И вот ещё что: в Каменск можно попасть 2 способами, как через Арамиль (это самый короткий и быстрый путь), так и через Богданович, как идёт 1 пара поездов, ибо там — исторический ход в Каменск-Уральский, открытый ещё в 1885 г., тогда как ход через Арамиль — только в 1932 г.
Поезда могут попадаться как старые добрые ЭД4М, нам хорошо знакомые плюс-минус, либо уже "Ласточки".
И это только рельсовый транспорт! Это последняя моя статья в 2024 году — с Новым годом поздравлю, когда положено, а первая полноценная статья 2025 года будет о безрельсовых способах передвижения по Екатеринбургу!