Найти в Дзене

Екатеринбург. Часть 1: железная дорога

Оглавление
Перед вами вид на Октябрьскую площадь с Городского пруда!… Тут и Сити, и драмтеатр, и Ельцин-центр…
Перед вами вид на Октябрьскую площадь с Городского пруда!… Тут и Сити, и драмтеатр, и Ельцин-центр…

Настало время поговорить о городе, в котором я вырос и с которым меня очень многое связывает. Речь пойдёт о столице Урала — Екатеринбурге!

Городу в этом году стукнул 301 год! За это время у него образовалось очень много интересных мест, которые стоит осмотреть, причём не только в центре. Есть интересные вещи и на ряде окраин, и кое с какими я связан лично. Будет и блок курьёзов — тут тоже есть, что рассказать.

До этого стоит разобрать способы приезда сюда. И железную дорогу надо разбирать отдельной статьёй — с ней связано очень много страниц городской истории. Собственно, с неё и начинаем!

Возникновение

Это историческое здание ж/д вокзала Екатеринбурга, теперь тут музей Свердловской ж/д.
Это историческое здание ж/д вокзала Екатеринбурга, теперь тут музей Свердловской ж/д.

История железнодорожного движения в Екатеринбурге начинается в 1878 г. — тогда была завершена Уральская горнозаводская железная дорога. Причём до 1896 г. линия была полностью автономной: по ней можно было проехать по маршруту Пермь — Нижний Тагил — Екатеринбург, и только, единственное, что в 1885 г. линия была продлена в Тюмень.

Провести железную дорогу в Сибирь предлагал ещё в 1860-е гг. и ещё Евгений Васильевич Богданович для предупреждения голода. Сам Богданович застал лишь постройку того самого участка Екатеринбург — Тюмень, он был по его проекту. И именно на нём есть ж/д станция Богданович (изначально — Оверино), выросшая затем в город. Впрочем, о маршруте Богдановича (Москва — Нижний Новгород — Казань — Екатеринбург — Тюмень и далее) не забыли, хотя исторический ход Транссиба построен был южнее — об этом чуть позже. А пока скажу лишь, что причиной, по которой исторический ход Транссиба появился на Южном Урале, стало то, что он идёт по плодородным землям и не сильно дольше, чем по проекту Богдановича, к тому же до 1916 г. не было железной дороги из Нижнего Новгорода в Пермь (не было отрезка Нижний — Семёнов — Котельнич).

В общей ж/д сети до революции

В 1896 году был открыт участок Екатеринбург — Кыштым — Челябинск (Южный Урал — тоже мои родные края, и о нём тоже поговорим). Это позволило соединить Уральскую железную дорогу с остальной страной — Великий Сибирский путь уже строился, а до Челябинска железная дорога и вовсе пришла ещё в 1892 году. А в 1899 г. завершена железная дорога из Перми через Вятку в Котлас, это позволило везти с Урала грузы к северным портам. А в 1904 г. от Вятки проложена железная дорога на Петербург.

И у маршрута из столицы Российском империи в Сибирь и далее была одна загвоздка: малая пропускная способность участка через Нижний Тагил. Поэтому в 1909 г. была построена железная дорога Пермь — Кунгур — Екатеринбург. Сейчас почти все поезда из Перми идут именно по этому маршруту, через Кунгур, через Нижний Тагил идёт 1-2 дальних поезда.

В 1914 г. было завершено нынешнее главное здание вокзала, в модном на тот момент стиле "модерн". Это здание далее будут не раз перестраивать.

Новейшая история

Ещё в 1918 г. удалось завершить железную дорогу из Москвы до Казани через Черусти, Вековку, Муром и Арзамас. Правда, в ходе боёв ей досталось, но затем её восстановили. Но факт постройки этой дороги позволил вспомнить о той самой идее Богдановича о железной дороге из Казани в Екатеринбург. В 1924 году линию закончили, и в результате образовался самый быстрый ход Транссиба. Даже советская печать эту дорогу называла "Казанбургской" — видимо, ещё до переименования города в Свердловск в ноябре того же года (ж/д станции переименовали годом позднее, однако после возвращения городу исторического имени Екатеринбург 6 сентября 1991 г. станции оставались с прежними именами вплоть до 2010 года).

Да, о ж/д станциях: до 1925 г. была станция Екатеринбург II, а главный ж/д вокзал назывался Екатеринбург I. В 1925 г. последняя стала станцией Свердловск, а вот станция Екатеринбург II стала называться Шарташ — это, видимо, связано с близостью Шарташского рынка, куда возили свои вещи для продажи жители села Шарташ. В 1929 г. главная пассажирская станция города стала называться Свердловск-Пассажирский, в 1931 г. образовалась станция Свердловск-Сортировочный, которая в 1917-1931 гг. была станцией Палкино, а ещё ранее — 73-м разъездом. Была и станция Свердловск-Товарный. В 2010 г. все переименованы в Екатеринбург-Пассажирский, Екатеринбург-Сортировочный и Екатеринбург-Товарный соответственно. Т.е. имеем специализацию станций согласно своему названию.

В 1935 г. станция была электрифицирована постоянным током. Так как через неё с 1958 г. идёт главный ход Транссиба, по которому идёт километраж (он и сейчас такой: Москва-Ярославская (о Москве тоже поговорим) — Мытищи — Александров (будет статья и о нём) — Ярославль — Данилов — Буй — Шарья — Котельнич — Киров — Балезино — Пермь — Кунгур — Екатеринбург — Богданович — Тюмень — Омск — Новосибирск — Мариинск — Красноярск — Зима — Иркутск — Слюдянка — Улан-Удэ — Чита — Хабаровск — Владивосток), Екатеринбург оказался "сердцем" "острова" постоянного тока от Балезина до Мариинска, тогда как участки от Данилова до Балезина и от Мариинска и далее на Дальний Восток на переменном.

В 1977 г. появился южный обход города для грузовых поездов. Там ключевая станция — Седельниково. Обычный человек сюда не доедет на поезде, зато очередь из грузовых поездов, говорят, тут ТАКАЯ

Современное состояние

Сегодня на поезде приехать в Екатеринбург не составит труда — слишком много способов приезда в город. На поезде только из Москвы можно попасть 5 (!) способами: через Ярославль, Данилов, Костромскую область, Котельнич, Киров, Пермь и Кунгур, через Ярославль, Кострому, Котельнич, Киров, Пермь и Кунгур (так едет, на секундочку, поезд "Россия"), через Казань (и это самый быстрый ход, по нему едут фирменные поезда в Екатеринбург и скорый, пущенный 2 года назад и едущий по этому ходу сутки), через Нижний Новгород, Котельнич, Киров, Пермь и Кунгур (так идут многие пассажирские поезда), через Нижний Новгород, Котельнич, Киров, Пермь и Нижний Тагил (так, насколько я знаю, едет поезд "Ямал"). С юга, скорее всего, приедете через Казань. Из Петербурга можно ехать как через Москву, так и через Вологду, по историческому ходу. Большинство способов приезда с востока будут завязаны на главный ход Транссиба, со стороны Тюмени (ход Тюмень — Омск был закончен ещё в 1913 г.). Ещё, правда, можно приехать и со стороны Кургана, но оттуда и поездов-то из Сибири почти не осталось, только в Среднюю Азию уже. Плюс есть 2 хода в Челябинск, один исторический, но без электрификации, второй частично однопутный и совмещён с ходом в Каменск-Уральский через Арамиль, появился в 1930-х гг., когда Каменск относился к Челябинской области (было дело), зато электрифицирован и основная масса поездов идёт именно там. Ну и ходы на север области, скажем, в сторону Ирбита. Вот сколько вариантов накидал, и это только то, что вспомнил!…

В историческом здании вокзала в 2003 г. разместился музей железной дороги. А когда пустили по промышленной железной дороге поезд в Верхнюю Пышму до музея военной техники УГМК (поговорим о нём как-нибудь, там интересно), ему назначили конечную именно на историческом вокзале.

Как отправиться в город (или приехать на вокзал)?…

Практически все виды транспорта около вокзала в наличии:

  1. В 1992 г. здесь открылась станция метро "Уральская", возможно, самая глубокая станция метро города. Забавно, что именно здесь метрополитен начали строить — в 1980 г. в этом районе был вырыт первый ковш.
  2. У привокзальной площади есть конечная троллейбусных маршрутов №№27, 31 и автобусных №№043, 45, 59, 65 и 114. И тут конечная экспресс-маршрутки в аэропорт Кольцово, длительное время я ей пользовался.
  3. Чуть дальше — остановки их же, но уже промежуточные, с севера и востока города — троллейбусные маршруты №№26, 34, 37 и автобусные №№48, 56, 57, 82, 86, 87, 120, 126, 147. Да, если видите маршрут с трёхзначным номером в черте города, то он пригородный.
  4. Наконец, чуть поодаль — трамвайная остановка, маршруты №№3, 7, 12, 21, 23. 3/21 трамвайные маршруты ходят по большому кольцу навстречу друг другу практически через весь город, их конечная — ЦПКиО. 12-й ходит только на восток из-за особенностей путевого развития на выезде с его конечной (для старожилов: это бывший 32).
  5. И последнее — рядом с ж/д вокзалом Северный автовокзал, но о нём в следующий раз.

Итак, в следующий раз поговорим о способах прибытия в город, если вы едете не по рельсам! Просто в случае Среднего и Южного Урала, а также Москвы и Петербурга железную дорогу надо писать отдельно из-за слишком сильного влияния на их жизни.