Найти в Дзене
Истории с В.В.

А как мы жили до Рюрика?

Оглавление

В далёком 862 году, в сентябре, произошло значимое событие, известное как призвание варягов для управления северными землями Руси.

Эта дата, связанная с именем князя Рюрика, долгое время считалась началом формирования Русского государства. Это подтверждает надпись на памятнике «Тысячелетие России», который был открыт и освящён в Новгороде 21 сентября 1862 года в рамках торжественного празднования.

Рюрик - князь Новгородский
Рюрик - князь Новгородский

Новгород али Киев?

Все торжественные мероприятия того дня акцентировали внимание на роли Рюрика в создании русского государства. Император Александр II прибыл в Новгород не поездом, а «водным путём», имитируя путь варягов, приплывших «из-за моря» на своих судах. В своей речи он назвал Новгород «колыбелью Царства Всероссийского».

Со временем официальная историческая концепция изменилась. Признавать начало государственности с призвания иностранных правителей казалось неудобным. В поисках истоков государственности внимание сместилось на Киев, где в момент призвания Рюрика существовал городской центр, который можно было считать зачатком государства.

Идея южного основания русской государственности стала столь популярной, что в СССР возродили термин «Киевская Русь», появившийся в XIX веке. Этот термин, звучный и ёмкий, стал восприниматься как историческая данность.

Однако в последнее время это привело к неожиданным последствиям. Под влиянием термина «Киевская Русь» в местной официальной риторике Киев стал провозглашаться единственным центром древнерусской культуры и государственности. Все остальные территории часто именовались менее значимыми, а их жителей принижали, совершенно игнорируя их исторические вклад и развитие.

Такой подход является и абсурдным, и опасным, не имеющим ничего общего с исторической реальностью. Сторонники этой теории приравнивают понятия «государственность» и «государство», что является ошибкой. Чтобы понять, как формировалось Древнерусское государство, стоит обратиться к событиям, которые произошли за сто лет до призвания Рюрика.

В эти времена Европейский континент переживал серьёзные экономические трудности. VIII век можно назвать "веком полумесяца", так как мусульманские завоеватели овладели Сирией, Палестиной, Египтом, Ливией, Триполитанией, странами Магриба и Испанией. Арабы контролировали важнейшие точки Средиземноморья, такие как Сардиния, Сицилия и Крит, а также береговую линию Франции и Италии. Известный арабский философ и историк Ибн Хальдун в XIV веке писал, что христиане в те времена были настолько отрезаны, что не могли даже доску по морю пустить. Торговля между Западной Европой, Византией и Востоком контролировалась мусульманскими государствами на крайне невыгодных для европейцев условиях.

Мусульмане (предположительно арабы) 700-е г. н.э.
Мусульмане (предположительно арабы) 700-е г. н.э.

В связи с таким положением дел, необходимо было искать новые, обходные маршруты для торговли. Внимание Европы сфокусировалось на её периферии, и бассейны Чёрного и Балтийского морей начали играть ключевую роль. Оставалась лишь одна задача — создать безопасный маршрут между ними. География диктовала единственный возможный путь — через Восточно-Европейскую равнину. Регионы, ранее считавшиеся периферией и "концом географии", вдруг оказались в центре экономической активности.

За контроль в этой торговой артерии, названной позднее "Путь из варяг в греки"*, началась настоящая борьба. На юге это привело к росту небольшого славянского поселения на правом берегу Днепра, который стал называться Киевом. Этот город быстро установил торговые связи с византийским Крымом, и южный отрезок будущего торгового пути начал функционировать. Насколько развита была там своя система управления, сказать сложно, но вскоре он стал независимым от Хазарского каганата.

"Путь из варяг в греки" источник: ru.wikipedia.org
"Путь из варяг в греки" источник: ru.wikipedia.org
*Водный путь, пролегающий из Балтийского моря через Восточную Европу в Византию, служил одним из ключевых маршрутов для перемещений варягов с побережья Балтики на юг, в Юго-Восточную Европу и Малую Азию в начале X — середине XIII века. Академик Д. С. Лихачёв отмечает, что этот торговый маршрут оставался самым важным в Европе до XII века, пока торговля между югом и севером не сместилась на запад (ru.wikipedia.org)

Ситуация на севере была иной. Там сначала господствовали скандинавы. Важным пунктом на новой торговой артерии стал небольшой город Альдейгья, расположенный между реками Волхов и Ладожка. Город был основан не позднее 753 года и первоначально населён скандинавскими свееами, которые дали название стране Швеции. Однако в 765 году на город напал сильный противник, который разрушил старую культуру. На этом месте возник новый город, населённый славянами из районов между Вислой и Одером, назвавшими его Ладога.

Север супротив Юга

Славяне определили начальные и конечные точки торгового пути. Хотя они принадлежали к разным группам — между диалектами южнорусского, распространённого в Киеве, и новгородского выявлено порядка двадцати отличий — у них были схожие представления о праве и государственном устройстве. Ладожские славяне пригласили Рюрика не как основателя государственности, а как управленца, заключив с ним «ряд», что означало договор. Источником власти оставался народ, а не чужеземный правитель. Аналогичные процессы протекали и в Киеве, что видно по скандинавским именам киевских князей — Аскольд и Дир. Главным остаётся вопрос: кто из двух основных центров возьмёт на себя роль соединяющего звена важнейшей торговой артерии Европы. Эти соперничества определяли историю первых веков Руси. Победу в этом соперничестве одержал Север. Наследник Рюрика, Олег, известный как Вещий, захватил Киев и устранил местных князей, своих соперников. Возникла структура, обеспечивавшая трансконтинентальную торговлю, и с этого момента можно говорить о формировании русского государства. Несмотря на богатство и влияние, Киев не был признан международным сообществом. Хотя в 860 году с его территории был организован поход на Константинополь, который едва не привёл к катастрофе для столицы Византии, к Киеву относились несерьёзно. Константинополь не заключал с ним договоров, считая это ниже своего достоинства. Отношения устанавливали с хазарами и болгарами, но Киев воспринимался как дерзкий выскочка, не как значимый геополитический игрок.

Драккары викингов. На таких, с дружиной мог прибыть на земли русские княжить Рюрик.
Драккары викингов. На таких, с дружиной мог прибыть на земли русские княжить Рюрик.

Славянская реальность

Совершенно иначе обстояли дела с объединённым государством Новгорода и Киева. В 911 году князь Олег подписал первый письменный договор с Византией, на условиях равенства: «Мы, императоры и князь, стремимся к миру и дружбе, подкреплённым не только словом, но и письмом, и твёрдой клятвой». Это было значительным достижением для Руси. В византийской традиции языческих вождей называли "архонтами", считая их второстепенными лицами. Исключение было сделано для франкского императора, который, будучи христианином, считался равным и именовался "Светлым архонтом". В 911 году к его ряду присоединился и русский князь Олег, которого, несмотря на язычество, признали «Светлым архонтом», сравнив с императором Запада.

Интересно, что династия Рюриковичей, выбрав Киев в первую очередь по экономическим причинам, не придавала ему сакрального статуса. Это значит, что они могли в любой момент пересмотреть свои приоритеты. Князь Святослав, например, говорил: «Не нравится мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае — там центр моей земли, туда всё лучшее стекается». Однако пока торговые пути приносили прибыль, а Византия оставалась могучей и богатой, за контроль над Киевом шли постоянные борения. Столетия спустя, когда ситуация изменилась, Андрей Боголюбский, сын основателя Москвы Юрия Долгорукого, захватил город лишь для получения добычи.

-5

Новгород же занимал отдельное место. Хотя с ним тоже случались войны и попытки ограблений, заслуги первых новгородских князей никогда не забывались. В XIV веке, когда Русь находилась в тяжёлой зависимости от Орды, князь Симеон Гордый нашёл средства для строительства каменного храма на Рюриковом городище, в двух верстах от Новгородского Детинца. Симеон, будучи Великим князем Владимирским, живя в Москве, счёл важным напомнить, что столицы приходят и уходят, но священные места остаются неизменными.

Лично мне, то бишь вашему автору кажется, что это изречение не в бровь, а в глаз, на все времена!

Ну вот и все!

В заключении

Понимание истории играет ключевую роль в формировании будущего. Изучая прошлое, мы получаем уникальную возможность извлечь уроки из достижений и ошибок предыдущих поколений. Эти знания помогают принимать более взвешенные решения и избегать повторения прошлых ошибок. Кроме того, история способствует укреплению нашей идентичности и культурного наследия, что позволяет более осознанно взаимодействовать с современным миром. Таким образом, знание о прошлом становится фундаментом для построения более устойчивого и благополучного будущего.

Друзья! А вы согласны с выводами автора, а так же с информацией приведенной в статье?
Что вы сами знаете о древних славянах?

Пишите в комментариях!