Есть мнение, что четвёртый, самый далёкий из регулярных – Галилеевых спутников Юпитера, – Каллисто (радиус орбиты 1870 тысяч километров, что в 4.5 раза больше чем у Луны, диаметр же 4800 километров, больше лунного на 30%) – незаслуженно обходится вниманием. Понятно, что покрытая серой Ио – самое активное тело Солнечной системы, Европа – возможная обитель жизни, а Ганимед – крупнейший в системе спутник, отличающийся к тому же немыслимо сложным внутренним строением. Но и Каллисто есть чем похвастать.
Прежде всего уникальной, – среди тел сравнимого размера, – особенностью Каллисто является геологическое строение. Удивительно оно тем, что его, как бы, и нет. Данная луна дифференциацию недр не переживала. Ядро спутника крошечное, – в четверть диаметра, – состоит из камня, но также включает и лёд. Нижняя же – твёрдая – мантия, это всё то же самое, только камня в общем объёме уже меньше половины. В строении Каллисто также можно выделить «верхнюю мантию», – это океан воды примерно 150 километровой глубины. Поверх которого находится 200 километровая кора. Однако состав коры ничем не отличается от состава мантии, – впаянные в водяной лёд космическая пыль и каменные обломки.
То есть, подлёдный океан есть и на Каллисто, но никакого оптимизма экзобиологи в данной связи не испытывают. Это переохлаждённая, смешанная с аммиаком вода. Океан имеет каменистое дно, – в момент когда выделение тепла в недрах тела позволило растопить часть льда, содержащиеся в этой толще минеральные материалы утонули. Но на дне океана Каллисто только барханы пыли и глыбы хондрита. Там нет вулканов, способных поставлять в воду нужные для жизни газы.
Дифференциации недр на Каллисто не произошло, вероятно, ввиду слишком медленного роста тела. Выделяющееся ударное тепло, – основной источник разогрева рождающихся в Солнечной системе объектов, – успевало рассеиваться. Не накапливалось. Получилось же так постольку, поскольку формировалась Каллисто в одной системе с тремя очень массивными (для лун) и расположенными близко сёстрами. Внутренние спутники родились раньше и своими приливными воздействиями рассеивали четвёртое обломочное кольцо… Только потом уже, когда на орбите закрутилась беспорядочная груда из снега и осколков планетезималей, некоторый разогрев произошёл в результате выделения радиогенного тепла и гравитационной усадки. Но на расплавление хотя бы льда, – в ядре, где он находится под высоким давлением, – этой энергии не хватило.
И, кстати, о льде. Естественно, он бы растаял, если бы был обычным. Но в недрах ледяных лун вода присутствует в форме экзотического льда VII. Это кубическая модификация, существующая только в условиях высокого давления. При плотности 1.65 г/см3, лёд VII не тает даже при 900 градусах Цельсия. А Каллисто столько выжать даже в ядре не может. В частности, на уровне «океана» температура растёт от -80 у «поверхности», до +80 на дне.
Панцирь Каллисто, – опять-таки, традиционно, – сложен из обычного (но «холодного», не текучего в отличие от «тёплого» на Земле) льда I, на подложке из льда II. Внешне это выглядит достаточно безрадостно. Лёд – очень грязный. Кора Каллисто, вероятно, является самой древней в Солнечной системе. Геологические процессы на этом теле не идут, – а значит, нет и не было извержений ни в какой форме. Единственный механизм обновления коры, – истечение нижнего льда из кратеров. Если в результате импакта верхний слой льда испаряется, нижний, уже не находящийся под давлением, претерпевает фазовый переход и расширяется… Кратеров же на поверхности Каллисто невероятно много. В масштабах Солнечной системы, это, скорее всего, рекорд.
То есть, на Каллисто, кроме кратеров, вроде, и посмотреть не на что. Всюду их изъеденные космической эрозией валы. Но именно на кратеры посмотреть и стоит. Среди них попадаются редкие и даже уникальные образцы. Можно здесь найти, например, борозды, оставленные касательными ударами, – возникают они в случае падения «временной сублуны», – тела, захваченного гравитацией Каллисто, и, вроде, вставшего на круговую орбиту… Но орбиты сублун не бывают устойчивыми, и объект снижается по спирали, пока (атмосферы-то нет) не коснется поверхности и не покатится по ней, снося валы кратеров, с космической скоростью. Соответственно, «касательный» кратер представляет собой вытянутый ров.
Но «длинные» кратеры, хотя и редко, можно найти и на других телах. Уникальной же, характерной только для Каллисто, формой рельефа являются «амфитеатры», – грандиозные системы кольцевых концентрических валов. Крупнейший из амфитеатров – Вальгалла – имеет диаметр 3800 километров. Второй по размеру – Асгард – 1600 километров. Что, разумеется, неправильно. Поскольку, в скандинавской мифологии Вальгалла находится в Асгарде, он должен быть больше Вальгаллы.
Но это – мифология. Вообще же, Вальгалла – результат падения на поверхность Каллисто крупного астероида. В центре образования располагается 600-километровая пробоина, заполненная молодым льдом. Но – пробоина не сквозная. Астероид панцирь пробить не смог. Удар лишь продавил его. Концентрические круги – результат сочетания хрупкости верхнего слоя «холодного» льда и текучести водяной подложки панциря.
...И, собственно, о том, чем и для кого Каллисто привлекательна. Данный спутник Юпитера лучше всего подходит для создания базы, когда время освоения системы Юпитера придёт. Хороша же Каллисто сочетанием доступности ресурса, – воды, – удалённости и безопасности. Крайнее положение в ряду Галилеевых спутников означает что, стартовав с Каллисто, проще всего из гравитационной ямы Юпитера выбраться. Кроме того, это единственный спутник гиганта находящийся за пределами радиационных поясов.
И ещё, есть мнение, что раз уж на Каллисто есть Вальгалла и Асгард, то там можно будет ловить валькирий. Для опытов.