На днях была новость о том, что авиакомпания «Уральские авиалинии» попала в мировой рейтинг пунктуальности. Причем, даже рейтинг не наш, а Британского агентства по анализу авиационных данных Cirium. Правда, как всегда, тут есть нюанс, поскольку в топе наша авиакомпания оказалась по количеству отмененных авиарейсов.
Итак, «почетное» 8-е место по количеству отмененных рейсов среди европейских компаний (около 3 тысяч отмен при общем числе полетов 61 021), и 13-е место в мире по доле отмененных рейсов (4,8 % отмен).
С отменами Уральских авиалиний я сталкивалась лично, когда они продавали билеты на майские праздники заблаговременно и по очень привлекательным ценам, а через месяц или два отменили все рейсы и просто сказали, что по данному направлению летать не планируют, точнее, планируют, но только до марта и «заботливо» предложили поменять дату вылета с мая на март. Спасибо, но нет.
Что делать при отмене рейса
Недавно я подробно писала о правах пассажиров при отмене и задержке рейса:
А также о том, в каких случаях и как можно оформить вынужденный отказ от авиаперевозки и вернуть деньги за билеты:
В дополнение к данным темам и в помощь пассажирам, которые понесли убытки при отмене авиарейсов, хочу поделиться образцом претензии в авиакомпанию.
Напомню, что для взыскания с авиакомпании убытков, неустойки и пр., необходимо обязательное соблюдение претензионного (досудебного порядка), то есть обращение с претензией к самой авиакомпании, которая должна быть предъявлена авиаперевозчику в течение 6 месяцев со дня задержки или отмены рейса (статья 126 ВК РФ).
Образец претензии о возмещении убытков, причиненных отменой авиарейса
Генеральному директору
_____________________________ (название авиакомпании)
От ________________________________ (укажите полностью ФИО пассажира или нескольких пассажиров, если это была одна бронь, адреса, контактный телефон, можно также адрес электронной почты)
ПРЕТЕНЗИЯ
____________ г. (дата приобретения авиабилетов) на сайте _______________ (далее также – авиакомпания) https://www._________ мной были приобретены авиабилеты № ___________________ по маршруту _____________________ с датами вылета ______________ г. на рейс №________ и ________________ г. на рейс № _______. Оплата авиабилетов в сумме ________________ руб. была произведена в безналичном порядке банковской картой, выданной на имя _________________ Банком ____________________ (номер счета __________________) (кассовый чек № _______ от _______________).
________________ г. авиакомпания по электронной почте и путем направления смс-сообщений уведомила меня об отмене вышеуказанных рейсов, без указания причин такой отмены, указав, что пассажирам предлагается только вынужденный возврат денежных средств за авиабилеты по месту приобретения авиабилетов.
В связи с невозможность получить услугу по авиаперевозке на основании приобретенных в авиакомпании авиабилетов мной были приобретены авиабилеты по тому же маршруту на те же даты у авиакомпании _________________ общей стоимостью _____________ руб., что подтверждается маршрутными квитанциями электронных билетов. Оплата авиабилетов произведена в безналичном порядке банковской картой, выданной на имя _________________ Банком ________________.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
На основании статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно пунктам 227, 228 Приказа Минтранса от 28.06.2007 № 82 «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования по обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», в случае отмены или задержки рейса, отказ пассажира от перевозки признается вынужденным.
Пунктом 116 Приказа Минтранса от 25.09.2008 № 155 «Об утверждении правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации» предусмотрено, что в случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с вынужденным отказом пассажира от перевозки пассажиру возвращается вся сумма, уплаченная за перевозку, если перевозка ни на одном участке не была выполнена.
________________ заявление на возврат денежных средств за авиабилеты было оформлено на сайте авиакомпании (номер заявления ______________).
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Поскольку в связи с отменой рейсов по приобретенным авиабилетам я не могу получить от авиакомпании услугу по авиаперевозке и был вынужден приобрести авиабилеты по указанному маршруту у другого авиаперевозчика, то _____________________ (название авиакомпании) помимо возврата всей суммы, уплаченной за перевозку, в размере ____________ руб., должна также возместить убытки в размере разницы между указанной суммой и стоимостью приобретенных по данному маршруту авиабилетов другого авиаперевозчика _____________ – __________ = __________руб.
Согласно пункту 1 статьи 31 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», требования потребителя о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора, подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования.
На основании вышеизложенного, прошу в десятидневный срок осуществить перечисление денежных средств в размере стоимости неоказанной ______________________ (название авиакомпании) услуги по авиаперевозке в размере ___________ руб., а также причиненных отказом от исполнения договора по авиаперевозке убытков в размере __________ руб., а всего: ____________ руб. на счет банковской карты, с которого производилась оплата за авиабилеты по следующим реквизитам:
________________________________
В случае неисполнения данных требований в добровольном порядке в вышеуказанный срок, я буду вынужден обратиться в суд с заявлением о взыскании стоимости неоказанной услуги по воздушной перевозке, возмещении убытков, взыскании неустойки и штрафа по Закону РФ «О защите прав потребителей», а также компенсации морального вреда и судебных расходов.
Приложения:
- электронные билеты № ________________ (на отмененные рейсы);
- кассовый чек № ____ от ____________ (о приобретении отмененных билетов);
- письмо авиакомпании об отмене рейсов;
- маршрутные квитанции ____________ (новые билеты);
- кассовый чек № _____ от _____________(о приобретении новых билетов).
Дата Подпись
Если вы понесли какие-то дополнительные расходы, например, были вынуждены снять гостиницу, или наоборот, «потеряли» деньги за невозвратную бронь отеля, это так же надо вписать в текст претензии в состав убытков и приложить подтверждающие документы - бронь и доказательства оплаты (чеков достаточно в электронном виде, которые приходят на почту при оплате).
Важно:
- Претензию должен подавать пассажир, на имя которого был выписан авиабилет, независимо от того, кем производилась оплата авиабилетов (в отношении несовершеннолетних детей - их законный представитель, т.е. родитель или опекун).
- Если билет приобретен не напрямую в авиакомпании, а через агента - обращаться за возвратом денежных средств надо к агенту, а за взысканием убытков - к авиакомпании.
- Если причиной отмены рейса явилось ограничение на использование воздушного пространства (план «Ковер»), то это обстоятельство, не зависящее от вины авиакомпании, деньги она вернет, а вот убытки возмещать не обязана.
Срок рассмотрения претензии авиаперевозчиком составляет 30 дней с момента ее получения (статья 127.1 ВК РФ).
Возврат денег за отмененный авиабилет производится тем же способом, каким была произведена оплата, в частности - на ту же карту, если оплата была картой. Для перечисления суммы убытков можно указать любые реквизиты.
Имейте ввиду:
С большой долей вероятности, добровольно авиакомпания вернет только стоимость приобретенных авиабилетов, а за взысканием убытков придется обратиться в суд.
О том, как подать исковое заявление взыскании убытков с авиакомпании в суд, какие выплаты можно потребовать дополнительно, и почему обращение в суд вовсе не так сложно и страшно, как кажется, я расскажу отдельно.
А о том, что делать при отмене рейса иностранной авиакомпанией, читайте в статье про права пассажира при отмене или задержке рейса, ссылка на которую в начале статьи.
А вот здесь можно почитать про полётную страховку и что она дает пассажиру при отмене или задержке рейса:
И пусть даже не самые приятные моменты, связанные с отменой рейса, обернуться позитивом и выгодой!
____________
Читайте также:
#правапассажиров #отмена рейса #возвратденег #взысканиеубытков #путешествия #авиаперелеты #советыюриста