Найти в Дзене

Полетная страховка и задержка рейса: какие выплаты можно получить и поможет ли страховка компенсировать убытки?

Оглавление

В условиях частых задержек и отмен авиарейсов, в первую очередь из-за введения плана «ковер» и закрытия воздушного пространства, все более актуальным становится вопрос, как минимизировать возможные риски и потери в такой ситуации, особенно если вы летите с пересадкой и рискуете не успеть на стыковочный рейс или на поезд.

Часто при оформлении авиабилета авиакомпании предлагают оформить также полётную страховку, обещая выплаты при задержках и отменах рейса без всяких проблем и документов. Так ли это? И чем поможет такая страховка в наиболее распространенном сейчас случае отмены или задержки рейса из-за закрытия воздушного пространства?

Напомню, что авиакомпания в таком случае отвественности не несет и убытки, связанные с задержкой и отменой рейса вам возмещать не обязана. Если у вас стыковочный рейс этой же авиакомпании, то билеты вам переоформят бесплатно, а все остальное - вне зоны ее ответственности, так как отмена/задержка рейса произошла по независящим от авиакомпании причинам.

Подробнее о правах и действиях пассажира в случае закрытия воздушного пространства читайте здесь:

А если ковер? Что делать, если рейс задержан или отменен из-за закрытия воздушного пространства

Остается надежда только на страховку.

Как дотошный юрист, я изучила, на что же можно рассчитывать при ее оформлении на примере полётной страховки от Альфастрахования, которую предлагает оформить авиакомпания Аэрофлот при приобретении билетов на рейсы на официальном сайте авиакомпании.

Что входит в полётную страховку?

На сайте авиакомпании Аэрофлот в разделе «Дополнительные услуги» указана следующая информация:

«Подарите себе еще больше уверенности в путешествии с полисом страхования на время перелета. Защитите себя от возможных рисков: из-за погодных условий или иных причин рейс могут задержать или отменить, с багажом могут произойти неприятности, а сама поездка может отмениться или изменятся ее сроки по разным обстоятельствам.
Просто добавьте страховку при бронировании билетов. С полётной страховкой вы гарантированно получите:
1. Моментальную выплату на карту до 25 000 руб. при задержке рейса на 3 часа и более по любой причине.
«АльфаСтрахование» самостоятельно отследит статус Вашего рейса, определит его задержку и отправит смс о готовности перечисления выплаты.
Выплата будет произведена мгновенно, никакие справки не потребуются: достаточно нажать на ссылку в СМС и указать данные карты — обычно деньги поступают за несколько секунд.
2. Выплату если рейс отменят или самолет посадят на запасной аэродром (из-за погоды или иных причин).
3. Полную защиту при повреждении и утере багажа - получите компенсацию за ремонт или покупку нового чемодана до 90 000 руб. Если ваш багаж задержится - выплата до 20 000 руб.
4. Защиту от неприятностей со здоровьем при перелете или нахождении в аэропорту. Страховая сумма до 3 000 000 рублей, в том числе выплата 20 000 руб. при инфекционных заболеваниях (корь, грипп и другие).
5. Компенсацию до 40 000 руб. за невозвратный билет или доплату за вынужденный обмен билета при отмене поездки по причине госпитализации, отказа в визе, призыва, ДТП и не только.
6. Жизнь вашего питомца во время перелета будет застрахована на 50 000 руб.
Условия, страховые премии и суммы зависят от данных вашего бронирования.».

Звучит заманчиво, начиная от слов про выплату в 25 000 рублей без всяких справок и условий при задержке рейса по любой причине.

Но поскольку и стоимость страховки и условия и размер выплат зависят от конкретного направления, по которому вы бронируете авиабилеты, рассмотрим суммы более конкретно.

Возьмем билет из Москвы в недавно открытый аэропорт Краснодара в одну сторону стоимостью 12 289 рублей.

Аэропорт Краснодара был закрыт более 3 лет, сейчас работает с ограничениями, в то же время из него открываются рейсы и по международным направлениям, поэтому закрытие воздушного пространства и задержки рейсов, к сожалению, возможны.

Куда и по какой цене можно улететь из Краснодара: с 17.09.2025 - по России и с 26.09.2025 - за границу

Посмотрим условия полетной страховки. На одного человека за билет в 1 конец стоимостью 12 тыс. рублей стоимость страховки составляет 665 рублей (не очень много, около 5 % от стоимости авиабилета). Вообще в Публичной оферте указано, что страховая премия (то есть стоимость страховки) может составлять от 560 до 930 рублей, в зависимости от этого определяется максимальный размер выплат.

Стоимость полетной страховки на рейсе из Москвы в Краснодар
Стоимость полетной страховки на рейсе из Москвы в Краснодар

Что предлагается нам в условиях полётной страховки:

«Моментальная выплата при отмене или задержке рейса от 3 часов по любой причине. АльфаСтрахование проверит статус рейса и пришлет вам СМС для получения выплаты.».

Тут уже не пишут про сумму выплаты. А далее с конкретными суммами, точнее относительно конкретными, так как они идут приставкой «до».

Расширенная страховка защитит вас и компенсирует непредвиденные расходы:
- 6 000 руб. если самолет посадят на запасной аэродром (из-за непогоды или иных причин).
- до 10 000 руб. при задержке или отмене рейса.
- до 90 000 руб. если ваш багаж сломают или потеряют (включая компенсацию за ремонт или покупку нового чемодана).
- Компенсация расходов на восстановление документов до 5000 руб.
- до 10 000 руб. за невозвратный билет или доплата за новый при отмене поездки из-за госпитализации, отказа в визе, призыва, ДТП и не только.
- Защита Вашего питомца во время перелёта до 50 000 руб.
- до 600 000 руб. если случились неприятности со здоровьем при перелете или в аэропорту, в том числе до 20 000 руб. при инфекционных заболеваниях (грипп, ОРВИ и другие).
Условия полетной страховки при перелете из Москвы в Краснодар
Условия полетной страховки при перелете из Москвы в Краснодар

И уже отсюда следует, что если ваши билеты на стыковочные рейсы и потенциальный размер возможных убытков больше 10 000 рублей, то полностью вы их не компенсируете.

При этом если стоимость вашей страховки при оформлении билета составила 560 рублей, то максимальная сумма компенсации - 5 000 рублей, при стоимости страховки 580 рублей - 8 000 рублей, при стоимости страховки от 665 до 930 рублей - максимальный размер выплаты 10 000 рублей).

Поищем более конкретную информацию в КИД (Ключевой информационный документ об условиях договора добровольного страхования пассажиров) и Правилах страхования (именно они и определяют реальные условия договора страхования).

Итак, согдасно КИД (с которым нам предлагают ознакомиться перед приобретением страховки) застрахованы будут:

  1. Задержка вылета рейса согласно п. 4.1.1. Подраздела 5.1. Раздела 5 Правил;
  2. Отмена перевозчиком рейса согласно п. 4.1.2. Подраздела 5.1. Раздела 5 Правил;
  3. Перенаправление рейса согласно п. 4.1.4. Подраздела 5.1. Раздела 5 Правил;
  4. Задержка выдачи багажа перевозчиком согласно п. 4.1.1. Подраздела 5.2. Раздела 5 Правил;
  5. Страхование багажа согласно п. п. 4.2.-4.4. Раздела 4 Правил;
  6. Страхование животных согласно п.4.4. Раздела 4 Публичной оферты;
  7. Страхование на случай невозможности совершить поездку согласно п.4.1.2., п.4.1.3.,4.1.5., 4.1.6., 4.1.7., 4.1.8., 4.1.9., 4.1.10., 4.1.11., 4.1.12., 4.1.13., 4.1.15., 4.1.16., 4.1.17. 4.1.18.Раздела 3 Правил;
  8. Страхование от несчастных случаев на время перелета согласно п.4.1.1., 4.1.3., 4.1.4.Раздела 1 Правил.
  9. Иные риски согласно Публичной оферте (п.4.1.2. Подраздела 5.2. Раздела 5 Правил, п.4.1.5.Раздела 1 Правил, п.4.1.9. Раздела 1 Правил).

Рассмотрим только риски, связанные с дополнительными расходами пассажира при задержке или отмене рейса, поскольку в данном случае мы изучаем не всю страховку в целом, а способы компенсировать расходы при задержке или отмене рейса, в том числе из-за закрытия воздушного пространства.

Переведем это на русский язык с языка страхового.

1. Компенсация за задержку вылета рейса

Компенсация за задержку вылета рейса выплачивается при совокупности следующих условий:

  • задержка вылета составила более чем 3 часа (180 минут)
  • застрахованный в итоге вылетел этим рейсом.

Размер компенсации: 1000 рублей за 180 минут (3 полных часа) и в размере 500 рублей за каждый полный час, следующий после задержки в 180 минут (максимальный размер выплаты 10 000 рублей).

То есть для получения максимальной компенсации вас рейс должен быть задержан на 21 час (на мой взгляд, в такой ситуации 10 000 рублей - не так и много).

Это и есть та самая «моментальная выплата», которая сама свалится к вам у руки, правда для ее получения пассажиру необходимо подать Страховщику заявление в электронной форме, подписанное простой электронной подписью, копию документа удостоверения личность (паспорт), копию документа, подтверждающего родство/опеку/усыновление (для официальных представителей несовершеннолетних пассажиров), номер банковской карты (для получения выплаты), посадочный талон на рейс, в отношении которого был заключен договор страхования (по запросу Страховщика).

Так что платят вроде бы автоматически, но не очень. И тут тоже есть нюансы.

Срок страхования (период ответственности Страховщика) по риску «Задержка вылета рейса»: с 00 часов 00 минут дня, предшествующего дню вылета рейса и до 24 часов 00 минут дня, следующего за днем окончания перевозки по данному рейсу.

Если до начала указанного срока (то есть до дня вылета) вылет вашего рейса был перенесен перевозчиком, то время задержки уже будет считаться по обновленному расписанию.

Если рейс вылетел по расписанию, но прибыл с задержкой, в том числе вследствие перенаправления рейса в другой аэропорт, то компенсация за задержку не выплачивается.

2. Компенсация за отмену рейса перевозчиком

Размер компенсации за отмену перевозчиком рейса:

  • при отмене перевозчиком рейса за сутки до планового времени вылета, указанного в билете на рейсы, включенные в страховой полис и позже – выплата 80% от страховой суммы (то есть 8 000 рублей);
  • при отмене перевозчиком рейса ранее чем за сутки до плановой даты вылета, указанной в билете и страховом полисе - выплата 1 500 руб.

При этом страховая сумма (то есть те самые 10 000 рублей компенсации) по рискам «Задержка вылета рейса» и «Отмена рейса перевозчиком» является общей. Если ваш рейс сначала задержали, а потом отменили, то выплата осуществляется в пределах страховой суммы только по одному (!) из данных рисков, то есть или за задержку, или за отмену.

Для получения компенсации в режиме «моментальной выплаты» пассажиру также необходимо почти ничего не делать подать Страховщику заявление в электронной форме, подписанное простой электронной подписью, копию документа удостоверения личность (паспорт), копию документа, подтверждающего родство/опеку/усыновление (для официальных представителей несовершеннолетних пассажиров), номер банковской карты (для получения выплаты), посадочный талон на рейс, в отношении которого был заключен договор страхования (по запросу Страховщика).

3. Компенсация за перенаправление рейса

«Перенаправление рейса» - это незапланированное перевозчиком приземление рейса в аэропорту отличном от аэропорта пункта назначения по билету.

Размер компенсации за перенаправление рейса:

- производится выплаты в размере 5 000 рублей,

- плюс возмещаются фактически произведенные и подтвержденные документально расходы на оформление документов от перевозчика или аэропорта, свидетельствующиие о перенаправлении рейса в аэропорт отличный от аэропорта назначения по билету в размере не более 1 000 рублей.

Вообще, такую справку аэропорт, как правило, выдает бесплатно на стойке информации аэропорта, так что, объективно говоря, размер компенсации в данном случае 5 000 рублей, а не 6 000 рублей.

Общий размер компенсации по полетной страховке при задержке, отмене и перенаправлении рейса

В общем, самое максимальное, что вы можете получить по полетной страховке, это 15 000 рублей, если ваш рейс был сначала задержан на 21 час (не вылет перенесен, а именно рейс задержан), а потом еще и прилетел не в аэропорт назначения.

Достаточная ли это компенсация в таком случае - решать вам, если соотносить со стоимостью страховки, то не так уж и плохо, а если с уровнем дискомфорта и возможными убытками, то на мой взгляд, маловато будет.

Но, это еще не все. Все не бывает так просто (если провести в аэропорту 21 час и потом прилететь не в тот аэропорт, можно назвать словом «просто»).

Исключения из страховых случаев

Правилами страхования предусмотрен ряд условий, при которых все эти события не будут являться страховым случаем (ну то есть, когда страховку не выплатят совсем).

Перечень этот занимает почти все буквы алфавита, если кратко обобщить, то речь идет о случаях:

  • действий или вины самого пассажира, когда он сам опоздал на рейс или не зарегистрировался на него, отказался от вылета или аннулировал билет, или нарушил правила перевозки, в т.ч. в случае нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, что послужило причиной отказа в перевозке;
  • отказа перевозчика в перевозке пассажира по любой причине, в том числе, но не ограничиваясь из-за овербукинга или замены воздушного судна на менее вместительное «технический овербукинг» (а вот это, к слову, вообще обидно, впрочем, тут уже претензии будут к перевозчику);
  • приостановки деятельности перевозчика, в том числе в связи с запретом авиационных властей на полеты и/или эксплуатацию воздушных судов, аннулированием лицензии/отзывом сертификата эксплуатанта, финансовой несостоятельностью (банкротством) и т.п. (тут тоже претензии к перевозчику, но с банкрота вы почти ничего не получите, а потому лучше используйте выплату через чарджбэк чтобы хоть свои деньги за полет вернуть);
  • прекращения полетов в связи с эпидемиологическими ограничениями в стране назначения или в регионе прибытия рейса.

Ну и последняя и основная вишенка на торте.

В самом конце всего этого перечня исключений, когда от чтения всей этой занудной информации вы начнете уставать и засыпать (впрочем нет, это случится куда раньше, чем вы дочитаете до 70-й страницы Правил страхования), а буковки будут весело прыгать перед вашими глазами, спрятанный перед пунктом про эпидемиологические ограничения, нас ждет самый ключевой пункт, который говорит нам о том, что по рискам задержки вылета рейса, отмены перевозчиком рейса и перенаправления рейса не являются страховыми случаями события, наступившие в результате закрытия воздушного пространства для полетов гражданской авиации или закрытия аэропорта по распоряжению авиационных властей.

Да! К великому сожалению, при закрытии воздушного пространства и введении плана «ковер» полётная страховка абсолютно бесполезна!

Не знаю, на какое направление указывает нам эта купюра, но на подобные выплаты по полетной страховке при задержке рейса рассчитывать точно не приходится
Не знаю, на какое направление указывает нам эта купюра, но на подобные выплаты по полетной страховке при задержке рейса рассчитывать точно не приходится

Наверное, можно было написать об этом кратко и сразу в самом начале статьи, но все таки, страховка покрывает и ряд других рисков и распространяется на случаи, когда задержка или отмена рейса произошли по иным причинам, поэтому назвать ее бесполезной в принципе я не могу. И пусть большая часть из этих причин попадает под вину авиакомпании, которая сама обязана будет выплатить вам компенсацию, но ведь остаются еще и погодные условия, например.

В общем, оформлять страховку или нет, решать вам. А вот по поводу возможных убытков и их минимизации - думайте заранее и не надейтесь на страховку, лучше выбирайте достаточно большое время для пересадки, чтобы иметь его в запасе на случай непредвиденных ситуаций (или оформлять билеты одним бронированием у одного перевозчика). А если рейс вылетит без задержек, погуляете по городу в аэропорту пересадки или исследуете аэропорт. В аэропорту Стамбула, например, мы с дочкой прекрасно провели 6 часов ожидания, исследуя бесплатные детские площадки.

P.S. Если такие разборы интересны и надо дотошно пройтись по иным страховым рискам, или по страховке на международных рейсах, пишите, сделаем на досуге.

_________________

Читайте также:

Чарджбэк: как вернуть деньги за неоказанную услугу, неполученный товар, несостоявшийся авиаперелет или отмененный отель без обращения в суд
Путешествия с Лисёнком16 марта