Найти в Дзене
ДОХОДЪ

Влияние толпы. Теория и эксперименты для финансовых рынков

Оглавление

Склонность людей поддаваться влиянию толпы была давно задокументирована и многократно использовалась тиранами, чтобы навязать нам свою волю. Даже комедийные сериалы вставляют закадровый смех, чтобы зрители неосознанно чувствовали себя частью "толпы" фанатов.

В увлекательном эксперименте Соломон Аш проиллюстрировал такую склонность, поместив испытуемого в группу людей и задав им вопрос, ответ на который был очевиден, а затем побудил других людей в группе сознательно дать неправильный ответ. В итоге 75 % испытуемых подчинились заведомо ошибочному представлению большинства, по крайней мере, в одном вопросе. Общая доля ошибочных ответов составила 37%.

Экспериме́нты Аша (Asch Conformity Experiments) — это серия исследований, демонстрирующих власть конформизма в группах. Их результаты были опубликованы в 1951 год

Два ресторана

Хотя существует тенденция описывать такое поведение как иррациональное, стоит отметить, что те же самые явления могут происходить на совершенно рациональных рынках.

Шиллер приводит в пример два ресторана в одном городе, в который люди прибывают один за другим.

Предположим, что первый человек выбирает первый ресторан, и допустим, что его выбор был случайным. Второй человек, который приезжает в город, увидит первого посетителя сидящим в первом ресторане и с большей вероятностью выберет тот же ресторан. По мере увеличения количества субъектов, выходящих на рынок, вы, вероятно, увидите толпу у первого ресторана, в то время как бизнес во втором ресторане будет идти плохо.

Таким образом, случайный выбор первого покупателя на рынке создает достаточный импульс, чтобы сделать первый ресторан доминирующим. Похожим образом при инвестировании на IPO инвесторы концентрируются на отдельных акциях и подталкивают их цены вверх.

Остров племени Зеленого глаза

Игра "Общие знания" в теории игр объясняет то, что многие инвесторы называют «настроением толпы» и показывает, каким образом новая публичная информация может влиять на принятие инвестиционных решений.

Остров племени Зеленого Глаза - классический пример для иллюстрации распространения информации. На острове запрещено обсуждать цвет глаз. Но, если у кого-то голубые глаза, он должен покинуть остров на рассвете после того, как осознает это.

На остров приезжает миссионер и говорит: "По крайней мере, один из вас имеет голубые глаза".

Если только один член племени имеет голубые глаза, он видит зеленые глаза остальных и понимает свою участь, выезжая на следующее утро. Если же есть два голубоглазых, каждый видит другого, но думает, что только у другого голубые глаза; оба остаются, но на следующий день, поняв всю правду, покидают остров вместе.

Таким образом, N членов племени с голубыми глазами уйдут одновременно на N-ое утро. На самом деле – это упрощенный пример того, как информация распространяется на фондовом рынке.

Роль «Миссионера» обеспечивается любым сигналом, который распространяется достаточно широко и достаточно публично, чтобы все думали, что все слышали сигнал.

Важно не то, что многие люди действительно слышат сигнал. Важно то, что многие люди считают, что многие слышали сигнал.

Как увидеть действия толпы на финансовых рынках

Например, через финансовые средства массовой информации такие как Wall Street Journal, Financial Times, CNBC и Bloomberg. Это единственные четыре канала, которые имеют общемировое значение с точки зрения общего знания на финансовом рынке, потому что «все знают», что все мы (профессиональные инвесторы) подписываемся на эти четыре канала.

Если сигнал появляется в каком-либо одном из этих средств массовой информации (и, если он появляется в одном месте, он становится «новостями» и появится во всех), то каждый профессиональный инвестор в мире автоматически предполагает, что каждый другой профессиональный инвестор в мире услышал сигнал.

Поэтому, если знаменитый инвестор «X» появится в CNBC и скажет, что последнее заявление ФРС - замечательная вещь для рынков акций, тогда рынок будет расти.

Он не будет расти, потому что инвесторы согласны с оценкой знаменитого инвестора «Х» по существу заявления ФРС. Рынок будет расти, потому что каждый инвестор будет полагать, что другие инвесторы услышали то, что сказал известный инвестор «X», и каждый инвестор будет вынужден обновить свою оценку того, как другие инверторы оценивают рынок.

Чем больше сила сигнала (с точки зрения информационной теории) слов знаменитого инвестора «X», тем больше меняется оценка каждого инвестора оценки каждого другого инвестора, и тем больше рынок растет. Вот как работают «настроения толпы».

Таким образом, ключом к победе в этой игре является прослушивание всех сигналов, исходящих от всех Миссионеров в мире и вычисление влияния этих сигналов на оценки инвесторами относительно оценок всех других инвесторов, и так до фактического процесса принятия решений. Некоторые считают, что это не является невыполнимой задачей. особенно с развитием технологий искусственного интеллекта.

Экспериментальные исследования

Одна из проблем, с которыми мы сталкиваемся при проверке иррациональности финансовых рынков, — это количество переменных, которые нельзя контролировать. Некоторые исследователи попытались обойти эту проблему, построив эксперименты, аналогичные тем, которые использовали психологи и социологи.

Одно такое исследование было проведено в Университете Аризоны. В этом исследовании в качестве испытуемых были выбраны несколько групп студентов, которым было предложено сыграть роль трейдеров в одном активе в течение 15 торговых дней.

В начале эксперимента им сказали, что выплата по этому активу будет объявляться после каждого торгового дня и что она будет принимать одно из четырех значений: 0, 8, 28 или 60 центов с равной вероятностью.

Подумайте, как рациональный инвестор оценил бы этот очень простой актив. Поскольку средняя выплата составляет 24 цента, ожидаемая стоимость актива в первый торговый день 15-дневного эксперимента должна быть 3.60 доллара (0.24*15), во второй день – 3.36 доллара и так далее.

Трейдерам разрешалось торговать каждый день, и весь эксперимент повторялся 60 раз. Итоговые рыночные цены каждый день, усредненные по всем 60 экспериментам, представлены на рисунке ниже и сопоставлены с ожидаемыми значениями для рационального инвестора.

Investment Fables: Exposing the Myths of "Can't Miss" Investments Strategies, Aswath Damodaran
Investment Fables: Exposing the Myths of "Can't Miss" Investments Strategies, Aswath Damodaran

Здесь есть явные свидетельства формирования «спекулятивного пузыря» в периоды 3-5, когда цены значительно превышают ожидаемые значения, пузырь в итоге лопается, и цены приближаются к ожидаемому значению к концу 15-го периода.

Доказывает ли этот эксперимент убедительно, что инвесторы иррациональны? Конечно, нет. Тем не менее, стоит отметить, что пузыри возможны даже на таком простом рынке, как этот, где каждый инвестор получает одну и ту же информацию.

Выводы

Инвесторам следует формировать свои портфели таким образом, чтобы:

  • иметь возможность воспользоваться поведенческими предубеждениями на рынке.

Например, покупать акции и облигации, когда большинство переоценивает «ужас» ситуации.

Обычно, причина такого поведения не только в психологии, но и в неподготовленности инвесторов к таким ситуациям, поэтому пункт 2 звучит так:

  • гарантировать, что собственный инвестиционный процесс инвестора не оставляет места для иррационального поведения.

То есть не только планировать инвестиционный процесс, но и быть готовым такой процесс реализовывать - отличать «сломанный план» от гарантированных и нормальных падений и даже катастроф.

========

Эта статья частично основана на отрывках из книги «Инвестиционные мифы» (Investment Fables: Exposing the Myths of "Can't Miss" Investments Strategies) Асвата Дамодарана.

Читайте также:

и еще десятки полезных публикаций в нашем канале Telregram. Вот тут есть полный гид по каналу

-2