Привет!
В прошлой части мы немного познакомились с историей режиссера и его взглядами на искусство и кино. Сегодня как раз снимем часть завесы тайны и загадочности с некоторых аспектов его фильмов. Увидим, что тайный смысл не всегда стоит искать, тем более в словах режиссера о нем. Он и сам не знает о чем фильм!
Придется зрителю ощущать и думать самому.
Как Линч снимал Кино
"Голова Ластик" (1977): Вера в себя и упорство
Голова-ластик» – мой самый духовный фильм. Никто не разделяет моего мнения, но тем не менее это так
Это было непростое время для молодого режиссёра. Он только начинал свою карьеру в кино, женился, готовился стать отцом - весь этот стресс в конечном счете и лег в основу этого сюрреалистичного фильма.
«Голова-ластик» появился на свет определенным образом, и я не понимал, какое значение он несет. Я искал ключик, чтобы понять, о чем говорит видеоряд. Конечно, кое-что я понимал. Но я совершенно не осознавал, какой элемент оказался центральным и знаковым. Это был сложный процесс. Поэтому однажды я достал Библию и стал читать. Нашел фразу. Закрыл Библию. На этом все закончилось. Я увидел фильм как единое целое. Не думаю, что когда-либо признаюсь, что же это была за фраза.
Линч уже какое-то время работал над фильмом, пока однажды отец и брат не усадили его за стол в гостиной с намерением серьезно поговорить. О том, что так дальше нельзя. Он должен найти работу, забыть о фильме, ведь недавно у него родилась дочь. Этот разговор разбил режиссеру сердце, но все же позже он устроился в доставку газет. Он развозил Wall Street Journal, откладывал деньги и понемногу доснимал свой фильм сцену за сценой.
Главный актер ждал целых три года, сохранял эту роль и этот образ. В фильме была сцена, где он входит в дверь, но перешагнуть ее он сможет только спустя полтора года.
Есть такая поговорка: «Смотри на бублик, а не на дырку в нем». Если вы будете смотреть на метафорический бублик и делать свою работу, вам удастся контролировать происходящее. Все остальное, то, что вне, не должно вас волновать.
Делай, что должен и будь что будет.
"Человек-слон" (1980): Роль музыки
Нельзя просто взять какую-то музыку, вставить ее в фильм и надеяться, что и "так сойдет". Когда Линч работал над фильмом "Человек-слон" он слушал радио, по радио играла "Адажио для струнных" Сэмюэла Барбера. Линч настолько впечатлился, что попросил продюсера найти ему эту запись. Это оказалось не так просто: исполнители были не те, манера не цепляла. Наконец нужная версия была найдена, это было ОНО. Ноты все те же, но вот манера игры совершенно другая.
Музыка должна родниться с картинкой и улучшать ее. Вы не можете просто впихнуть что-то, даже если это ваша любимая песня. Она просто может не подойти к данному эпизоду. Но когда все в порядке, вы чувствуете это. Все встает на свои места, и целое наконец превосходит сумму частей.
Я согласен с режиссером. Иногда кроме статей я снимаю еще и видео. У меня есть куча крутой музыки, которая кажется идеально подойдет для фильмов, роликов на YouTube и не только. И я иногда пробую использовать эти песни, но чаще всего крутая песня сама по себе недостаточна, чтобы улучшить видео. Как гитарист может быть самым лучшим на свете, но просто не подходит для данной группы, магия не срабатывает.
"Дюна" (1984): Чистовой монтаж и производственный ад
Линч всегда очень трепетно относился к "чистовому монтажу", ситуации, когда студия позволяет режиссеру сделать финальный монтаж. Собрать фильм таким, каким было задумано. Но так происходит не всегда, при работе над "Дюной" Линчу не дали завершить работу.
Это было огромное горе, я чувствовал, что предал свои идеалы. Ко всему прочему, фильм провалился в прокате. Если вы делаете то, во что верите, и терпите неудачу, – это одно. Вы по-прежнему считаете себя человеком. Но в обратной ситуации вы умираете дважды. Это огромная боль.
То, как Линч попал в данный фильм было само по себе забавной историей: ему позвонили и предложили снять фильм, он понятие не имел о чем он, услышал только название "Июнь" и согласился. Только потом он узнал, что это была "Дюна". Нетипичный жанр фантастики для режиссера, из этого могло бы получиться что-то интересное, но увы.
Для режиссера ситуация, когда он не может сделать фильм так, как хочет, является абсурдной. Однако в нашем бизнесе данная проблема весьма распространена.
Я пришел из мира живописи. Там художнику не о чем беспокоиться. Он пишет картину. Некому войти и заявить: «Поменяй-ка оттенок голубого». Абсурдно думать, что от фильма что-то останется, если кто-то будет вмешиваться в процесс. Если компания дала вам право снимать фильм, она задолжала вам право делать его так, как захочется. Режиссер обязан обладать правом вето относительно любого элемента, слова, звука. Иначе фильм просто развалится. Да, кино может получиться плохим. Но, во всяком случае, вы сами его испортите.
Фильм был сложным, дорогостоящим и новым для Линча, плюс ко всему итоговый монтаж окончательно похоронил все шансы на что-то вразумительное.
"Синий бархат" (1986): Сны
Произведение Линча как будто сняты прямо в снах режиссера или его героев. Нечеткое повествование, зыбкие образы, отсутствие привычной логики. Ты пытаешься ухватить суть, но она всегда оказывается на шаг впереди тебя.
Я обожаю логику снов. Мне нравится, куда они могут нас завести. Но я ни разу не получал идею во сне. Я находил образы в музыке, даже в обычных прогулках.
Удивительно конечно, что сам Линч никогда не брал идеи из своих снов. Порой каждому из нас снится такое, что даже самый безумный режиссер не придумает специально. Но все же один такой случай с ним произошел.
Во время работы над "Синим бархатом" Линч мучался со сценарием. Было написано несколько вариантов, но финального видения не было до самого конца съемок. Однажды он зашел в офис секретарши, взял у нее листок бумаги и неожиданно вспомнил сон, который приснился ему вчера. И именно в нем оказались недостающие куски для пазла под названием "Синий бархат".
К сожалению, подобного со мной больше не происходило.
«Твин Пикс» (1990): Творчество это импровизация
Идеи могут приходить к нам странными путями, про это писал в своей книге про творчество Рик Рубин (ссылки на статьи по ним в конце), об этом же говорит нам и Дэвид Линч:
Когда мы снимали пилотный эпизод «Твин Пикс», у нас работал костюмер по имени Фрэнк Сильва. Фрэнк никак не мог быть актером. Однако мы снимали в доме Лоры Палмер, а Фрэнк передвигал мебель в ее комнате. Я находился в холле, около вентилятора. И женский голос сказал: «Фрэнк, не ставь комод так. Ты отрезаешь себе выход из комнаты».
И ко мне пришел образ. Я забежал внутрь и спросил: «Фрэнк, ты актер?» Он ответил: «Вообще-то, да» Просто потому, что в Лос-Анджелесе все актеры. Да и в мире, наверное, тоже. И я сказал: «Фрэнк, ты будешь в этой сцене».
Линч не любил загадывать в творческих вопросах: куда приведет эта идея, этот персонаж или сцена? Никто не знает, можно только в процессе нащупать правильный путь методом проб и ошибок. Это и есть творчество. А если это творчество растянуто на много серий, полных загадок, то это становится вдвойне интереснее, для зрителя и для самого режиссера тоже:
Я даже не представляю, каким образом «Твин Пикс» получил пилотный эпизод. Хотя и это еще не значило, что мне дадут снимать сериал. В общем, у них на руках был пилот. И они не знали, что с ним делать. Куда-то подобные вещи телеканал обычно отправляет. Кажется, в Филадельфию. И там сидят люди, которые просматривают сериалы и ставят им оценки. Неизвестно как, мой пилот получил не блестящую, но приличную оценку. Не знаю, что случилось потом, но в вечер показа рейтинги оказались заоблачными. Мне очень повезло.
Красная комната. Когда Линч и коллеги монтировали первый эпизод сериала вечером они вышли на парковку. Дэвид положил руку на капот машины, он был теплый. БАЦ. В воображении режиссера возникла Красная комната. Он поймал идею и уже не отпустил пока не увидел ее своими глазами в сериале:
Именно так все начинается. Идея велит тебе построить Красную комнату. Ты размышляешь и говоришь: «Минуточку. Стены красные, но не твердые!» Потом проходит некоторое время. «Это шторы. И они не матовые, они прозрачные». Ты вешаешь шторы. «На полу чего-то не хватает». Приходится вернуться к идее. И в ней есть все. На полу действительно что-то лежит. Ты доделываешь пол и начинаешь вспоминать изначальный образ. Пробуешь что-то, делаешь ошибки, перекраиваешь, добавляешь, а потом наконец все приходит в соответствие с идеей.
«Шоссе в никуда» (1997): Тайный след в чьей-то жизни
Как мы говорили ранее (или будем говорить ниже), идеи приходят по-разному. В момент написание сценария "Шоссе в никуда" Линч был увлечен судом над О. Джей Симпсоном. Дэвид не поднимал эту тему со своим напарником по сценарию Барри Гриффордом, но ему казалось, что фильм так или иначе связан с этой историей. Неудивительно, ведь мир вокруг и события влияют на всех - режиссеры и сценаристы не исключение. Кто знает, как события сегодняшнего дня повлияют на нашу работу или жизнь через какое-то время? Каким именно способом мы пропустим через себя все происходящие в мире события и какой след они оставят в нас? А мы оставим в ком-то еще.
Меня ошарашило то, что О. Джей Симпсон продолжал улыбаться и смеяться. Он был в состоянии отправиться на гольф, не испытывая никаких проблем. Я думал о том, как человек, совершивший подобное, может продолжать жить. Мы нашли специальный термин, «психогенная амнезия», описывающий состояние, когда мозг пытается вытеснить определенные ужасающие события. В двух словах, «Шоссе в никуда» – фильм об этом. А еще о том, что все тайное становится явным.
"Внутренняя империя" (2006): Как придумать название
Муж актрисы Лоры Дерн был родом из района Лос-Анджелеса под названием "Внутренняя империя":
Название «Inland Empire» было использовано в калифорнийской газете Riverside Enterprise в апреле 1914 года. Вероятно, девелоперы придумали это название для того, чтобы рекламировать недвижимость в этом регионе и подчеркнуть его преимущества. Оно связано с тем, что регион находится на некотором расстоянии от побережья Тихого океана, а также с тем, что изначально его называли «Апельсиновой Империей» (англ. Orange Empire) из-за того, что в нем выращивали эти фрукты)
Линч просто болтал с актрисой и узнал этот факт, без какого-то особого контекста режиссер сказал: "А вот и название для фильма". О самом фильме даже еще не было представления, но Дэвид уже хотел назвать его так.
Понимаю, лично я придумал уже десятки клевых названий для рок-групп и их альбомов. Проблема только в том, что их не будет, а Линч фильм таки снял.
У моих родителей есть охотничий домик в Монтане. Мой брат однажды нашел там альбом, завалившийся за комод. Он прислал его мне, потому что это был мой альбом, я его вел, когда мне было пять лет и когда я жил в городке Спокан в штате Вашингтон. Я открыл его, и первым мне попался снимок Спокана с воздуха. А внизу был подпись: «Внутренняя империя». Так я понял, что нахожусь на верном пути.
Линч любил снимать находу, когда каждая следующая сцена подсказывает будущее направление движения всей картины. Здесь же он пошел еще дальше - сценария не было совсем. Фильм снимался постепенно эпизод за эпизодом, без понимания к чему все это идет. Это был риск, но вместе с тем было ощущение, что в конце все получится.
Как сделать, чтобы творчество было более успешным и плодотворным? Ответы на эти вопросы мы узнаем в последней части статьи, где Линч делится с нами советами на все случаи творческой жизни.
Спасибо за чтение, подписки и комментарии,
Пока!
Читайте в Телеграм: https://t.me/zhizn_zritelya
Смотрите на YouTube: https://www.youtube.com/@zhizn_zritelya
#жизньзрителя #дэвидлинч #кино #искусство #краткоесодержание