Найти в Дзене
Жизнь Зрителя

Рик Рубин "Творчество, как способ жить" | Часть 1: Что помогает и мешает создавать | Саммари книги #жзполезное

Привет! Вы на канале ЖЗ или "Жизнь зрителя" и сегодня я расскажу о книге одного из самых известных и влиятельных продюсеров в мире - Рика Рубина. В статье вы узнаете: Вы можете не знать кто такой Рик Рубин, но вы точно слышали какие-то из этих имен: Beastie Boys, Run-D.M.C., Slayer, Public Enemy, Red Hot Chilly Peppers, Danzig, Metalica, Джонни Кэш, Мик Джагер, AC/DC, NIN, Shakira, System of a Down. Это далеко не полный список артистов, которых продюсировал Рубин. И не просто спродюсировал: многим из них Рик помог найти себя в первый раз, изобрести себя снова и найти свой стиль. Западная музыка была бы другой, а многие группы и артисты не были бы теми, кем являются сегодня. Это про вклад в культуру. Кому-то интересны цифры, деньги и награды. Тут тоже все в порядке: 9 Гремми, Топ 100 самых влиятельных людей мира по версии журнала Time, Самый влиятельный продюсер 90х и 00х по версии MTV, Самый успешный продюсер в любом жанре по версии журнала Rolling Stone, Бывший сопрезидент Columbia
Оглавление

Привет!

Вы на канале ЖЗ или "Жизнь зрителя" и сегодня я расскажу о книге одного из самых известных и влиятельных продюсеров в мире - Рика Рубина.

В статье вы узнаете:

  • Кто такой Рик Рубин
  • Что может помочь в творчестве
  • Что мешает создавать

Рик Рубин: Музыкальный продюсер и любитель диванов

Чем знаменит

Вы можете не знать кто такой Рик Рубин, но вы точно слышали какие-то из этих имен: Beastie Boys, Run-D.M.C., Slayer, Public Enemy, Red Hot Chilly Peppers, Danzig, Metalica, Джонни Кэш, Мик Джагер, AC/DC, NIN, Shakira, System of a Down. Это далеко не полный список артистов, которых продюсировал Рубин.

И не просто спродюсировал: многим из них Рик помог найти себя в первый раз, изобрести себя снова и найти свой стиль. Западная музыка была бы другой, а многие группы и артисты не были бы теми, кем являются сегодня.

Это про вклад в культуру.

Рик за работой
Рик за работой

Кому-то интересны цифры, деньги и награды. Тут тоже все в порядке: 9 Гремми, Топ 100 самых влиятельных людей мира по версии журнала Time, Самый влиятельный продюсер 90х и 00х по версии MTV, Самый успешный продюсер в любом жанре по версии журнала Rolling Stone, Бывший сопрезидент Columbia Records.

Оставим цифры взрослым дядям в пиджаках с серьезными лицами - лично мне всегда был интересен подход творческих и талантливых людей. Ты смотришь на человека и думаешь: "Как ты это сделал? В чем твой секрет? У тебя же должен быть какой-то секрет, верно?" И да и нет: простых ответов не будет. Каждый человек - хаотичный паззл, который вслепую собирался разными людьми в разное время. Потом кто-то включил свет в комнате и все думают, что так и было задумано изначально. Не было, так получилось: прекрасная картина с бородатым мужиком на диване, великолепно.

Не мешайте Рику работать, играйте потише пожалуйста
Не мешайте Рику работать, играйте потише пожалуйста

Так и Рик Рубин просто человек, который тоже подвергается критике, так что не будем на него бездумно молиться. Вот несколько негативных примеров для баланса.

Чем знаменит не очень (критика)

Работа с артистами:

  • Кори Тейлор (Slipknot) в 2014 году сказал, что во время записи альбома Vol. 3: (The Subliminal Verses) встретил Рика всего 4 раза: "Мы заплатили огромные деньги. И для меня, если ты собираешься сделать что-то, ты должен быть там. И мне без разницы кто ты такой.... Рик Рубин переоценен, переплачен и я никогда не буду с ним больше работать."
  • В 2022 году басист Black Sabbath сказал про работу с Рубином следующее: "Что-то из этого мне нравится, что-то совсем нет. Это был странный опыт, учитывая то, что первое что нам сказал Рик это забыть, что мы хэви-метал группа. Оззи Осборн и Томми Айоми тоже испытали фрустрацию при работе с Рубином. Он просто говорил "Это хорошо", а "Это плохо, не делайте так", "Почему?", "Просто не делайте".... Ок.

Война громкостей. Это известный в музыке феномен, проблему распространения которого приписывают в том числе Рику. Если объяснить в 2 словах, то дело вот в чем: у вас есть запись одного артиста и другого, которые играют одновременно. Чем громче какая-то запись играет, тем больше она привлекает внимание слушателя. Это как с рекламой по ТВ, ее всегда включают громче, чем фильм.

Динамический диапазон записи уменьшается, сигнал компрессируется, для того чтобы просто повысить громкость. Общее качество записей падает, зато орет сильнее. Это началось еще до Рика, но формат CD в 90-х и несколько альбомов с продюсерством Рика подтолкнули всю индустрию к тому, что каждый начал задирать громкость на записях все больше и больше: ты просто не мог позволить твоим записям звучать тише, чем у остальных, иначе ты проиграешь. Закон рынка.

Здесь мы остановимся и не будем больше рассказывать про Рика по двум причинам:

1) Про него уже есть хорошие статьи и ролики.

2) Мы здесь не за этим - нам не нужно в подробностях знать биографию Рика Рубина. Вопрос в другом: сможем ли мы применить его советы, чтобы наше творчество стало лучше?

Книга о том, как Рик видит творческий процесс

Зачем читать биографии артистов

Путь конкретного человека нам ничего не дает: у него свои обстоятельства и карты на руках, а у нас свои. У кого-то изначально на руках козыри, а у кого-то мусор, вопрос лишь в том, как ты играешь своим раскладом. И потому биографии известных людей читать интересно, но абсолютно бесполезно. Что толку с истории о том, как Энтони Кидис стал тем, кем стал, если вы не он, Самара не Лос-Анджелес и вы не учились в одной школе с Фли в 1975 году.

Энтони Кидис и Фли (RHCP)
Энтони Кидис и Фли (RHCP)

Например, книга Кидиса неплохая, но все что вы получите из нее - интересную историю о любимом артисте, несколько моментов "на подумать" и немного мимолетного вдохновения. Это максимум.

Зачем читать книгу Рика Рубина

Книга Рубина в практическом смысле намного полезнее. Вы не только получаете возможность послушать за чашкой чая мысли одного из лучших продюсеров современности, но и понять как он мыслит и смотрит на мир и искусство. После того, как восторг от красивых философских пассажей автора пропадет - вы сможете вычленить самую суть, сохранить для себя что-то и реально пользоваться.

Книга на английском, перевода пока нет да и читать вам ее не нужно. Я все сделал: отжал, структурировал и сейчас покажу. Информации было много - решил разбить статью на несколько частей. Это первая.

На всякий случай: Книга Рика состоит из 78 глав, многие из которых не связаны между собой: 1 глава - 1 мысль. Это не перевод и не дословный пересказ. Главной целью было собрать в компактном и структурированном виде все самое ценное из книги. Небольшой сборник советов и мыслей о творчестве, к которому полезно будет вернуться при творческой необходимости. Спасибо Рику за мощный поток сознания!

Часть 1: Что мешает и помогает создавать

Обложка альбома System of a Down - System of a Down (1998)
Обложка альбома System of a Down - System of a Down (1998)

Каждый из нас - творец

Про творчество существует множество мифов: кажется, что музыканты, актеры, художники и писатели это люди совершенно другого типа, понять которых обычному человеку почти невозможно. И что этот "обычный" человек не может называть себя артистом, ведь не занят чем-то подобным. Будто бы такое звание требует особых редких навыков, которыми обладают избранные.

Это не так. Креативность не относится только к искусству, мы проявляем ее везде, каждый день. Создаем, делаем что-то, чего раньше не существовало: разговор, решение проблемы, перестановка мебели или новый маршрут до дома.

Каждый из нас строит целую Вселенную внутри своей головы. То как мы видим мир не совсем аналогично тому какой он на самом деле. Занимаемся мы формально искусством или нет, мы все художники. Мы получаем, фильтруем, сохраняем информацию и дальше действуем исходя из своей картины мира.

Быть человеком искусства - это просто способ восприятия мира. Практика заострения внимания на определенных вещах.

Что помогает в творчестве: креативность и где ее искать

-6

Идеи приходят и уходят. Если тебе пришла идея и ты ее не воплотил - это сделает кто-то другой, она найдет свой путь. Не потому, что кто-то украл твою идею, просто ее время пришло. Каждый творец - это передатчик сообщений и идей от Вселенной. Передавать и делиться - его задача.

Осознанность

Мы всего лишь наблюдатели. Человек не может изменить объект наблюдения, но в силах изменить способ наблюдения:

  • Заглушить свои мысли и переживания, чтобы лучше слышать то, что происходит снаружи.
  • Или заглушить все вокруг, чтобы лучше услышать себя и то, что происходит внутри.

Вселенная широка ровно настолько, насколько широко внимание наблюдателя. Развивая осознанность, мы расширяем свою Вселенную. Способность смотреть в глубину вещей и себя - одна из основ креативности.

Контейнер и фильтр

Каждый из нас контейнер: содержит всю полученную из мира информацию. Информация не попадает в контейнер без препятствий, там есть фильтр. Фильтр восприятия, у каждого свой, уникальный, и по форме и по пропускной способности.

-7

Креативный акт может быть представлен, как сумма полезного контента из контейнера. Куски информации суммируются в нечто новое, что может быть представлено зрителю. Все это превращается в книги, музыку, фильмы, архитектуру и так далее. Что в свою очередь становится материалом для кого-то еще.

Стоит следить за тем, что попадает в контейнер, наводить там порядок и конечно работать над настройкой фильтра.

Подсказки везде

Материал для работы окружает нас повсюду: в разговорах, природе, в существующих предметах искусства. Мы можем увидеть ответ на наш вопрос в книге, в фильме, услышать в кафе за соседним столиком. Можно увидеть ответы на свои вопросы и задачи, если обращать внимание на то, что происходит вокруг.

Чем больше ты открыт - тем больше получишь сигналов и меньше усилий тебе потребуется. Ты сможешь меньше думать и больше полагаться на ответы, которые тебя окружают.

"Open your eyes, open your mind" - Guano Apes

Вдохновение в природе

Природа - это самое великое и совершенное произведение, которое мы можем увидеть. Сезоны сменяют друг друга, после гор идут моря, а за лесами пустыни. В природе нет нехватки источника для вдохновения.

Pantone
Pantone

Цвета из книги дизайн бюро Pantone ограничены определённым количеством вариантов. Палитра природы бесконечна. Человеческое желание упрощать и категорировать не может разложить по полочкам все ее многообразие. Даже простой камень в лесу обладает сложной и неповторимой структурой, повторить которую в точности не способен ни один художник.

Воспоминания и бессознательное

Когда вокалист первый раз слышит инструментальный трек его первые попытки спеть что-то под него не похожи на стандартное пение. Это звуки, эмоции, первое, что приходит в голову и находит отражение в звуках. Эта работа происходит на бессознательном уровне, конечный материал существует где-то внутри, его требуется найти и открыть.

Лиминальные образы и пространства
Лиминальные образы и пространства

Это могут быть сны, мимолетные детские образы и воспоминания, которые сложно выразить словами, но часто именно из таких обрывков можно выхватить что-то стоящее. Иногда стоит прислушаться лишний раз к себе и не отмахиваться от смутного ощущения или воспоминания.

Окружение это важно

Окружение влияет на нас. Стоит выбрать себе подходящее место для работы: уединенное тихое место или наоборот шумное кафе в центре города. Разные варианты подходят не только разным людям, но и разным проектам, в том числе на разных участках творческого процесса.

Хэнк пытается написать хоть что-то
Хэнк пытается написать хоть что-то

То что для одного - место силы и вдохновения, для другого отвлекающее и раздражающее. Энди Уорхолл включал радио, тв и пластинки. Кафка предпочитал полную тишину. Нет неверного способа, есть подходящий способ для тебя.

Отвлечение

Отвлечение это один из самых полезных инструментов креативности в умелых руках. Иногда это единственный способ достижения цели. Когда мы заняты каким-то проектом, бывает важно сделать шаг в сторону, отступить, отпустить и позволить решению прийти позже.

Некоторые музыканты лучше пишут музыку за рулем машины, чем в тихой студии. Такие автопилотные активности, как ходьба, вождение машины, мытье посуды задействуют малую внимания, тогда как другая открыта для всего, что может ему прийти.

Мне часто приходят идеи для статей пока я в душе или чищу зубы, еще отлично работает прогулка. Главное делать что-то механическое и отпустить голову погулять.

Отвлечение это не прокрастинация. Прокрастинация постоянно подрывает работу. Отвлечение - это стратегия, которая помогает работе.

Угол зрения

-11

Сегодня работа может нам нравится, а завтра нет. Это частая проблема - представления идеи и конечный результат. Любая работа - это интерпретация идеи. Нет прямого пути из идеи в реальный мир.

Артист может играть множество ролей: критик, идейный вдохновитель, зритель и так далее. Так и искусство тоже может принимать разные формы в глазах разных людей. Автору видится одним, а зритель смотрит на совершенно другое. И тот и другой правы.

Если автор счастлив создать что-то, а зрителю нравится то, что он видит, то не суть важно видят они эту вещь одинаково или нет. На самом деле невозможно увидеть работу в точности, как видит ее автор. Цель произведения - сначала пробудить что-то в авторе, а потом позволить этому пробудить что-то в других.

Вдохновение

Оно приходит в моменте. Божественная вспышка света и целая картина разворачивается из одного мазка краски мгновенно. Вдохновение происходит от латинского слова, что значит дыхание. Чтобы легким наполниться воздухом им требуется свободное пространство. Так и разуму нужно место, чтобы вместить новое.

"Французский вестник" (2021)
"Французский вестник" (2021)

Практики очищения разума: медитации, осознанность, тишина, молитва, созерцание - любой ритуал, который поможет убрать отвлечение и тревогу. Ритуалы и практики не гарантируют, что вдохновение придет, но вероятность увеличивается.

Вдохновение дает много энергии и заряжает на действия. С другой стороны полагаться на него не стоит. Жизнь художника не может крутиться вокруг ожидания вдохновения. Вдохновение вне нашего контроля и тяжело находится. Предпосылки могут быть скрытыми и самыми разными: падающая тень, необычная услышанная фраза, запах, сон, книга или что-то еще.

Если ты поймал волну вдохновения - прокатись на ней до конца. Возьми от нее все, что сможешь. Сохрани энергию от нее так долго, как сможешь. Пока идет - делай. Можно подвинуть текущее расписание дня, отменить какие-то дела. Делай что предлагается, даже если это происходит в неподходящее время. Это серьезное обязательство творческого человека - поставить творчество на первое место.

Привычки

Даже самая маленькая деталь может повлиять на работу. Если профессиональному баскетболисту натерло ногу, то он не сможет на полную выложиться на площадке. Именно тому как завязывать шнурки и надевать носки в первую очередь обучал тренер Джон Вуден - самый успешный тренер в истории баскетбола в колледжах.

То, что ты делаешь каждый день, важнее того, что ты делаешь время от времени.

Маленькие детали складываются в большие победы. Хорошие привычки создают хорошее искусство. То как мы делаем что-то одно отражает как мы делаем все остальное.

Дисциплина и свобода

Кажется, что это противоположные вещи. На самом же деле дисциплина в жизни и занятиях дает больше свободы. Дисциплина это не недостаток свободы - это гармоничные отношения со временем. Управлять своим временем, рутинными занятиями и днем в целом - это значит освободить себе больше времени на творчество.

Разум новичка

Игра "Го"
Игра "Го"

Игре Го 3 тысячи лет. Первый раз компьютер обыграл гроссмейстера сделав ход, который никто не ожидал: он не был защитным и не был нападающим, он был другим. Никто из людей не сделал бы такой ход: алгоритм не был захламлен традициями и тактиками игры, которые вывели люди за тысячи лет. Он просто знал правила и отталкивался только от того что может сделать, без лишних ограничений вроде того, что «правильно», а что нет.

Это «Разум новичка» - самое сложное состояние для артиста, потому что нужно отпустить все, чему научил наш прошлый опыт. Он начинается с детского ничегонезнания. Жить с наименьшим количеством убеждений. Видеть вещи такими, какими они предстают. Мы привыкли думать, что чем больше ты знаешь, тем яснее ты видишь возможности. Это неправда. Невозможное становится возможным когда опыт не очерчивает наши границы. Выиграл компьютер потому что знал больше, чем гроссмейстер или меньше?

Великая сила заложена в незнании. Мы можем заранее сказать себе, что это невозможно, так никто не делает, это слишком сложно, не стоит усилий и так далее. Но если мы возьмемся за дело с долей невежества и незнания, это может убрать искусственные баррикады.

Старайтесь избавиться от ярлыков. Смотрите на вещи так, будто видите их первый раз в жизни. Будто вы все время были заперты в маленьком городке и теперь вас выпустили наружу. Художник видит обычные вещи удивительными, потому что смотрит на них будто в первый раз.

Что мешает в творчестве

Изображение творческого кризиса, Леонид Пастернак (1862—1945)
Изображение творческого кризиса, Леонид Пастернак (1862—1945)

Сомнения в себе

Они живут в каждом из нас и это даже хорошо: если мы будем четкими и безупречными, как роботы, то искусство не будет в нас откликаться. С жизнью приходит боль, уязвимость и страх. Отличия и несовершенства в каждом из нас делают наши работы интересными. Работа отражает то, кто мы есть - а несовершенства делают ее правдивой. Творческие люди уязвимые. Самые известные и лучшие певцы  не могут слушать свой голос, актеры не смотрят фильмы с собой. И таких примеров много.

Та чувствительность, которая помогает создавать произведения, в то же время мешает воспринимать критику и адекватно оценивать себя.

Творчество это не соревнование - это репрезентация себя. «Я не дотягиваю до этой работы» - возможно нужно просто больше поработать, чтобы реализовать свою идею. Но если ты не сделаешь это, то никто другой не сможет. Это твоя идея и твой уникальный голос.

"Звезда родилась" (2018)
"Звезда родилась" (2018)

Желание поделиться своей работой слабее, чем желание защитить себя. Несмотря на критику и боязнь осуждения нужно продолжать делать то, что умеешь. Если человек боится осуждения - он не сможет двигаться вперед. Путь искусства не для всех, трудности это часть процесса.

Даже самые опытные артисты не застрахованы от страхов и сомнений в себе. Принятие сомнений и неуверенности уменьшает их силу.

Нужно отличать сомнения в своей работе и сомнение в себе. «Я не уверен, так ли моя песня хороша, как могла бы быть» или «Я не уверен, могу ли я в принципе написать хорошую песню». В первом случае сомнения могут помочь улучшить работу, иногда. Во втором ты не станешь даже начинать. Огромная разница.

Кинцуги — древнее японское искусство реставрации керамики при помощи специального лака и золотого порошка. Суть его философии в том, что изъяны и трещины — не недостаток, а часть истории предмета, поэтому отреставрированное изделие приобретает особую красоту и ценность.
Кинцуги — древнее японское искусство реставрации керамики при помощи специального лака и золотого порошка. Суть его философии в том, что изъяны и трещины — не недостаток, а часть истории предмета, поэтому отреставрированное изделие приобретает особую красоту и ценность.

Перфекционизм

Это прежде всего страх: осуждения, того, что ты будешь отвергнут, что тебя в принципе можно любить и принимать. Ты изо всех сил пытаешься сделать "лучшую версию", в которой не будет изъянов, чтобы не слышать критику в свой адрес. Но существует ли идеальная версия и стоит ли ее искать?

Иногда сырая версия работы просто лучше и правдивее, чем вылизанная и идеальная. Это не значит, что нужно делать все как попало, нет. Это значит, что в данном случае самая первая версия была той самой. Работа это не про идеальность. Несовершенные и неидеальные элементы могут сделать работу великой. А могут и не сделать. Никто не знает что именно делает ее такой. Теория тут мало помогает, важнее всего практика.

Правила

Правила и законы это ограничения. Законы физики и правила в искусстве эти не одно и то же. Первые могут быть подтверждены экспериментально, вторые это просто предположения, не что-то абсолютное. Они могут описывать метод для получения определённого результата. Такие советы ценны только до тех пор, пока приносят пользу. Это не законы природы.

Правила ведут нас к усредненному поведению. Если мы собираемся сделать что-то исключительное - большинство правил не помогут. Среднее не вдохновляет. Цель - не вписаться в правила и нормы. Вместо того, чтобы звучать как другие, цените свой собственный голос. Развивайте его.

Артисты, которые определили поколения - те, кто жил за границами своего времени. Искусство - это конфронтация. Оно расширяет реальность публики, дает возможность посмотреть на жизнь под новым углом. Здоровой практикой будет работать с наименьшим количеством внешних правил, стартовых точек и ограничений. Конечно большинство из них так прочно проникли в культуру и воспринимаются как должное, что избавиться от них практически невозможно.

В большинстве музеев картины это холст и деревянная рама. Это то из чего они состоят, содержание может отличаться. Это принятый стандарт для картин. Только исходя из выбранных инструментов, прежде чем первая капля краски коснется холста, ты уже получаешь представление о том, что тут будет возможно. На самом же деле картиной может быть все что угодно, что включает в себя краску и поверхность. Все остальные детали на усмотрение художника. Такие же стандарты приняты для любой формы искусства: книги, фильма, песни.

Жанры, нормы и шаблоны

Определенный жанр накладывает еще больше ограничений. Как только ты назвал свою работу каким-то словом, ты автоматически хочешь вписаться в принятые нормы и шаблоны. Шаблоны прошлого могут быть вдохновением на начальных стадиях. Дальше уже стоит думать своей головой и перестать слепо следовать традициям. Мир не нуждается в повторениях одного и того же.

Часто самые инновационные идеи могут идти от тех, кто в совершенстве освоил правила и традиционные подходы к искусству. Освоил до такого уровня, что смог заглянуть сквозь них и увидеть что-то новое. Создавать так, будто правил ты совсем не знаешь или их нет.

"Алжирские женщины" Пабло Пикассо, который с блеском обучался в художественной академии изящных искусств Ла-Лонха.
"Алжирские женщины" Пабло Пикассо, который с блеском обучался в художественной академии изящных искусств Ла-Лонха.

Самые сильные ограничения не те, что находятся на виду. Это то, что мы даже не замечаем: что-то скрытое глубоко в нашем бессознательном. Правила, которые впитались в нас в детстве, через уроки, которые мы уже забыли, что-то почерпнутое из культуры или семьи. Это правила могут помогать или ограничивать нас. Стоит лишний раз ставить под сомнение то, что кажется универсальной истиной и фактом, не требующим доказательств. Так ли это на самом деле?

Коммерция и желание понравится всем подряд

Великое искусство это строительство дома на горе, в котором жить будешь только ты один. Ты делаешь это для себя, используешь свое видение прекрасного.

Если ты думаешь: “мне это не нравится, но кому-то зайдет” - ты не делаешь искусство для себя. Ты находишься в бизнесе, в коммерции, что неплохо, просто скорее всего это не искусство. Хотя тут нет четкой грани, что называть искусством, а что нет. Сказать можно одно: чем более формальным, стандартным и популярным становится то, что ты делаешь, тем менее вероятно это можно назвать искусством. Это ремесло.

Страх критики, привязка к коммерческому результату, соревнование со своими прошлыми работами, временные и ресурсные ограничения, желание изменить мир - все это подрывающие искусство вещи. Вместо того, чтобы думать, что это принесет Тебе, лучше думать, что Ты можешь привнести в свою работу, самого лучшего.

Нетерпение и выборочное внимание

В жизни мы часто пытаемся срезать путь. Например, перематываем рассказ или статью, чтобы перейти к выводам - теряем важные аспекты, а иногда и всю суть сказанного. К иллюзии экономии времени добавляется избегание дискомфорта от сомнения в собственных убеждениях. Зачем пытаться понять кого-то еще, если твоя точка зрения рискует оказаться неверной? Такое никому не нужно, очевидно. Так картина мира постепенно сужается. Мы видим только то, что хотим и ожидаем увидеть и ничего больше.

Это жизнь на автопилоте, когда зачеркивать "выполненные" дела важнее, чем быть реально вовлеченным в то, что ты делаешь.

Продолжение следует

Читайте во второй части статьи:

1) На какие этапы делится творческий процесс

2) Какие проблемы ожидают на каждом из них и что мы можем сделать

Спасибо за чтение, подписку, лайки и комментарии!