Введение
Вы когда-нибудь хотели высказать мысль, но не знали как передать ее словами? На работе, или в общении с друзьями, семьей. Устно или письменно. Я испытываю такое регулярно: в голове картинка складывается четко, но передать ее словами внятно удается не всегда. Человек возможно понял, но не все и не совсем так. Или сделал вид, что понял. На бумаге ситуация похожая, иногда даже хуже. Все время хочется накрутить умных слов, сложных оборотов для красоты, сделать отступление от отступлений - мысль теряется. О чем ты хотел сказать? Подожди-подожди, сейчас вспомню. Ладно, проехали.
Мнение дилетанта. Скажу сразу про себя - я никак профессионально не связан с текстом и редактурой. Да, в школе у меня неплохо получались сочинения, документы и письма на работе пишу местами хорошо - нахожу нужные слова и структурирую мысли. Навыки полезные в любой области. Есть одна проблема - делаю это по наитию и через раз. Сегодня получилось раскрыть сложную тему, завтра не смог внятно выразить простую мысль. Знать свои сильные стороны - это одно, другое - знать слабые и что-то с ними делать.
"Тебе нужно что-то писать", - слышал иногда такое от друзей и знакомых. Кому нужно и зачем - непонятно. Вот сижу и пишу, читаете?) На вопрос "зачем?" ответ нашел не сразу. Так или иначе внутреннюю мотивацию писать сформировал. Осталось попробовать и понять, что нужно не только желание, но и навыки с опытом. Написал пару текстов и понял, что моя писанина был бы малоинтересна даже мне самому, если бы попалась мне где-то. Мыслей и идей много, но как их выразить?
Слоняясь по книжному, наткнулся на книгу «Пиши сокращай». Покрутил в руках, почитал отзывы, брать пока не стал. Прошло еще несколько месяцев и несколько новых статей, увидел еще еще раз и купил. Прочитал. Не просто прочитал - сделал конспект на 60 страниц и хочу поделиться с вами выжимкой всего самого полезного из нее:
- Структура книги: плюсы и минусы, полезные советы
- Алгоритм написания хорошего текста (чек-лист): самое полезное, что я вынес для себя, по пунктам
- Стоит ли читать книгу и помогла ли она мне?
Поехали!
Структура книги: плюсы и минусы
Книга разделена на 3 главы:
- Отжать воду
- Донести мысль
- Рассказать о себе
Коротко пробежимся по каждой из них для общего понимания и контекста. В тексте ниже вы увидите выделение "цитат", это могут быть как прямые цитаты из книги, так и то как я записал свои мысли при прочтении.
Так выглядит информация из книги.
Пойдем по главам.
Глава 1. Донести мысль.
Первая часть главы посвящена общим понятиям и философии написания сильного текста. Ниже основные тезисы.
Информационный стиль - редакторская дисциплина, которая помогает сделать сложный текст простым, выделить главное и помочь читателю сделать выводы. Это скальпель, который удаляет все лишнее. Если вам есть что сказать, информационный стиль вам поможет, если нет, то слабая мысль в инфостиле не станет интересной. В жизни текст работает не благодаря “волшебным словам”, а вопреки им.
Культ слов - это вера в то, что определенные слова обладают волшебной силой в отрыве от смысла. Смысл сказанного при этом не так важен. Будто для успеха в жизни важно знать волшебные ритуальные фразы.
Главное в сильном тексте - забота о читателе. Статьи, написанные с точки зрения задач читателя - будут всегда сильнее и интереснее, чем с точки зрения задач автора. Графомания - когда люди пишут не чтобы решить чью-то задачу, а по внутреннему зову. Мы называем это графоманией. Графоманией можно заниматься так, чтобы она решала задачу читателя.
Тут я как графоман был оскорблен и одновременно заинтригован.
Начните с пользы для читателя. У автора в руках огромная власть, о чем он напишет, о том и подумают читатели. Он формирует картину мира других людей.
Дальше располагаются разделы посвященные "лишним" или "мешающим" эффективному тексту элементы, таким как:
- Вводные конструкции
- Отказ от оценок
- Штампы
- Заумь
- Сглаживание углов и другое
Много полезных и практических рекомендаций. Не буду останавливаться на них подробно. Лучше самому с примерами почитать книгу.
В чем минус главы? Можно устать и забросить чтение, до того как дойдешь до самых интересных и сутевых частей книги. Первая глава занимает примерно 1/3 книги. Глава полезная и интересная, множество наглядных реальных примеров. За этими примерами читатель рискует не увидеть леса главное - принципы организации текста.
Для кого пишется текст? Как донести мысль? Что можно сделать со структурой текста? Как скомпоновать абзацы? Что с заголовками?
Эти и другие вопросы раскрываются во второй главе. Только терпеливый и заинтересованный читатель вдумчиво дочитает первую главу, не бросит книгу и перейдет к самому интересному.
Глава 2. Донести мысль.
Вторая глава более подробно раскрывает составные элементы текста. Это самая интересная и полезная часть книги. Пропускать ее не стоит.
Материал в книге построен от частного к общему.
С чисто практической точки зрения хотелось бы смотреть от общего к частному, сверху вниз. Это полезно, когда есть идея для текста и требуется структурировать свои мысли. Ниже я предлагаю немного другой подход, по крайней мере в качестве заключения и общих выводов, рекомендаций.
Смотрите ниже в "Алгоритме написания текста".
Темы и полезные советы второй главы
Основные темы и самые полезные советы тезисно.
Текст должен читаться легко - как будто говоришь вслух.
Хороший редактор не делает ничего автоматически, он ищет баланс между действием и описанием.
Чаще всего читатель не изучает текст подряд, скользит по нему в поисках интересного.
Скользите?
Цель - это то, что должно измениться в голове у читателя после прочтения текста, точка Б. Хороший текст - прямая линия из точки А в точку Б.
Главное предназначение цели - определить что в тексте нужно, а что нет, чего не хватает.
Заработайте хорошую репутацию, так привлечь внимание будет проще.
Используйте иллюстрации, графики, схемы. Они притягивают к себе внимание читателя, служат якорями.
В конце главы важный вывод:
Глава 3. Рассказать о себе.
Почему люди покупают или как продать себя, продукт, компанию. Рассмотрим основные тезисы и полезные советы этой главы.
Люди покупают то, что принесет им пользу или избавит от вреда.
Часто польза оказывается мнимой или опосредованной: юноша купил себе умные часы с шагомером, он думает, что они помогут ему регулярно заниматься тренировками, он похудеет и станет привлекательнее. На самом деле ему нужны не умные часы, а просто тренировки. Часы конечно могут в теории ему помочь, но это не точно.
Так работает везде: от рекламы электронных весов до курсов личностного роста - все они обещают пользу, хотя являются лишь инструментами для ее получения.
Реклама - ответ на вопрос: “Чем вы полезны?”
Глава содержит множество полезных советов касательно презентации продукта, человека и даже компании. Уместная информация, хоть и не относится напрямую к написанию каждого текста. Приведу ниже основные советы из книги.
Отнеситесь к этому плану как к шаблону, но никогда не используйте бездумно. Используйте только, что вам подходит. Если что-то не подходит - не пишите. Если чего-то не хватает - допишите свое. Используйте план, как отправную точку.
Алгоритм написания текста (чек-лист)
Когда мне в руки попадается потенциально полезная книга или видео - я делаю небольшой конспект. Тема редактуры мне была очень интересна и нова. Конспект вышел слишком подробным, около 60 страниц с текстом и картинками. Такой объем не подходит в качестве памятки, если нужно освежить самое главное перед написанием очередного текста.
В данной статье я хочу достичь трех целей:
- Рассказать про книгу;
- Поделиться полезной выжимкой из нее (сделать памятку себе и вам);
- Предложить свои дополнения.
Данный раздел про дополнения. В рассказе про главу два я написал, что повествование в книге построено от частного в общему. Это хорошо для погружения, но не очень полезно при практической работе с текстом. Я решил посмотреть на сущность "статья" сверху вниз, и одновременно составил свой алгоритм или чек-лист по написанию текста.
Шаг 0. Идея
В голову приходит идея написать о чем-то. Допустим есть мысль рассказать про книгу "Звонок". Как это лучше подать? Просто рассказать про книгу? Скучно. Добавить сравнение с фильмом? Чуть интереснее. Поднять более широкую тему еще во вступлении? Уже лучше. Дам контекст, а потом расскажу про конкретное произведение.
Идеи могут появляться где и когда угодно - заметки в телефоне все стерпят. В какой-то момент до них доходят руки и приходятся что-то делать.
Шаг 1. Определяем предмет и цель статьи.
Допустим у меня появилась в голове идея - полезная статья про книгу "Пиши, сокращай".
Предмет статьи понятен - книга и информация в ней.
Цель? - целей я выше выделил целых 3. Хочется верить, что они между собой не конфликтуют, дополняют друг друга.
Шаг 2. Для кого статья?
Отвечаем на этот вопрос, например так: Статья для тех, кто не читал данную книгу, в теме не разбирается, интересуется написанием текста.
Шаг 3. Структура/план статьи
Структуру можно делать 2 способами:
Изнутри - когда сначала написан материал, а потом мы его структурируем.
Снаружи - когда мы начинаем с плана, структуры, а потом пишем материал.
Чаще всего использую вариант "изнутри", как это происходит:
- В голову приходят отдельные идеи для содержания, накидываю их подряд перед собой
- Начинаю писать вступление или расписывать какую-то часть
- По мере того как пишется вступление и дальнейший текст в голове начинает появляться структура
- Пишу дальше - появляются новые идеи, часть старых отбрасываю
- Структура может изменится несколько раз
- В определенный момент структура формируется, и четко расписывается по пунктам 1-2-3.
Дальше остается простое - дописать статью.
Вариант "снаружи" я пытался применить, но так как "задачи" тут себе ставлю я, то это максимально творческий и свободный процесс. Он не требует четкого плана в самом начале.
Шаг 4. Разбиение на модули
На самом деле разбиение на модули произошло в тот момент, когда у нас появилась структура статьи.
Делите статью на модули исходя из цели и аудитории
В данной статье модули получились такие:
- Введение - Контекст
- Структура книги: плюсы и минусы - Рассказ про книгу, выжимка полезного
- Алгоритм написания текста (чек-лист) - Делюсь своими наработками, опытом
- Заключение - Общие впечатления, выводы
Каждый модуль служит для достижения какой-то из трех целей.
Шаг 5 Пишем конкретный модуль
Для примера возьмем Вступление.
В вступлении можно использовать 4 стратегии:
1) Погружение в тему
2) Актуализировать знания
3) Создать интерес
4) Доверие
Я в своих статьях использую такую схему: рассказываю личную историю, даю общий контекст, рассуждаю о более общей теме.
Можно сказать, что я использую доверие, погружение в тему и создание интереса. В каких-то пропорциях.
Далее перехожу к конкретике. В конце могут следовать выводы.
Модуль - главная боевая единица структуры. Это часть статьи с подзаголовком. Каждый модуль самодостаточный по смыслу.
Структурно модуль - мини статья, он состоит из:
Введения - либо главная мысль либо обзор содержания модуля
Основная часть
Заключение (не дублируем введение)
Модуль - самостоятельный очерк. Сможет ли читатель прочитать только этот модуль и хорошо его понять? Если да, то модуль хороший.
Повторяем пока не напишем все основные модули.
Шаг 6. Читаем всю статью целиком, вносим правки
Любой объемный текст невозможно вместить в голову целиком. Идеи и мысли приходят и уходят. То что казалось классным сегодня, завтра утром уже не вписывается в структуру и оказывается ненужным. Это нормально.
Когда все основные модули написаны, приходит время перечитать весь текст целиком. Иногда я перечитываю его несколько раз. Каждый раз вношу правки: от окончаний слов до перефразирования предложений и удаления/переписывания целых абзацев.
Меня интересуют 3 вещи:
1. Логика повествования и четкость мысли: понятно ли будет читателю то, что я написал? Логично ли связаны между собой модули, абзацы?
2. Легкость чтения: все что качается предложений внутри и их связи между собой. Это то, о чем нам говорит глава 1. В рамках самопроверки и тренировки я использую сервис от авторов книги https://glvrd.ru/. Для вычищения явного мусора он подходит. Но не стоит следовать всем указаниям, которые он дает. На многие слова он реагирует слишком машинно, не видит контекст.
3. Соблюдение правил и норм языка: здесь может помочь сервис https://glvrd.ru/, word и любой другой текстовый редактор. Конечно никто не отменяет собственной грамотности и чуйки.
Сейчас я допишу этот раздел и заключение, отложу до утра и буду перечитывать.
Шаг 7. Добавление иллюстраций, обложки, визуальное оформление
Внешнее оформление контента и его публикация занимает порой много времени, особенно, если ты новичок в этом.
Что стоит сделать:
- Добавить уместные иллюстрации, желательно полезные (или хотя бы смешные)
- Сделать внятную обложку для текста
- Сформулировать описание, которое отражает содержание статьи
В какой-то момент создание обложек и описаний стандартизируется и уже не занимает так много времени, как в самом начале. Это хорошо, но пробовать новое всегда стоит.
Статья готова
Дальше остается только ее выложить.
Схематично план написания выглядит так:
Выводы по книге: стоит ли читать?
Книга однозначно стоит внимания. Заявляю это с позиции дилетанта-графомана, который получил целую пачку советов и был очень рад этому. Я уверен, что мой текст стал лучше на всех уровнях: он легче читается, лучше структурирован, глубже проработан, возможно даже чем-то полезен (кто знает).
Структура книги местами оставляет вопросы. Некоторые разделы будто бы не нашли свои собственное отдельное место и были просто добавлены прицепом в более цельные главы. Они не ощущаются ненужными или лишними, просто кажется, что их место не совсем здесь.
В конце книги мне хотелось бы видеть алгоритм-памятку по написанию статьи. Чек-лист, который подводит итоги, структурирует в голове всю полученную информацию. Я попробовал восполнить данный пробел. Точно буду возвращаться к этой статье сам время от времени.
Мне было интересно и полезно читать эту книгу. Надеюсь вам так же было полезно читать статью.
Спасибо!
#пишисокращай #гайд #какписатьтексты #жизньзрителя