Привет!
Вы на канале ЖЗ или "Жизнь зрителя" и сегодня выходит третья часть статьи по книге Рика Рубина.
Первые две части тут:
В этой статье вы узнаете основные методы и советы Рика Рубина на каждом этапе творческого процесса.
№1 В поисках подсказок
Замечать связи и пытаться понять куда они ведут. Важная часть работы художника - расшифровка сигналов. Чем больше ты открыт - тем больше получишь сигналов и меньше усилий тебе потребуется. Ты сможешь меньше думать и больше полагаться на ответы, которые тебя окружают.
Совет: Полезным упражнением может быть открыть книгу на случайной странице и прочитать строку, которая попадется на глаза. Можно включить случайный канал или слушать то, что говорят люди в кафе. Можно даже прогуляться по новому для себя маршруту и внимательно посмотреть по сторонам.
№2 Практики наблюдения
Только практика осознанного наблюдения за миром поможет улучшить способность получения сигналов.
Совет 1: Для поддержания такой практики мы можем завести себе ежедневные активности, в свой день недели и в определенное время. Это необязательно должно быть что-то масштабное или большое. Небольшие привычки и ритуалы могут оказать большое влияние:
- Начать день с дыхательной гимнастики для рабочего настроя
- Ежедневная прогулка во время обеда или вечером
Цель этих действий не в действиях, как медитацию не стоит делать ради самой медитации. Цель - развить в себе способность по-новому смотреть на мир, расширить поле зрения, увидеть мир - в момент когда мы не принимаем активного участия. Мы тренируем нашу способность к восприятию, как мышцу, чтобы более качественно настроиться на ту или иную работу, тему, идею.
Совет 2: Осознанность требует постоянной перезагрузки. Мы постоянно «просыпаемся» и «засыпаем», незаметно для себя. Еще вчера ты был открыт, а сегодня тебя завалило проблемами и делами, закрылся и ушел в себя. Стоит время от времени менять свои привычки: медитацию на прогулку, прогулку на рисование, рисование на удары по боксерской груше.
№3 Чувство прекрасного
На что мы тратим внимание - наш выбор. Какие книги мы выбираем читать, какие темы обсуждать с друзьями, какие мысли обдумывать - все это влияет на нашу способность отличать хорошее от очень хорошего, и очень хорошего от великого. Этот выбор помогает отличать то, что стоит нашего ограниченного внимания и времени.
В мире существует безграничное количество информации - мы должны аккуратно выбирать качественное для нас.
Совет: потребляйте качественную информацию. Цель не в том, чтобы подражать великому. Цель в калибровке внутреннего ощущения великого, чтобы лучше делать тысячи выборов, которые могут привести нас к великому результату.
№4 Воспоминания и бессознательное
Наше бессознательное хранит в себе много полезного. Скрытые пласты информации, к которой у нас чаще всего нет доступа. Иногда его можно получить.
Совет 1: Практики для доступа в глубинные части себя. Например существуют техники выпускания гнева, где требуется 5 минут бить подушку. Это труднее чем кажется, если делать это полное время. Сделайте это, затем немедленно напишите 5 страниц всего, что придет тебе в голову.
Совет 2: Используйте сны. В пространстве между бодрствованием и сном скрывается многое. Какие мысли приходят вам перед сном? О чем вы думаете, когда просыпаетесь?
Можно использовать дневник сновидений, чтобы использовать возможности этих состояний. Как только просыпаешься - записывать все что приснилось с максимальными подробностями. Чем дольше это делаешь, тем лучше будешь вспоминать сны.
№5 Окружение влияет на автора
Совет: Попробуйте поработать в разных местах и ситуациях. В спокойной обстановке дома, в кафе, в дороге. Каждому подходит свой вариант, более того разные места и ситуации могут быть полезными для отдельных участков творческого процесса.
Например, для первой стадии творческого процесса не нужно полностью сосредотачиваться на работе, тема и направление еще не выбрано. Если нет идей с чего начать можно пойти в любое место, которое подкинет тебе идей: книжный магазин, бар, концерт, выставка.
№6 Пара способов двигаться дальше
Ключевые моменты, где автор может застрять:
- Начало работы
- Завершение работы
- Демонстрация работы
Совет 1: Лучшая стратегия - понизить ставки. Мы привыкли думать, что наша работа это самая важная вещь в нашей жизни, которая определит наше будущее.
Любое искусство это процесс. Стоит думать о ней, как об эксперименте, результат которого никто не знает. Какой бы результат не был - мы узнаем что-то новое, что поможет нам в следующем опыте. Легче работать вне категорий правильного и неправильного, хорошего или плохого. Когда креативность это свободная игра.
Мы не играем для того, чтобы выиграть. Мы играем чтобы играть. Играть в своей сути весело, а перфекционизм убивает веселье. Более профессиональная цель - поиск комфорта в процессе. Если ты нашел для себя комфортный способ делать хорошо, то сможешь легче и быстрее достигать результатов.
Совет 2: Вторая стратегия преодоления уязвимостей и неуверенности - назвать их. Каждый раз, когда одолевает тревога или страх нужно назвать их своими именами и идти дальше.
Совет 3: Будь благодарным. Осознавать, что ты можешь заниматься творчеством и даже получать за это деньги - достаточно приятно.
В конечном итоге желание создавать должно быть сильнее страха создавать.
№7 Нарушай правила
Правила могут или помогать или ограничивать нас. Стоит лишний раз ставить под сомнение то, что кажется универсальной истиной и фактом, не требующим доказательств. Так ли это на самом деле?
Каждый инновационный риск может стать правилом. Когда мы находим какой-то новый удачный способ сделать нашу работу мы часто можем выразить его в виде формулы. Делай 1,2,3 и получишь предсказуемый результат. Следуя таким шаблонам можно решить, что этот способ и есть то, каким артистом мы являемся. Что является нашим голосом, а что нет. Иногда формула может не работать или быть лишь маленьким аспектом того, что делает работу успешной.
Совет: Полезно время от времени подвергать сомнению свой процесс работы. Если ты знаешь какой то способ стиль или метод работы не считай, что это лучший путь. Или Твой путь. Или единственный путь. Избегай поклонения одному методу работы. Всегда могут найтись новые способы, которые принесут новые возможности, направления и идеи.
Даже если ты выбросишь старую книгу с правилами, твои навыки останутся с тобой. Тяжело доставшиеся способности всегда важнее правил.
№8 Столкновение противоположностей
Каким бы не был способ, правила, жанр - всегда стоит попробовать сделать что-то противоположное: Если ты скульптор, то как сделать скульптуру без физического объекта? Возможно самым лучшим воплощением идеи будет цифровая модель?
Возможно из этого ничего не выйдет, но приведет к чему-то новому, неожиданному. Правила это баланс, между черным и белым, светом и тьмой. Даже если ты решишь не делать ничего на противоположной стороне - понимание этой полярности может изменить способ того, как ты делаешь свои вещи.
Совет 1: Попробуй подумать о противоположном способе сделать свою работу. Как это могло бы выглядеть? К чему может привести?
Совет 2: Другим вариантом может быть выкручивание твоего способа работы на максимум. Чтобы понять где ты на всем спектре, нужно пробовать себя на разных его участках.
№9 Слушать
Мы постоянно слышим звуки, но слушаем их редко. Для этого требуется сосредоточить внимание и не блуждать мыслями где-то еще. Нам кажется, что мы слышим все, на самом деле не слышим даже и части того, что могли бы.
Совет: Практикуйтесь слушать всем телом, чтобы расширить возможности своего восприятия. Если вы слушаете музыку - закройте глаза и расслабьтесь. Так можно уснуть или потеряться в этом опыте.
Слушать это значит не высказывать суждений, с чем мы согласны, а с чем нет. Формулирование мнения - это не прослушивание. Это или подготовка ответа в защиту своей точки зрения или подготовка к нападению на кого-то еще.
Слушать - это убрать недоверие. Пока вы создаете и защищаете историю в своей голове вы пропускаете информацию, которая может опровергнуть или изменить ваши текущие размышления.
№10 Используй вдохновение до конца
Совет: Моменты вдохновения нужно ценить и использовать. Если ты поймал волну и тебя переполняет новыми идеями - иди и делай, прямо сейчас. В крайнем случае возьми блокнот и запиши подробно все, что приходит тебе в голову. Толстая пачка черновиков греет и вдохновляет сильнее, чем одна единственная работа, на которую ты убил вечность и видеть больше не хочешь.
Возможно ты не используешь все это в текущей работе, но это может быть полезным в другой раз. А если расставлять вещи по порядку, то он такой:
- Вдохновение
- Ты
- Публика
№11 Дисциплина это свобода
Звучит как оксюморон, но это так. Дисциплина это не ограничения твоей свободы - это гармоничные отношения со временем. Кто управляет своими делами, тот управляет жизнью и временем. Управлять своим временем - это значит освободить себе больше времени на творчество.
Совет: Создавайте структуру дня и жизни таким образом, чтобы работать регулярно, а не полагаться только на настроение. Ограничьте количество бытовых выборов и вариантов, чтобы освободить место для более важных вещей. Тренируйтесь по одним и тем же дням в одно и то же время. Завтракайте похожим образом. Даже одеваетесь одинаково, если вам такое подходит.
№12 Копируй то, что нравится
Одна из причин почему искусство резонирует у зрителя в том, что люди на самом деле очень похожие существа. Похожие проблемы, желания, обстоятельства, все то, что помогает нам увидеть себя, почувствовать, что ты не один.
Когда мы создаем искусство мы создаем зеркало, в котором кто-то может увидеть свое скрытое отражение.
Когда Битлз начинали играть музыку они вдохновлялись Чаком Берри и другими артистами. Они звучали иначе, но не потому, что так хотели, а потому что они были другими людьми со своим восприятием и точкой зрения.
Совет: Невозможно скопировать точку зрения другого артиста. Ты только можешь плавать в тех же водах, что и он. Так что не парьтесь и копируйте работы, которые вдохновляют вас. Это нормально по пути нахождения собственного голоса. Это способ проверенный временем.
№13 Как выйти из тупика
Бывают времена, когда ты бьешься о стену и работа не становится лучше. Прежде чем отступить стоит попробовать выйти за рамки. Есть ряд упражнений, который можно применить:
- Маленькие шаги: Для музыканта, который застрял предлагается двигаться маленькими шагами, например, каждый день писать всего лишь по одной строчке. Неважно хороша или плоха окажется строчка, важно ее сделать. Такой способ может помочь перезагрузиться и снова начать писать целые песни за раз.
- Смена обстановки: Выключить свет и поиграть в темноте, держать микрофон руками вместо того, чтобы стоять перед ним, или записываться рано утром вместо поздней ночи. Один вокалист даже попробовал записать себя вверх ногами. Почему нет?
- Изменить ставки: Помимо смены окружения можно поменять и внутреннее ощущение. Если группа представит, что играет эту песню последний раз в жизни они вероятно сыграют ее не так как обычно. С другой стороны можно снизить ставки: записать пробный прогон/репетицию. Иногда это может дать лучший результат.
- Пригласить зрителей: когда артист получает энергию из зала мы можем пригласить несколько зрителей на сессию. Артист ведет себя по-другому, когда на него смотрят. Даже один посторонний человек может помочь. Важно найти подходящие параметры для себя.
- Смена контекста: Если певец не чувствует связи с песней он может представить, что он поет ее для важного человека. Мы можем менять адресата и другие параметры.
- Альтернативная перспектива: Можно до упора прибавить звук в наушниках, тогда исполнитель будет вынужден играть тише, чтобы сохранить баланс. Или наоборот, чтобы заставить вокалиста петь громче и энергичнее мы можем убавить звук голоса в наушниках. Как бы то ни было, мы можем найти такие аспекты окружения, которые естественным образом повлияют на манеру исполнения артиста.
- Написать для кого-то еще: Музыканту, который пишет песни для себя можно сказать: “Представить, что твой любимый артист попросил тебя написать ему песню для нового альбома. Какой была бы эта песня?”. Деперсонализация процесса может помочь артисту освободиться. Можно попросить музыканта выбрать кого-то кто максимально отличается по стилю посылу и так далее. Это можно применить в любом деле: написать картину в стиле любимого художника.
- Добавить образы: Вместо того, чтобы сыграть соло можно представить себе образы окружения, где оно бы играло. Это может помочь артисту найти верное отражение в своей музыке. Важно представить историю и образ, а что получится в итоге часто непредсказуемо.
№14 Как быть плодотворным
Идеи приходят и накапливаются. Если их не реализовать и не показать миру, то новые идеи не появятся. Они начинают приходить все реже и меньше.
- В плодотворном мышлении река идей никогда не иссекает. Идеи приходят всегда. Артист свободен в их воплощении, он верит что придут новые.
- Если же мы живем в мире нехватки идей, мы копим и складируем идеи. Стендап-комик может придумать отличную шутку, но придержать ее до лучших времен, для “более подходящего случая”. Чем больше мы делаем и делимся, тем больше идей приходит. Наши навыки улучшаются, а значит мы можем еще лучше реализовать наши новые идеи.
Совет: Реализовывай идеи одну за другой, не откладывай в долгий ящик. Твоя прошлая работа не лучше сегодняшней, а сегодняшняя не лучше предыдущей. Всегда будут взлеты и падения в любой работе. Прилагай максимум усилий на каждом этапе своего творчества - это все что мы можем сделать.
Ты можешь потратить два года на доработку чего-то. И не факт, что это будет того стоить. Что можно сказать точно: это уже не будет отражением тебя сегодняшнего, старая фотография. Ты потерял с ней связь, потому что не мог завершить ее слишком долго.
№15 Ограничения, как возможности
Когда нет ограничений в материалах, времени и бюджете опции бесконечны. В противном случае выбор сокращается, но в то же время появляются другие возможности.
С ограничениями некоторые проблемы становятся более специфическими и мы не можем решить их самыми очевидными способами. Это может заставить взглянуть на привычные аспекты работы под новым углом. Так рождаются оригинальные решения:
- Писатель Жорж Перек решил написать роман без использования самой частой буквы во французском алфавите - е. Это привело к одному из самых известных экспериментов в литературе.
- Художник Ив Кляйн решил использовать в своих работах только 1 цвет - синий. В итоге он добился таких оттенков синего, которые до него раньше никто не использовал. Он даже запатентовал свой цвет International Klein Blue.
- Создатели Silent Hill не могли по полной отобразить весь город в своей игре. Возможности первой Sony Playstation не позволяли этого сделать. Это привело к тому, что они решили использовать туман, для экономии ресурсов консоли. В итоге это создало один из самых узнаваемых и известных образов ужасов в играх.
- Ларс фон Триер придумал 10 правил это вылилось в целое движение кинематографистов “Догма 95”. Они были придуманы, чтобы уменьшить искусственность в кино.
Совет: Устанавливайте параметры, которые выбивают вас из привычного порядка вещей. Если вы пишете книги на ноутбуке попробуйте печатную машинку или листы бумаги. Если вы правша напишите картину левой рукой. Вместо инструментов используйте только голос. Если вы снимаете фильмы на дорогое оборудование попробуйте снять фильм только на мобильный телефон.
№16 Экстаз, как компас
Чувство радости и возбуждения показывает, что ты движешься в верном направлении. Иногда самое маленькое изменение в работу отделяет ее от “нормально” до “шедевр”.
Возбуждение это животная реакция. Оно принимает разные формы: от спокойного возбуждения или до перевозбуждения. Ощущение ведет нас. Интеллект может помочь нам завершить работу или объяснить ее постфактум, но в момент создания важнее чувство.
№17 Пять стадий принятия нового
Иногда мы слышим новые работы музыкантов, за которыми следили долгое время. Они могут показаться странными, непривычными и незнакомыми. У нас нет контекста для их понимания. Непонятно нравится нам или нет, возможно мы даже отвергаем такие новшества.
Проходит время и ты слушаешь новый альбом снова и снова. Новые шаблоны проникают в мозг, образуются новые нейронные связи. Странное становится знакомым. Знакомое становится любимым. Почему они не сделали это раньше?
Совет: Обращайте внимания на сильные реакции. Если ты сразу же хочешь отвергнуть новый опыт стоит задать себе вопрос почему? Сильные реакции часто скрывают глубокие переживания. Возможно ответ на вопрос "почему?" приведет тебя на новый творческий путь.
№18 Разбери работу на запчасти
Каждая работа содержит в себе основу - эссенцию. Это тот скелет, на котором все держится. Можно убрать отдельные элементы, но суть останется прежней.
Основа - тема, структура, точка зрения артиста, качество исполнения, материалы, настроение, комбинация разных элементов. Артист может не знать в чем эссенция его работы. Но когда он получит что-то его устраивающее, он может осознать из чего он состоит. Шаблон, принцип.
Совет: Разобрать свою успешную работу на составляющие - хорошая практика. Что из элементов необходимо, а что можно удалить/заменить? Не стоит бояться убрать какой-то элемент. Его всегда можно добавить позже.
Совершенство - это не когда нечего добавить, совершенство это когда нечего убрать.
№19 Отправь запрос и занимайся своими делами
Совет: В добавление к медитации мы можем держать в голове вопрос и идти на прогулку, поплавать или поехать на машине. Не надо усиленно работать над вопросом, пусть он болтается где-то на периферии сознания. Запрос отправлен и мы ожидаем ответа.
№20 Спонтанность без подготовки
Бывают такие моменты, когда что-то получается случайно и как бы само собой. Можно ли отличить запланированное произведение или спонтанное и нужно ли? Заняла работа несколько месяцев или пару минут неважно. Качество не зависит от затраченного времени.
Истории со спонтанными открытиями, произведениями искусства могут быть ошибочными в нашем восприятии. Мы не видим всей работы, которая предшествовала «озарению». Каждая работа содержит опыт длиною в жизнь.
Есть и те, кто романтизирует подготовленность и планирование. Для них спонтанная работа не имеет ценности. Для кого-то работа занимает часы, для кого-то годы. Боб Дилан мог написать песню за минуты, а Ленард Коэн писал песни годами. И те и те мы любим одинаково.
Совет: Иногда садись писать без подготовки, обойди сознательную часть себя и посмотри что может дать тебе бессознательное. Иногда это работает.
№21 A/B-тестирование
Каждое произведение состоит из множества выборов, как дерево с большим количеством веток.
Сначала мы сажаем семена, потом вырастает ствол, а потом ветки, каждая из них - развилка, на которой можно пойти в любую сторону. Иногда одно решение влияет на конечный результат радикально.
Совет: Как решить в какую сторону пойти?
- А/Б тестирование, когда мы сталкиваем два варианта лоб в лоб. Мы сокращаем выбор в каждом случае всего до 2 вариантов. Делайте его вслепую, сокращая все остальные факторы.
- Отклик в нашем теле, что вызывает нужную или большую эмоцию? Что кажется нам красивым?
- Если А/Б тестирование не помогает - бросьте монетку. В момент броска часто вы хотите, чтобы один вариант победил, его и выбирайте.
- Не уходите в выборе слишком в логику, тут важнее чувство.
№22 Ритуалы и чужие советы
Один музыкант писал свою музыку в одной и той же беспорядочной комнате в старом офисном здании. Он не хотел там убираться, потому что верил в силу этой комнаты. Он верил в это и это работало для него.
Совет 1: Используйте ритуалы, если они работают. Чарльз Диккенс носил с собой компас, чтобы всегда спать в направлении севера. Он верил, что это поможет его креативности. Таких примеров много, в разных сферах жизни. Они могут быть правдой, а могут нет. Это неважно. Если ритуал или суеверие оказывает позитивный эффект на работу, то стоит его сохранить.
Совет 2: Не стоит принимать советы близко к сердцу. Бывает полезно получить совет от более опытного артиста, но это информация, а не инструкция. Чаще всего артисты рекомендуют способы и приемы, которые отлично работают для них. Это их специфический путь, способ. Не ваш. Это важно помнить.
Нужно пробовать советы опытных и смотреть что получается. Брать то, что полезно и пропускать все остальное.
№23 Дай себе время на отдых
Иногда мы учим что-то на гитаре и у нас получается по разному. Сначала трудно, потом легче и легче, потом опять может стать трудно. Мы откладываем гитару и возвращаемся к ней через пару дней и руки играют сами.
Этот феномен отличается от большинства форм обучения. Это не чтение и запоминание информации. Ты внезапно можешь проснуться и твое тело более адаптировано вчера, оно может и умеет больше.
Это похоже на восстановление после тренировки. Ты потренировался, устал, и идешь домой. На следующей тренировке ты уже можешь поднять чуть больше.
Совет: Отдыхай. Есть распространенное мнение: чтобы достичь мастерства нужно заниматься без устали. Это правда. Но это только половина правды. Важно и прерываться, делать паузы, чтобы организм мог адаптироваться к нагрузкам.
№24 Теория не ограничивает свободу творчества
Чем больше расширяем границы своего творчества и оттачиваем навыки, тем более свободно себя ощущаем. Способность лучшим образом выразить идеи возрастает.
Совет: Хотя не стоит загонять себя в узкие рамки концепций, так же не стоит и бояться изучать информацию и теорию о них. Это не ограничит автора автоматически, только если он сам этого не допустит. Знания не навредят работе, только добавят новые инструменты. Никто не заставляет их использовать.
Знания дают больше способов для выражения идей. Даже из огромного меню мы можем выбрать что-то простое и элегантное. Художники Barnett Newman, Piet Mondrian и Joseph Albers имели академическое образование, но выбрали выражать себя через простые монохромные и геометрические фигуры.
№25 Меняй контекст работы
Контекст меняет контент.
Если вы рисуете портрет, то задний фон это контекст. Темный фон или светлый. Рамка, комната, где картина висит - все это влияет на контекст. Влияет на восприятие работы.
Какие-то артисты пытаются контролировать все эти аспекты, другие нет. Кто-то создает работы, которые полностью зависят от контекста. Когда ты составляешь плейлист из песен, громкая песня после тихой будет звучать мощнее.
Социальные нормы это еще один контекст, в котором существует искусство. Одна и та же история в разном месте и в разное время может принимать разные значения. Публикация работы в этот год и в другой тоже может изменить значение: текущие события, культурные тренды, другие работы выпущенные недавно все это влияет на восприятие. Время - это еще одна корма контекста.
Совет: Если работа не оправдывает ваши ожидания - попробуйте сменить контекст. Меняйте переменные вокруг работы и смотрите что получается. Играете с разными комбинациями. Расположите работу рядом с другими работами. Удивляйте себя.
Полезные опции:
- Тихо-громко
- Быстро-медленно
- Высоко-низко
- Далеко-близко
- Темно-ярко
- Большой-маленький
- Прямой - изогнутый
- Жесткий - мягкий
- После - перед
- Внутри - снаружи
- Такой же - другой
Продолжение следует
В четвертой части статьи мы поговорим об успехе и о том, что за ним следует.
Спасибо за чтение, подписку, лайки и комментарии!
Ссылка на телеграм-канал: https://t.me/zhizn_zritelya