Найти в Дзене
Тегезен

ПУТЬ "ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ БЫЛ ПО ВОЛГЕ"

Оглавление
Погрузка волжских барж в Самаре.
Погрузка волжских барж в Самаре.

Знаменитый торговый путь "Из варяг в греки", соединял южные моря: Черное, Каспийское, Средиземное и Балтику. "Варяги" это условно норманны, а "греки" это условно византийцы. Проходил этот путь, как водится по рекам, сухопутное перемещение больших объемов товаров, в те времена, было неразвито из-за отсутствия дорог и отсутствия средств передвижения.

Рек пригодных для большой торговли Севера и Юга было три: Волга, Днепр и Дунай

Днепр был самый неудобный для торговых караванов, поэтому он был самый бедный путь, днепровские пороги мешали. Через пороги можно было с риском сплавить только малые, плоскодонные лодки. Например при Екатерине сплавили через пороги царскую флотилию из 140 небольших судов, это была целая операция, за что царица пожаловала лоцманов, подарками и особым статусом.

Большие торговые суда, через пороги, провести невозможно, баржи с зерном, с лесом сплавить было нереально. То есть днепровский торговый путь существовал, но на порядки более меньший, чем например по Волге. Невыгодно, опасно, рискованно, вложишься в товар, а суденышко разнесет вдребезги, например на пороге "Ненасытец", и все прощай денежки, живой останешься и то хорошо. Этот порог потому так и назывался, что пожирал суда без устали.

Я три года назад сплавлялся в верховьях Енисея, по реке Кызыл-Хем, на спортивном катамаране, с опытными сплавщиками, река широкая, бурная, за день прошли 36 порогов, только из одного выходим, там следующий падает с трех-метровой высоты, и так целый день. Могу представить, что было на Днепре на порогах, это не игрушки, лодку несет, вращает, камни торчат, один удар и конец.

Экономика указывает, что путь из варяг в греки был по Волге

Другое дело Волга, река спокойная, широкая, порогов нет, есть мели, но это не страшно. Баржи сплавляли огромные. Например с верховьев сплавляли баржи "Беляны", груженные лесом, размеры их были от 70 до 150 метров длиной, даже до 200 метров делали (длина небольшого авианосца), в год сплавляли примерно по 150 белян, вплоть до начала ХХ века, внизу баржи разбирали на бревна и тоже продавали. Потому их и называли "беляны", потому что они были белыми, не смолеными, пригодными на один сезон.

Ветлужская баржа-беляна.
Ветлужская баржа-беляна.

Еще были баржи "мокшаны", "гусяны", по 30-50 метров. Самые совершенные волжские парусные суда назывались "расшивы", длиной по 40 метров и более. Их было множество, рубили их в основном в притоках Верхней Волги, потому что там много корабельного леса, сосны, ели, дуба. Эти суда перемещали сотни тысяч пудов грузов ежегодно.

Волжкий парусник "расшива".
Волжкий парусник "расшива".

Перетащить такое судно через пороги Днепра физически невозможно, перегружать и тащить тоже, стоимость перевозки кратно увеличивается. Поэтому грузопоток по Волге был раз в сто больше чем через Днепр, который был местной транспортной артерией.

Днепровские пороги.
Днепровские пороги.

В целом Приднепровье до 17 века было глухоманью, места плодородные, но вывезти товар, зерно, очень трудно. Поэтому летописные сведения о богатом стольном граде Киеве на Днепре не имеют экономического основания. Зачем князьям было драться за город на Днепре? Как учили нас классики политической экономии, чтобы получилась политическая надстройка, нужен экономический базис. Столица там где деньги и власть.

Дунай тоже всегда был важной судоходной артерией, но из него труднее попадать в Балтийское море.

Логично, что престольный град Киев, мать городов русских, был в другом месте, более значимом, более богатом

Есть только одно место подходящее на роль древнего Киева, на Волге в устье Оки, там где Нижний Новгород, там издавна была богатейшая Макарьевская (Нижегородская) ярмарка. Там Ока и Волга, соединяясь, образуют выраженную стрелку, характерный острый угол, который и назывался КИЙ или КУЯБА или КАН (в булгарских хрониках). Это центр всей торговой системы, куда стекаются потоки из Оки, Балтики, Северных рек, Камы, Дона, Каспийского моря. Через волоки из Волги можно было попасть в Дон, а там в Черное море, были волоки в северные реки и в реки Балтийского моря.

Это и был летописный Киев, стол Великого Князя, место крещения Руси

Все города по Волге и Каспии были богатые, все кормились с международной торговли средних веков: Баку, Дербент, Астрахань, Саратов, Самара, Булгар, Киев-на-Волге, Кострома, Ярославль и города на притоках Волги: Москва, Рязань и прочие.

ГДЕ БЫЛ КИЕВ-НА-ВОЛГЕ И СВИДЕТЕЛЬСТВО АБУ ИСХАК АЛЬ ИСТАХРИ

Во времена Екатерины Второй, было заменено и перемещено множество имен городов и земель на новые места, был и назначен маленький городок на Днепре, летописным Киевом. Нет там и КИЯ-КУЯБЫ характерной речной стрелки, поэтому присочинили миф о некоем Кие, то ли паромщике, то ли князе. В самом Киеве-на-Днепре нет ни одного древнего храма, все достаточно молодые постройки.