Найти в Дзене
КИНО TALK

"Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным" (1989): не столько историческая драма, сколько политическая сатира

Валтасаров пир – пир, веселье накануне неминуемой беды. Выражение восходит к Библии, где рассказывается, что в ночь взятия Вавилона персами вавилонский царь Валтасар устроил пышный пир.

Фильм «Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным» — экранизация новеллы из романа Фазиля Искандера «Сандро из Чегема» (8 глава), выполненная режиссером Юрием Карой. Картина переносит зрителя в 1935 год, рассказывает о ночном кутеже вождя и его приближенных, на котором в качестве солиста абхазского ансамбля выступает главный герой — Сандро из Чегема.

Фильм, несомненно, является продуктом своей эпохи — перестройки, с её характерным интересом к ранее запретным темам и критическим взглядом на советское прошлое. Однако, несмотря на некоторую конъюнктурность, картина смотрится живо и увлекательно благодаря остроумному сценарию, написанному самим Искандером, и талантливой актерской игре.

Юрий Кара, возможно, создал свой лучший фильм. В сравнении с его последующими работами, «Пиры» выделяются более профессиональным подходом и глубиной. Фильм балансирует на грани политической сатиры и исторической драмы, но всё же склоняется к первому. Это не попытка документально воссоздать события, а скорее аллегория, наполненная гротеском и символикой.

-2

Актерский состав подобран блестяще. Алексей Петренко (Сталин), Валентин Гафт (Берия) и Евгений Евстигнеев (Калинин) создают яркие образы, хотя их игра скорее передает суть персонажей, чем их внешнее сходство с историческими прототипами. Особенно впечатляет внутренний монолог Сталина, в котором он размышляет о бремени власти и её цене: «Они думают, что мне легко. Власть — это невозможность никого любить... Но если приходится убивать тех, кого любишь, то сама справедливость требует карать врагов».

-3

Атмосфера фильма пропитана страхом и напряжением. Зритель постоянно ожидает чего-то ужасного, хотя по сюжету никаких масштабных событий не происходит. Это достигается за счет мастерски воссозданной душной атмосферы, где каждый жест, каждое слово может стать роковым.

Немного странным показался момент: Сандро Сталина только на пиру в первый раз увидел? А до этого жил в неведении? А ведь портрет вождя на каждом углу висел.

Отдельного внимания заслуживают сцены пира, которые напоминают то ли кавказскую мафиозную вечеринку, то ли античный пир перед катастрофой. Сталинская «евхаристия» вином и курицей, карнавальное поедание поросенка, острые диалоги и зажигательные национальные пляски — всё это создает ощущение абсурдности и одновременно трагичности происходящего. Жаль любимое Сталиным "Сулико" не исполнили.

-4

Фильм не претендует на историческую достоверность. Как отмечают критики, у Сталина вряд ли было время для подобных посиделок, а Искандер, будучи талантливым писателем, всё же не был свидетелем описываемых событий. Это скорее фантазия на тему, помноженная на художественное видение режиссера.

-5

Плакат фильма, изображающий Сталина в виде рыбы с головами бывших соратников вместо костей, подчеркивает сатирический характер картины. «Пиры Валтасара» — это не столько историческая драма, сколько политическая сатира, которая заставляет задуматься о природе власти, страха и абсурда.

-6

В итоге, фильм оставляет двоякое впечатление. С одной стороны, это увлекательное и мастерски снятое зрелище с отличным актерским составом и глубокими философскими подтекстами. С другой — его историческая недостоверность и перестроечная конъюнктурность могут вызвать вопросы у зрителей, ожидающих более документального подхода. Тем не менее, как художественное высказывание, «Пиры Валтасара» остаются ярким и запоминающимся произведением, достойным внимания.