Найти в Дзене
Мой Духовный Маяк

Псалом 30. Важно, чтобы ты научился вставать, когда упал

В смятении моем я думал: «отвержен я от очей Твоих»; но Ты услышал голос молитвы моей. Мужайтесь, и да укрепится сердце ваше, все уповающие на Господа! (Пс. 30; 23, 25)

Источник изображения: pravoslavie.ru
Источник изображения: pravoslavie.ru

Название псалма, помимо указания на авторство Давида, содержит слово “В конец”, что нам уже не раз встречалось. “В конец” пишется в псалмах, имеющих особую важность в Псалтири. И часто говорит о том, что перед нами псалом мессианский, то есть пророчески указывающий на Христа.

Содержание псалма действительно прообразует гонимого Христа, оставленного и преданного даже своими близкими: “страх знаемым моим, видящие мя вон бежаша от мене”. Однако, главным указанием на мессианский смысл этого псалма стали слова Самого Христа, которые Он произнес на Кресте: “В руце Твои предаю дух Мой”. Мы помним, что это было последнее из семи слов Христа, в принципе, последние слова земной жизни Спасителя.

Обратим также внимание, что перед смертью каждый произносит самые важные слова своей жизни. И вот два из семи слов, сказанных Христом перед Своей смертью, а именно четвертое и вот это седьмое слово, Господь заимствовал из Псалтири. Это прямое указание на важность этой книги как для Христа, так и для Его учеников. Явно, что Христос часто читал Псалтирь и многие псалмы знал наизусть. Из этого и вы делайте вывод, важно вам читать эту книгу или нет.

Вернемся к историческому содержанию 30-го псалма. В его названии есть еще одно слово: “Псалом Давида, в конец, изступления”. В греческом и латинском языке слово “изступления” звучит одинаково “экстасиос”. Это слово образуется от корня “стасиос”, что в греческом языке означает "стоять", то есть статическое состояние, а приставка "экс" - это синоним "из", то есть движение из чего-то. В этом смысле слово "исступление" является калькой греческого слова, "ис-ступать", то есть выходить из статичного состояния.

Таким образом, нормальное состояние человека - это статичное состояние его сознания, сердца и души, а "экстасиос" или по-нашему "экстаз" - это выход из этого нормального состояния. Вот вроде просто, но как важно знать эти подробности, потому что из них делаются важные выводы.

Экстаз или, лучше сказать, исступление человека может быть совершено Богом, без непосредственного участия самого человека. Так было, например, с апостолом Павлом, когда он вознесся до третьего Неба, так было и у многих подвижников. При молитве они могли приходить в состояние исступления, которое считается благодатным состоянием.

Важно же здесь то, что совершается это всегда без усилий человека, тогда, когда человек обычно этого не ждет. Приходит это состояние исключительно по воле Божьей и действием Божьим. Даже практика исихазма, которую многие путают с практиками медитации, не для того предназначена, чтобы приходить в состояние исступления, а для того, чтобы внимательно молиться. Не более того. Православный подвижник, насильно желающий прийти в состояние исступления, идет кривым путем и скорее всего придет в прелесть.

Однако, в экстаз можно прийти и иными путями. И этих путей много. Психиатрия выделяет почти десяток путей, среди которых есть и болезни, и гипноз, и медитация, и маниакальные состояние, ну и, конечно же, употребление различных психотропных веществ. Главное отличие таких экстазов от Божественного исступления в том, что не Бог дает это состояние, а его добивается сам человек различными внешними манипуляциями или по причине болезни. Такой экстаз можно назвать искусственным, но не Божественным или благодатным, и, соответственно, плоды его кардинально другие.

Например, есть отдельные люди, которые по причине болезни, скажем, эпилепсии, приходят в экстаз, но при этом нельзя принимать их слова за послание от Бога, потому что это исступление не от Бога, а по причине болезни. Есть религиозные общины, которые экстазируют в залах под определенную музыку. Там есть и ведущий, как правило с микрофоном, который говорит то громко, то протяжно, осуществляя не что иное, как коллективный гипноз. Поэтому эти состояния массового экстаза не могут считаться Божественными, схождением Святого Духа. Все чувства, слова и деяния, приходящие им, обусловлены гипнотическим экстазом, а не волей Бога.

Простите, что столь подробно пришлось остановится на этом вопросе. Считаю эту тему актуальной и важной.

Так вот тринадцатый псалом назван “исступления”. То есть у Давида в тот момент было состояние исступления. На русском языке это слово перевели "смятением".

Читая текст этого псалма, мы действительно видим это смятение, в которое пришел Давид, и оно было вызвано страхом. Ранние отцы Церкви говорили, что оно было вызвано по причине гонения его сыном Авессаломом, более поздние экзегеты предполагают, что все же это смятение возникло в другое время, во время гонения от Саула, когда Давид был вынужден бежать в другую страну, к филистимлянам.

Так или иначе, но мы видим, что Давид не стыдится своих чувств и рассказывает о причинах, по которым они возникли: “от всех врагов моих я сделался поношением даже у соседей моих и страшным для знакомых моих; видящие меня на улице бегут от меня”. То есть, его знакомые и друзья, видя его, переходили улицу, не хотели встречаться и заводить с ним разговор.

Источник изображения: Источник изображения: media.elitsy.ru
Источник изображения: Источник изображения: media.elitsy.ru

“Я забыт в сердцах, как мертвый; я – как сосуд разбитый, ибо слышу злоречие многих; отовсюду ужас, когда они сговариваются против меня, умышляют исторгнуть душу мою”. Действительно, страшно оказаться в таком положении, судебный процесс такое состояние называл гражданской смертью, потерей всех прав человека.

И Давид, соответственно этому, переживает страшные состояния: “Тесно мне; иссохло от горести око мое, душа моя и утроба моя. Истощилась в печали жизнь моя и лета мои в стенаниях, кости мои иссохли”. В таком состоянии, которое описывает псалмопевец, многие действительно теряют веру, получают неизлечимые травмы души, фобии и страхи на всю жизнь, кто-то не выдерживает и считает за лучше покончить с жизнью.

И царь Давид к концу псалма, как бы исповедуясь перед Богом, говорит: “В смятении моем я думал: «отвержен я от очей Твоих». То есть, я был в страхе, пришел в малодушие, потерял мужество, висел, что называется на одном волоске, веры и надежды.

Часто мы ошибочно думаем, что святые - это эдакие герои, которые из всех битв выходят победителями. Святые - это люди, которым не знакома горечь поражений в духовной битве. Это - ложная мысль, по причине которой мы часто неверно оценивает как себя, так и окружающих.

Подсознательно следуя этому стереотипу, мы думаем, что весьма далеки от жизни святых. Они всегда мужественны и победители, а мы нет. Мы ложно думаем, что если мы так далеки, то к этой жизни нет смысла и стремится. Также, смотря на окружающих, например, священников, монахов или наших духовных отцов, мы замечаем и за ними немощи, они тоже не всегда крепки в вере, могут проявить слабости, и на основании наших ложных стереотипов у нас и к ним пропадает доверие.

Вот посмотрим на Давида, который когда-то мужественно победил Голиафа, а потом впал в малодушие. Царь Давид старался, молился... и мы видим, как к концу псалма он говорит совершенно иное, нежели в начале молитвы.

Если начал он словами: “На Тя, Господи, уповах, приклони ко мне ухо Твое, будь мне Богом - защитником, наставляй меня, питай меня, изведи меня из сети сей”, и этими словами он как бы цепляется за надежду, как бы убеждает свое сердце продолжать быть мужественным, то заканчивается этот псалом абсолютно противоположными словами - словами твердой уверенности, которая может не только поддержать самого Давида, но и всех, кто читает этот псалом: “Мужайтесь, и да укрепится сердце ваше, все уповающие на Господа!”

Читая 30-й псалом, мы видим кардинальное изменение в сердце царя Давида: от малодушия и страха до крепкого мужества. Таким образом, этот псалом показывает нам силу молитвы, а также учит нас, что и святые не пребывали в непоколебимом состоянии. И у них были моменты маловерия, страха, смятения.

Святой - это не непобедимый супергерой из комиксов, а такой же человек, как и многие из нас. Все же, по мнению святых отцов, для Господа не столь важна наша непоколебимость, как умение всегда вставать, когда ты упал.

Псалтирь царя Давида. Изучаем слово Божие с о. Алексеем Чижом.

-3

Псалом 29. Благоденствие может быть причиной падения

Псалом 28. По какой причине нам славить Бога?

Псалом 27. Когда мы молимся Богу, а Он молчит в ответ