Найти в Дзене
Школа писателей Band

Архетипы по Воглеру

Оглавление

Классификация архетипов по Воглеру хоть и пересекается в чём-то с классификацией Проппа, но имеет ряд существенных отличий.

Что такое архетипы и чем они могут помочь писателю, читайте в нашей статье «Архетипы персонажей в литературе».

Кристофер Воглер в своей книге «Путешествие писателя» выделил 8 архетипов.

8 архетипов по Воглеру

Герой

Это не только тот, с кем идентифицирует себя аудитория, но и тот, кто олицетворяет вечный сюжет о жертвоприношении ради других людей, о встрече со смертью и о воскрешении.

При этом выделяются разные типы главных героев:

  • Сомневающийся

Не верит в то, что достоин этого пути.

  • Решительный

Его не нужно уговаривать — он и сам рад пуститься в путь.

  • Коллективист

Представляет определённую группу и остро ощущает себя её частью. Мотив воссоединения с семьёй, например, очень свойственен герою-коллективисту.

  • Одиночка

Ни с какой группой себя не идентифицирует. Он либо утратил её, либо разочаровался в ней.

  • Катализатор

Те самые герои с плоской аркой, которые нужны, чтобы провоцировать какие-то события, конфликты и побуждать к действиям.

  • Антигерой

Аморален с точки зрения общества, но мы ему, как правило, сочувствуем, потому что понимаем, что могли бы оказаться на его месте. Либо сопереживаем ему, наблюдая, как он борется с внутренними демонами.

Наставник

Это и совесть героя, и тот, кто его чему-то научит, и тот, кто инициирует его в том или ином смысле, либо даст ему полезные дары, артефакты, а также будет пробуждать в герое лучшее или худшее.

Наставник бывает:

  • Тёмным

Может даже оказаться злодеем.

  • Падшим

Сам в чём-то не преуспел и пытается за счёт героя исправить свои ошибки.

  • Комическим

Его советы и наставления приводят к худшим результатам, чем те, которые были бы, думай герой своей головой.

  • Внутренним

Может не иметь человеческого обличия и быть неким кодексом или системой взглядов, на которые постоянно опирается герой, — например, религия — вполне себе внутренний наставник.

Привратник

Персонаж, который мешает герою пройти к цели, тот, кого нужно победить, чтобы продвинуться дальше. Либо не победить, а задобрить или приручить. Может в дальнейшем стать как героем-помощником, так и антагонистом. Очень вариативный персонаж.

Вестник

Тот, кто призывает к переменам и мотивирует героя идти дальше. Схож с пропповским отправителем.

Оборотень

Часто является возлюбленной или возлюбленным главного героя или главной героини. Олицетворяет двойственную природу любви, встречу с мужской или женской стороной своей личности. И, так как любовь ослепляет, часто оказывается, что это совсем не тот, кем он изначально главному герою казался.

Тень

Олицетворяет черты, которые главный герой в себе подавляет. Это могут быть какие-то тёмные проявления, либо просто нереализованные или нереализуемые. Тень — это не обязательно враждебные герои. Часто они просто бросают герою вызов, чтобы испытать его.

Союзник

Партнёр героя. Как и наставник, может быть его совестью. Он может раскрыть образ персонажа, где-то поддержать его или насмешить.

Как и во многих других архетипах, в союзнике часто отражаются черты личности главного героя.

Союзник — не обязательно человек. Это может быть животное, призрак или существо из другого мира.

Плут

Отвечает за комичность или сатиру.

Тот, кто спускает героя и нас с небес на землю, обозначает проблемы, говорит правду. Иногда плут может быть главным героем.

* * *

Практически во всех персонажах известных произведений можно узнать тот или иной архетип или несколько. Сколько мы можем назвать наставников, вестников, дарителей, антигероев и прочих? Очень и очень много.

Если и ваши герои будут обретать признаки одного или нескольких архетипов, то есть их роль станет интуитивно узнаваема, читатель сможет быстрее и с большей вовлечённостью погружаться в ваши захватывающие миры и следить за развитием созданной вами истории.

// По материалам выступления писательницы и филолога Яны Летт в открытом лектории школы писательского мастерства Band.

Если вы хотите не только создавать объёмных и многогранных персонажей, но и овладеть искусством написания запоминающейся истории, приходите к нам в Школу писательского мастерства Band на курс «Как писать прозу. Искусство истории».

Пройдите весь путь от вдохновения до захватывающего и оригинального сюжета, придуманного вами с глубоким пониманием всех процессов.

Ваша Школа Band.