Погружаемся в «Морфологию волшебной сказки»
В статье «Архетипы в литературе» мы разбирали понятие «архетип»: как он работает и чем он может помочь писателю.
Существует множество классификаций архетипов. Сегодня мы поговорим о классификации филолога и фольклориста Владимира Проппа, которую он изложил в своём известном труде «Морфология волшебной сказки».
Там он анализирует множество самых разных волшебных сказок и обнаруживает, что во всех действует один и тот же набор персонажей (архетипов), которые переходят из одной сказки в другую. Пропп также выделяет определённые вехи в развитии сюжета (функции), которые также повторяются в разных сказках.
В статье в качестве примеров мы будем использовать персонажей из трёх известных произведений: «Снежная королева», «Гарри Поттер» и «Капитанская дочка».
Классификация архетипов по Проппу
7 неизменно действующих лиц, выполняющих одну или несколько функций
Герой
Он же протагонист. Главное активное действующее лицо, которое отправляется в путешествие или предпринимает какие-то активные действия для развития сюжета.
В сказке «Снежная королева» это Герда, в «Гарри Поттере» это, естественно, Гарри Поттер, в повести «Капитанская дочка» — Пётр Гринёв.
Отправитель
Отправляет героя в путешествие или заставляет откликнуться на зов судьбы.
«Ты — волшебник», — говорит Хагрид Гарри Поттеру.
Отец Петра Гринёва отправляет сына в армию вместо службы в Петербурге, где он, по его мнению, ничему хорошему не научится.
В «Снежной королеве» отправителем предположительно является река, которая, как думала Герда, несёт её к Каю.
Антагонист
То есть злодей. Тот, кто препятствует действиям героя, мешает ему достичь цели. В объёмных произведениях может быть несколько антагонистов.
В «Снежной королеве» это, собственно, Снежная королева, которая похищает Кая.
В «Гарри Поттере» — понятное дело, Волан-де-Морт.
В «Капитанской дочке» это — Пугачёв, которого многие читатели считают вовсе и не злодеем, а противоречивым и многогранным персонажем.
Даритель
В этом герое заключён сказочный, архетипический мотив дарения. Смысл этого архетипа можно сформулировать так:
«Завоюй симпатию того, кого ты встретишь, — и получи подарок, который поможет тебе в пути».
В «Снежной королеве» почти все, кого встречает Герда, делают ей какие-то подарки: и принцесса, и маленькая разбойница, и лапландка, и финка.
В «Гарри Поттере» Гарри постоянно получает полезные артефакты то от Дамблдора, то от Хагрида, то от кого-то из друзей.
В «Капитанской дочке» объектом дарения выступает заячий тулуп, который Пётр Гринёв дарит Пугачёву и тем самым в дальнейшем спасает себе жизнь.
Царевна
Пропп называет этот архетип царевной, но на самом деле гендер может меняться. Это не обязательно женский персонаж. Это может быть и условный царевич.
Царевна/царевич — это пассивный персонаж, который сам не предпринимает активных действий. Он в беде, поэтому нуждается в спасении.
В «Снежной королеве» это Кай.
В «Гарри Поттере» это Джинни, которую Гарри спасает от Василиска.
В «Капитанской дочке» мы видим пример вариативности этой функции. Сначала царевной, или персонажем в беде, является нежная робкая девушка Маша Миронова, которую защищает герой — Пётр Гринёв. В дальнейшем уже сам Пётр Гринёв становится царевичем, или персонажем в беде, а нежная и робкая Маша предпринимает активные действия, чтобы его спасти.
Герой-помощник
Тот, кто всегда рядом с героем, чтобы помогать ему, направлять его и поддерживать.
В «Снежной королеве» это северный олень.
В «Гарри Поттере» — Гермиона и Рон, которые тоже всегда рядом с Гарри.
В «Капитанской дочке» это Савельич, который всюду сопровождает Петра Гринёва и заботится о нём как о собственном сыне.
Ложный герой
Это тот, кто отчасти повторяет судьбу героя, который, возможно завидует герою и пытается присвоить его судьбу. Может иметь и черты антагониста.
В «Гарри Поттере» это Невилл, который мог быть даже фигурантом пророчества, если бы им не оказался Гарри.
В «Капитанской дочке» это Швабрин, который по формальным признакам похож на Петра Гринёва. Они почти ровесники с примерно одинаковым социальным положением, служат в одной и той же крепости и влюблены в одну и ту же девушку. Но идут совершенно разными путями.
В следующей статье мы рассмотрим классификацию архетипов по Воглеру.
Следите за новостями!
// По материалам выступления писательницы и филолога Яны Летт в открытом лектории школы писательского мастерства Band.
Если вы хотите не только создавать объёмных и многогранных персонажей, но и овладеть искусством написания запоминающейся истории, приходите к нам в Школу писательского мастерства Band на курс «Как писать прозу. Искусство истории».
Пройдите весь путь от вдохновения до захватывающего и оригинального сюжета, придуманного вами с глубоким пониманием всех процессов.
Ваша Школа Band.