Найти в Дзене
Школа писателей Band

Архетипы по Проппу

Оглавление

Погружаемся в «Морфологию волшебной сказки»

Мультипликационный фильм «Снежная королева», СССР, 1957 г.
Мультипликационный фильм «Снежная королева», СССР, 1957 г.

В статье «Архетипы в литературе» мы разбирали понятие «архетип»: как он работает и чем он может помочь писателю.

Существует множество классификаций архетипов. Сегодня мы поговорим о классификации филолога и фольклориста Владимира Проппа, которую он изложил в своём известном труде «Морфология волшебной сказки».

Там он анализирует множество самых разных волшебных сказок и обнаруживает, что во всех действует один и тот же набор персонажей (архетипов), которые переходят из одной сказки в другую. Пропп также выделяет определённые вехи в развитии сюжета (функции), которые также повторяются в разных сказках.

В статье в качестве примеров мы будем использовать персонажей из трёх известных произведений: «Снежная королева», «Гарри Поттер» и «Капитанская дочка».

Классификация архетипов по Проппу

7 неизменно действующих лиц, выполняющих одну или несколько функций

Герой

Он же протагонист. Главное активное действующее лицо, которое отправляется в путешествие или предпринимает какие-то активные действия для развития сюжета.

В сказке «Снежная королева» это Герда, в «Гарри Поттере» это, естественно, Гарри Поттер, в повести «Капитанская дочка» — Пётр Гринёв.

Отправитель

Отправляет героя в путешествие или заставляет откликнуться на зов судьбы.

«Ты — волшебник», — говорит Хагрид Гарри Поттеру.

Отец Петра Гринёва отправляет сына в армию вместо службы в Петербурге, где он, по его мнению, ничему хорошему не научится.

В «Снежной королеве» отправителем предположительно является река, которая, как думала Герда, несёт её к Каю.

Антагонист

То есть злодей. Тот, кто препятствует действиям героя, мешает ему достичь цели. В объёмных произведениях может быть несколько антагонистов.

В «Снежной королеве» это, собственно, Снежная королева, которая похищает Кая.

В «Гарри Поттере» — понятное дело, Волан-де-Морт.

В «Капитанской дочке» это — Пугачёв, которого многие читатели считают вовсе и не злодеем, а противоречивым и многогранным персонажем.

Даритель

В этом герое заключён сказочный, архетипический мотив дарения. Смысл этого архетипа можно сформулировать так:

«Завоюй симпатию того, кого ты встретишь, — и получи подарок, который поможет тебе в пути».

В «Снежной королеве» почти все, кого встречает Герда, делают ей какие-то подарки: и принцесса, и маленькая разбойница, и лапландка, и финка.

В «Гарри Поттере» Гарри постоянно получает полезные артефакты то от Дамблдора, то от Хагрида, то от кого-то из друзей.

В «Капитанской дочке» объектом дарения выступает заячий тулуп, который Пётр Гринёв дарит Пугачёву и тем самым в дальнейшем спасает себе жизнь.

Царевна

Пропп называет этот архетип царевной, но на самом деле гендер может меняться. Это не обязательно женский персонаж. Это может быть и условный царевич.

Царевна/царевич — это пассивный персонаж, который сам не предпринимает активных действий. Он в беде, поэтому нуждается в спасении.

В «Снежной королеве» это Кай.

В «Гарри Поттере» это Джинни, которую Гарри спасает от Василиска.

В «Капитанской дочке» мы видим пример вариативности этой функции. Сначала царевной, или персонажем в беде, является нежная робкая девушка Маша Миронова, которую защищает герой — Пётр Гринёв. В дальнейшем уже сам Пётр Гринёв становится царевичем, или персонажем в беде, а нежная и робкая Маша предпринимает активные действия, чтобы его спасти.

Герой-помощник

Тот, кто всегда рядом с героем, чтобы помогать ему, направлять его и поддерживать.

Герда, северный олень и маленькая разбойница. М/ф «Снежная королева», СССР, 1957 г.
Герда, северный олень и маленькая разбойница. М/ф «Снежная королева», СССР, 1957 г.

В «Снежной королеве» это северный олень.

В «Гарри Поттере» — Гермиона и Рон, которые тоже всегда рядом с Гарри.

В «Капитанской дочке» это Савельич, который всюду сопровождает Петра Гринёва и заботится о нём как о собственном сыне.

Ложный герой

Это тот, кто отчасти повторяет судьбу героя, который, возможно завидует герою и пытается присвоить его судьбу. Может иметь и черты антагониста.

В «Гарри Поттере» это Невилл, который мог быть даже фигурантом пророчества, если бы им не оказался Гарри.

В «Капитанской дочке» это Швабрин, который по формальным признакам похож на Петра Гринёва. Они почти ровесники с примерно одинаковым социальным положением, служат в одной и той же крепости и влюблены в одну и ту же девушку. Но идут совершенно разными путями.

В следующей статье мы рассмотрим классификацию архетипов по Воглеру.

Следите за новостями!

// По материалам выступления писательницы и филолога Яны Летт в открытом лектории школы писательского мастерства Band.

Если вы хотите не только создавать объёмных и многогранных персонажей, но и овладеть искусством написания запоминающейся истории, приходите к нам в Школу писательского мастерства Band на курс «Как писать прозу. Искусство истории».

Пройдите весь путь от вдохновения до захватывающего и оригинального сюжета, придуманного вами с глубоким пониманием всех процессов.

Ваша Школа Band.