В первой половине 50-х годов компания Lancia сделала себе имя, как производитель спортивных и гоночных автомобилей, которые принесли ей победы в таких гонках, как «Милле Милья», «Тарга Флорио» и «Каррера Панамерикана». В конце 1954 года вышел на трек Lancia D50- гоночный болид Формулы-1, который должен был навязать борьбу, непобедимому тогда Mercedes -Benz W196. Но гибель ведущего пилота Альберто Аскари и трудное финансовое положение компании поставило крест на этих амбициях. Все автомобили, запчасти и техническая документация были проданы Феррари и казалось Lancia навсегда покинула гоночную сцену. Но вот, спустя 10 лет, Lancia вернулась ….
Lancia Fulvia Rallye 1.6 HF (1965-1974)
Lancia Fulvia Rallye HF — это то, с чего всё началось в 1965 году. Тогда еще независимая Lancia выводит на рынок лёгкое переднеприводное купе. Благодаря компактному двигателю V4, объёмом 1,3 литра и мощностью 101 л.с. , в сочетании со скромной снаряженной массой и удачной подвеской, сделало его фаворитом среди конкурентов в раллийных гонках. Заводская команда HF Squadra Corse под руководством Чезаре Фьорио, чьё имя жирным шрифтом вписано в историю мирового ралли, выиграла для Lancia все чемпионаты Италии, кроме одного, с 1965 по 1973 год. В 1972 году Fulvia выиграла Международный чемпионат производителей, который стал предшественником первого чемпионата мира по ралли 1973 года. Модификация HFрасшифровывается как High Fidelity (Hi-Fi в аппаратуре), и это аббревиатура будет иметь далеко идущие последствия.
Lancia Stratos HF Stradale (1972-1974)
Lancia Stratos был первым автомобилем, разработанным с нуля для участия в ралли, и положил начало новой эре- омологации специальных автомобилей. Благодаря пронырливости менеджерскому таланту Чезаре Фьорио в этом проекте удалось совместить несовместимое, но всё же самое лучшее, что было в итальянском автоспорте: двигатели Ferrari V6, кузов рисовал Марчелло Гандини- признанный мастер клиновидного дизайна, над шасси поработал выдающийся гоночный инженер и конструктор Джанпаоло Даллара. И весь этот банкет был за счёт концерна Fiat, у которого в лице спортивного подразделения Abarth, были и свои гоночные амбиции. С точки зрения внешнего вида Stratos не был похож ни на один раллийный автомобиль ни до ни после него. Короткий (3,7 метра) пластиковый кузов в виде «зубила» устанавливался на шасси-полумонокок с колёсной базой всего 2180мм. Перед задней осью поперёк устанавливался 2,4 литровый V6 Ferrari в гражданской версии развивающий 190 л.с. Снаряженная масса не превышала 980 кг, что позволяло разгоняться до 230 км/ч. В гоночном варианте моторы форсированы до 265-330л.с.
Stratos был достаточно надёжным, что позволило выиграть чемпионаты 1974, 1975 и 1976 годов подряд. После этого команда Lancia лишилась заводской поддержки Fiat, но продолжала выигрывать гонки с частными командами. Известно о 492 выпущенных Lancia Stratos и теперь аукционная цена на дорожные версии начинается от 100 тыс евро, а на гоночные в разы выше.
Lancia Rally 037 Stradale (1982-1983)
После изменения в правилах FIA для группы B, позволяющие производителям разрабатывать гоночные версии на основе малосерийной модели, выпущенной в количестве не менее 200 автомобилей в год, в Lancia вновь решили создать продвинутый раллийный болид, не оглядываясь на маркетинг. Это был совместный проект двух спортивных подразделений Fiat: Lancia и Abarth, а также конструкторского бюро Dallara и дизайн-студии Pinifarina. Так появился Lancia Rally 037 - последний заднеприводный автомобиль, одержавший победу в Чемпионате мира по ралли (WRC) в 1983 году. (см. фильм Race for Glory: Audi vs. Lancia). За основу центральную часть кузова купе Lancia Beta Montecarlo и, отпилив всё лишнее, на трубчатых подрамниках собрали лёгкое и прочное заднеприводное шасси с полностью независимой подвеской.. Перед задней осью продольно располагался 2-литровый двигатель с наддувом, мощностью 205 л.с. в дорожной версии и до 280-325 л.с. в боевой. Всё это накрывалось кузовом из полиэфира, армированного кевларом и стекловолокном, который можно быстро демонтировать для обслуживания. Дорожная версия 037 Stradale имела звукоизоляцию, велюровый салон, электростеклоподъёмники и отделку из мягкого пластика. Это увеличивало вес до 1170 кг ( на 200кг по сравнению с боевой машиной. Тем не менее разгон до сотни был около 6,0 сек а скорость достигала отметки 225 км/ч. Данные говорят о 207 выпущенных Lancia Rally 037 Stradale, и теперь сохранившиеся экземпляры имеют высокую коллекционную стоимость- порядка 500 тыс. евро и выше.
Lancia Delta S4 Stradale (1984-1985)
К 1984 году все претенденты на высшие места в мировом ралли в основном строились как силуэты с лёгкой пространственной рамой, мощным турбодвигателем, полным приводом, накрытые пластиковым кузовом с аэродинамическими элементами. Имея внушительную оппозицию в лице Audi S1 Quattro или Peugeot 205 T16, конструкторы из Fiat-Lancia- Abarth пошли в масть и к чемпионату 1985 года выкатили полноприводный раллийный болид Lancia Delta S4. Нас интересует гражданский вариант - Lancia Delta S4 Stradale. Он обладал всеми атрибутами «комфорта»: усилителем руля, замшевым салоном, звукоизоляцией и даже кондиционером, бортовым компьютером и стереомагнитолой. Ценник на такую штуку у дилера составлял тогда по курсу к $ около 55 тыс. ( к примеру новенький Porsche 911 Carrera 3.2 Coupe стоил 32 тыс.$). В те времена нашлось только 70 автолюбителей, кто купил такую себе и на этом выпуск был прекращён (при том что должны были сделать 200 штук, хех…).Только теперь любой экземпляр Lancia Delta S4 Stradale предмет коллекционирования и может стоить свыше 700тыс.$ и на это есть веские причины.
Lancia Delta Integrale HF Evo (1987-1989), Evo II (1993-1994)
После того, как безумные машины группы «B» поубивали несколько зрителей и отважных гонщиков, такие турбомонстры были запрещены и гоночные инженеры вернулись к кузовным проектам группы «А» (5000 выпущенных машин). Так в 1987 году на основе серийного хетчбека Lancia Delta HF 4WD появилась усовершенствованная версия Delta HF Integrale 8V, а через два года HF Integrale 16V. 2-литровый двигатель получил 16-клапанную ГБЦ, что повысило мощность до 200л.с., а скорость до 220 км/ч. Подвеску тоже перетрясли, а под 15-дюймовые диски подобрали вентилируемые тормоза c двухпоршневыми суппортами Brembo. Разгон до сотни занимал 5.9 секунд. Следующая модификация, Lancia Delta HF Integrale Evoluzione, появилась в 1991 г и выпускалась один год. Внешние обновления заключались в расширенных колёсных арках, изменённом переднем бампере, регулируемом спойлере на крыше и новых дисках. Мощность увеличилась до 210 л.с., а в список опций вошли сиденья Recaro, кондиционер и руль Momo, всё это в коже и алькантаре. После завершения сезона 1992 года Lancia покинула чемпионат мира по ралли, завоевав титул производителя в шестой раз подряд. Тем не менее спрос был так высок, что покупатели буквально выстраивались в очередь, чтобы заполучить один из самых популярных хот-хетчей на рынке и в 1993 году Lancia решила выпустить последнюю версию: Evoluzione 2. Помимо 16-дюймовых дисков и красной клапанной крышки, модернизация в основном коснулась системы управления двигателя, турбо и установки обязательных катализаторов. При этом немного подросли динамические (5,7с до100км/ч) и мощностные показатели (215л.с.). За последний год производства было выпущено несколько специальных серий: Gialla Ginestra (220 шт), Blu Lagos (215щт), Bianco Perlato (365шт), Edizione Finale (250шт), Dealer Collection (180шт), а также только для членов клуба Lancia: Club Hi-Fi (20шт) и Lancia 18 Club(20шт). Последний Evoluzione 2 покинул завод в ноябре 1994 года под номером #4223. В общей сложности с 1987 по 1994 гг. было построено 44296 ед. Lancia Delta HF 4WD и HF Integrale. Теперь на аукционах за ухоженные варианты Evo2 нужно выложить 50-150 тыс$, а за особо редкие и все 300 тыс$.
Все картинки из интернетов. Всем хороших эмоций и добра!