На исходе 1960-х годов мягкие и плавные изгибы традиционного автомобильного дизайна совершили радикальный поворот в сторону прямых линий и острых углов. В 1968 году Alfa Romeo 33 Carabo, действующий концепт от Bertone, положил начало новому направлению в автомобильном дизайне - rising wedge. Внешний вид был смелым, футуристично-космическим и вначале был воспринят как полёт фантазии итальянского дизайнера Марчелло Гандини.
Но вскоре, более похожие на НЛО, концепт-кары: Ferrari 512S Modulo, Lancia Stratos Zero, Mazda RX500, Nissan 126X, Maserati Boomerang, появились на значимых международных выставках и автошоу.
Теперь уже серийные автопроизводители подхватили тренд, и с начала 1970-х до середины 1980-х годов почти у каждого нового спорткара был нос в виде зубила и выдвижные фары. Такой дизайн очень хорошо вписался в инженерные тенденции тех лет, пришедшие из мира автогонок: центральномоторная компоновка и развитая аэродинамика. Так появились наиболее интересные клиновидные автомобили, классика 70-х годов :
De Tomaso Pantera (1971)
Благодаря технической и финансовой поддержке Ford, Pantera был самым успешным и знаменитым суперкаром Де Томазо. В отличие практически от всех итальянских спортивных автомобилей тех лет, дизайн был разработан американцем Томом Тьярда из ателье Ghia. Помимо внешнего вида машина получила самое современное техническое оснащение: кузов- стальной монокок, полностью независимую подвеску, 5.8-литровый двигатель Ford Cleveland V8, мощностью 330 л.с., 5-ступенчатую механику ZF, вентилируемые дисковые тормоза и конечно все люксовые опции. За такую экзотику американцы смело выкладывали 10000$, хотя Corvette стоил около 4500$, зато Ferrari 365 GTB/4 Daytona начиналась от 19500$. За первый год было продано более 1000 единиц, что круто, несмотря на откровенные косяки первых лет: салон очень тесный, сиденья не удобные, мотор жарил спину, плохой обзор сзади, да и качество сборки не очень. Тем не менее эволюции De Tomaso Pantera производились до 1992 года!
Fiat X1/9 (1972)
Маленький среднемоторный родстер (длинна 383см и вес 880кг), разработанный Марчелло Гандини, пришёл на смену переднемоторному родстеру Fiat 850 Spider. Автомобиль получил острый клиновидный кузов, комплектовался 4-цилиндровым двигателем SOHC с алюминиевой головкой блока от Fiat 128, объёмом 1290 см3 и мощностью 75 л.с. (с 1978 г. объёмом 1499 см3 и 85 л.с. вместе с 5-ступенчатой механикой), оснащался независимой передней (Макферсон) и задней подвеской с дисковыми тормозами на всех колёсах. Автомобиль прожил долгую жизнь на конвейере, доказывая тем самым удачность конструкции и любовь покупателей. Всего в 1972-1989 гг. было построено около 160000 единиц Fiat/ Bertone X1/9, из них порядка 140000 на Fiat и 20000 на Bertone.
Ferrari 365 GT4 Berlinetta (1973)
Ferrari Berlinetta Boxer, созданная дизайнером Фиораванти из Pininfarina, заложила основу фирменного стиля на два десятилетия вперёд. Клиновидный кузов не был классическим Berlinetta (фастбэк-купе), а мотор не являлся оппозитником в чистом виде (другой порядок хода поршней как у V12). Кузова изготавливались на заводе Scaglietti в Модене. Открывающихся панели (дверей, передней крышки и кожуха двигателя), а также днище делались из алюминия, бампера из стеклопластика, все остальное было стальным. Двигатель объёмом 4390 см3 имел те же характеристики, что у 365 GTB/4 Daytona, только был плоским с углом развала цилиндров в 180°. Автомобиль выглядел круто, но имел проблемы с управляемостью на высоких скоростях (сказывалась развесовка 40/60 в пользу задней оси). До 1976 года было выпущено всего 387 таких BB для всех рынков, кроме США.
Ferrari 308 GT4/ Dino 208 GT4 (1973)
Другой клин из Маранелло- Ferrari 308 GT4 (до 1975 года Dino 308 GT4), весьма необычный и спорный автомобиль. Это была единственная серийная модель Ferrari с кузовом от ателье Bertone (Гандини) прямого конкурента Pininfarina, а ещё единственный четырёхместный среднемоторный автомобиль вообще. Полностью алюминиевый 16-клапанный двигатель V8 объёмом 2927 см3 на 255 л.с. устанавливался поперечно (для Италии ставили V8 объёмом 1991 см3 и мощностью 170 л.с. и продавался как Dino 208 GT4), что позволило установить установить ещё 2 маленьких сиденья. В то время это был единственный Ferrari, официально продающийся в США. До 1980 года было построено 2826 экземпляра 308 GT4 и ещё для итальянского рынка 840 шт. 208 GT4.
Lancia Stratos HF (1973)
Автомобиль создавался для раллийных гонок, где впоследствии прославился и стал легендой: 3 титула и 18 побед в WRC. Но для участия в гонках нужно было построить 400 гражданских автомобилей ( по факту произведено 492 включая 50 гоночных). Конструкция Lancia Stratos состояла из стальной трубчатой рамы с задним подрамником на который поперечно по центру устанавливали 2,4 литровый V6 от Ferrari Dino в одном блоке с 5-ступенчатой механической коробкой и дифференциалом. Передняя и задняя часть была съёмная из стеклопластика. Дорожная версия весила около 980 кг, мотор развивал 190 л.с. и продавалась как Lancia Stratos HF Stradale. Комфорт был на уровне монашеской кельи, задний обзор практически отсутствовал, зато машинка была очень шустрая и весело управлялась.
Maserati Khamsin (1973)
Переднемоторная модель класса GT стала первой Maserati, разработанной в сотрудничестве с ателье Bertone, выполненной в форме обоюдоострого клина с максимально заниженной крышей и капотом. Кузов несущий, стальной, двигатель - 4.9-литровый алюминиевый V8, мощностью 320 л.с. Полностью независимая подвеска обеспечивала отличную управляемость и плавность хода, а максимально люксовые опции и дорогая отделка оправдывали высокую цену. За 10 лет производства выпущено 430 Хамсинов.
lamborghini Сountach LP400 (1974)
Один из самых культовых суперкаров, когда-либо созданных - Lamborghini Countach, провёл черту, отделяющую «супер» от всего остального. Сочетание смелых идей Марчелло Гандини и инженерного искусства Джанпаоло Даллары сделала модель самой успешной в истории марки Lamborghini: все 16 лет производства Countach носил титул самого быстрого серийного автомобиля в мире! Все это время Countach обновлялся, мощность к 1990 году выросла с 375 до 455 л.с., объём двигателя с 3,9 до 5,2 литра, вес с 1065 до 1490кг, а цена с 55 до 125 тыс$ тех лет. А всего было построено 2042 экземпляра всех модификаций.
Lotus Esprit S1 (1976)
Первая модификация Lotus Esprit S1 появилась благодаря гоночному конструктору и инженеру Колину Чепмену и основателю студии ItalDesign Джорджетто Джуджаро. Легкий стеклопластиковый кузов клиновидной формы и великолепно настроенное шасси делало автомобиль быстрым и юрким. 2-литровый двигатель из алюминиевого сплава был установлен перед задней осью продольно под углом 45 ° и развивал 160 л.с., что вполне хватало для разгона до сотни за 6,8 секунды.
Aston Martin Lagonda (1976)
Ультра дорогой полноразмерный седан, спроектированный Уильямом Таунсом в остром и широком клиновидном стиле, не имел ничего общего как с более ранней, так и с последующей весьма консервативной продукцией Aston Martin. Вдобавок он был напичкан разного рода электроникой, вроде сенсоров-датчиков и гигантским цифровым дисплеем. Технически Lagonda соответствовал купе Aston Martin V8 с 5,3-литроым мотором и высочайшем уровнем отделки интерьера. Стоило всё это на уровне Роллс-Ройса, электроника часто глючила, пороги ржавели, даже в тех ближневосточных странах, куда отправилось большинство из проданных 538 Лагонд.
Mazda RX-7 (1978)
Хотя японские клиновидные концепты появились в самом начале 70-х, по настоящему первым серийным спортивным купе стала Mazda RX-7. Дизайнер Матасабуро Маэда придал машине низкую клиновидную форму, а компактный роторный двигатель, установленный за передней осью, помог сбалансировать распределение веса, что обеспечило низкий центр тяжести. Такое сочетание помогло RX-7 не только стать хитом продаж в своём сегменте, но и достигнуть весомых результатов в мировом автоспорте. Со временем автомобиль пережил три поколения, выпускался до 2002 года и приобрел статус культового. Всего выпущено 811 634 единиц, большинство из которых были проданы в США.
BMW M1 (E26) (1978)
BMW M1 был создан специально для кольцевых автогонок, а его дорожная версия выпускалась в качестве омологации (необходимо 400 штук). По сути это был итальянский автомобиль: дизайн был разработан Джорджетто Джуджаро (ItalDesign), шасси с трубчатой стальной рамой спроектировано Джанпаоло Далларой, выдающимся гоночным инженером. А вот двигатель был создан в BMW, рядный 6-цилиндровый, объемом 3,5 литра, развивающий в дорожной версии 277 л.с. Итак: шасси и рама были изготовлены моденской фирмой Marchesi, кузов автомобиля вместе с интерьером был выполнен Italdesign на их производственном предприятии, расположенном в Турине. Потом всё это отправлялись в ателье Baur из Штутгарта, где осуществлялась окончательная сборка с навеской двигателя и трансмиссии, прибывшими из Мюнхена. В список опций входили электрические стеклоподъёмники, кондиционер и стерео, а ценник переваливал за 100000 DM (дойч марок). И да, в какую-либо серьёзную гоночную серию M1 так и не попал, а выступал на разогреве перед этапами Формулы-1.
В этой статье нет цели описать все клиновидные автомобили той эпохи, но некоторые тачки обойти нельзя. Они здесь:
Все картинки из интернета, всем добра и максимум автомобильного энтузиазма!
Про автомобильный дизайн 60-х годов здесь: