Найти в Дзене

Как научить детей считать? Лучший способ

Оглавление

Проверено поколениями, но чувствую полетят в меня сейчас тапки.

Я часто сталкиваюсь с тем, что дети ПОСЛЕ начальной школы с трудом считают.

12 + 5 = ?

Ой, сейчас, сейчас...

55 : 5 = ?

"Зависают", безуспешно трут лоб, наконец, просят разрешить считать "в столбик".

Зачем тут "столбик", можете поинтересоваться вы. А дело в том, что для многих "столбик" это такая подпорка их слабым навыкам в арифметике. Они на него опираются.

Почему такой слабый счëт? А есть дети, которые считает быстро и почти без ошибок? Такие тоже есть. И как же их научили этому? Те мои ученики, кто хорошо считает, имеют таких мам и пап, которые с детства с них "не слезали": книжки читали и много говорили, считать научили в пределах десяти и с переходом через десяток ещё до школы. Именно так действовала и моя мама. Но послушайте, скажут некоторые, это школа должна научить считать и читать. Там педагог, который специально учился этому.

Мои дорогие, арифметика это не что-то ужасное и чудовищное, чему учат специально обученные люди, это часть нашей жизни. Просто попробуйте посмотреть на неё иначе.

Я не советую с рождения показывать карточки с цифрами. Упаси боже! Но лет с 4-5 (смотрим на общее развитие) мы учим ребенка считать, также как до этого учили чистить зубы, убирать игрушки и застилать постель.

Считаем ступеньки в подъезде и в сквере, легковые машины и грузовики, бабочек и пчёлок. Вот вы разве ничего не считаете? Сколько детей у вашей соседки? Шесть! Ого. А сколько коллег в отделе болеют? 3 из 6. Половина! В пятом классе есть дети не знают, что такое треть или четверть. А должны бы до школы о таких вещах узнавать от родителей между делом.

Мы считаем то, что нам важно посчитать. Но не все родители приучают детей делать тоже самое. Да и говорить своих детей современные родители особо не учат. Смартфон в руки и ребенок не докучает. А потом спохватываются - ищут логопеда, а в школе рекомендации пройти ПМПК. Бывают дети с реальными проблемами по части здоровья, в задержке развития не виноваты родители, но бывает простая педагогическая запущенность. Встречаю детей, которым не знакомы многие самые обычные слова в подростковом возрасте.

Например, объясняю как решить задачу, даю похожую на закрепление. "Задача решается аналогично", - на всякий случай уточняю я для ученика. "А что такое аналогично?" - переспрашивает он. Ну разве слово "аналогично" редкий научный термин? Как можно дожить до 13 лет и ни разу его не услышать? Я начинаю осторожнее подбирать "термины", разбивать свои предложения на короткие фразы из 3-4 слов и ловлю себя на мысли, что общаюсь со здоровым ребёнком как с отстающим в развитии.

Связь между речевым развитием и математическими навыками неочевидная, но фундаментальная.

Сначала учим говорить. Отдельные слова, маленькие предложения, связанные между собой фразы. Появление фразовой речи - это сигнал вам начитать обучать дитя счёту. Ждите, когда ваш Ванечка сможет вроде такого сказать:

-В садике давали кашу. Я не стал. Она невкусная. А Маша все съела. Она всегда всё ест. Даже кашу и запеканку.

Смотрите, в одном предложении ребёнок говорит слово "каша", в другом заменяет его местоимением "она". Его мозг научился заменять существительные на местоимения. Значение слово "она" понимается из контекста. Говорили про кашу, значит "она" это каша, а в другом предложении "она" это Маша. Если мозг умеет определять, что прячется за словами "она", "он", "они", "его", "её" и так далее в каждой ситуации, то сможет разобраться и с числами.

Ведь задача не в том, чтобы ребёнок смог как попугайчик повторять 1,2,3,4,5 и обратно, а понимал, что в одной ситуации 5 - это пять яблок, в другой 5 - это пять игрушек, в третьей - это 5 друзей, зависит от ситуации. Да и вообще, 5 - это просто 5. Чтобы сложить 5 плюс 2 необязательно всю жизнь загибать пальцы и смотреть, сколько получается. Достаточно обучить мозг делать такие арифметические операции без визуального подкрепления - абстрактно. Но чтобы развить абстрактное мышление надо идти небольшими, но ежедневными шагами. Никому не приходит в голову, что учить бегать должен учитель физкультуры, а до школы пусть ребенок сидит на диване или в песочнице. Постойте, возразят некоторые. Дети сами хотят бегать. Это заложено в них. Во-первых, не во всех. Некоторых надо стимулировать бегать!) Во-вторых, чисто человеческие навыки и способности развиваются только, если взрослые их развивают в своих детях. Дети и зубы чистят не хотят! Значит, не чистить?

Встраиваем арифметику в свою жизнь с ребёнком как что-то простое и важное. Сначала учим просто пересчитывать предметы, потом даём простые задачки. Посчитали машины марки "Ниссан" во дворе, а потом спрашиваем: сколько останется, если одна уедет? Ну и всё в таком духе.

А сколько игр простых и полезных можно придумать самим. А ну-ка нарисуй мне, малыш, дом с десятью этажами и деревом, верхушка которого не доросла до шестого этажа, но обогнала пятый. И семь собак на одном повадке, который держит в руках одна очень сильная девочка.

Я, кстати, не считаю, что яркие настольные игры обязательны для развития навыков счета. Я даже не считаю, что счётные палочки в этом деле нужны. Не надо привязывать числа к конкретным визуальным образам: к палочкам или пальцам. Потом отвыкать придётся. Считайте всё, что можно посчитать и будет вам развитие. Встройте арифметику в вашу с ребенком жизнь как что-то простое, понятное и полезное.

Примеры настольных игр
Примеры настольных игр

-Да кому нужна ваша математика в жизни? - уже кричат некоторые, читая эту статью. -Никак мне она не пригодилась. Ни разу в жизни не встречался с тангенсами и производными! Обошёлся без них!

Успокоитесь! Я прошу вас о малом. Дать шанс вашему ребёнку освоить арифметику. Числа и действия с ними. Или вы ничего не считаете в своей жизни? 16% годовых по вкладу это много или мало? А сколько вы получите через год с такой ставкой, имея 50 тысяч рублей на старте? Банковское приложение за вас посчитает? Посчитает. Но если все перестанут считать самостоятельно, то людей легко будет провести всех разом... И никто не догадается.

Знаю, что некоторые "психологи" пишут, что ребёнок до школы должен только бегать и прыгать на свежем воздухе, а читать и считать должен учиться в школе. Эти "прекрасные" психологи говорят то, что уставшие родители хотят услышать именно сейчас, мол не утруждайте себя, не нужно это.

А знаете что? Я ведь тоже говорю, что утруждать себя не нужно. Просто сделайте арифметику постепенно частью вашей с ребёнком жизни. Она уже часть вашей собственной жизни. Вы же цивилизованные люди. Математика часть нашей культуры. Простая, понятная часть😉