-Я с буквами не понимаю как решать, - пожаловалась ученица. Считает она хорошо. Задачи по действиям решает неплохо. Учится в 6 классе. Но если видит буквы в выражении, формуле или уравнении, то теряется. Не умеет работать с ними. Не умела. Сейчас постепенно исправляем эту ситуацию. И главное учимся решать задачи путём составления уравнения. Недавно я написала о том, как на это делали упор в советской школе. На решение задач с помощью уравнений. С начальной школы. С первого класса. Прежде чем записать уравнение, надо обозначить неизвестную величину буквой х или любой другой...
2 месяца назад
8 марта лучше чем Новый год. Счастливы женщины - счастливы все вокруг🙂
В продолжение публикации о том, как учили математике в советское время и сейчас, я приведу неожиданные для кого-то аргументы в пользу раннего и частого использования уравнений при решении задач. Я напомню, что основная мысль была в том, что мы, родители и бабушки/дедушки современных школьников, сразу кидаемся записывать уравнение, помогая с решением задач детям. А дети смотрят на это круглыми глазами и вертят пальцем у виска. Мол, мы помешанные на уравнениях предки. Если у нас взрослых не получается записать уравнение даже как-то расстраиваемся...
Задачка не очень сложная. Но даже отличники не справляются. Попробуйте решить сами и найти ошибку в рассуждениях моей ученицы. Задача В растворе содержится 40 % соли. Если добавить 120 г соли, то в растворе будет содержаться 70 % соли. Сколько граммов соли было в растворе первоначально? Задача на тему процентов. В прошлой публикации я написала, что в школе сейчас мало внимания уделяется решению задач путём составления уравнений. Мои ученики шестиклассники и тем более те, кто младше, пытаются подобрать действия для решения задачи...
А я поймала себя на мысли, что делаю тоже самое. Нас так учили в постсоветской школе советские учителя. Не знаешь как решать - составь уравнение. И это работает в самых разных задачах. Сейчас приведу примеры. Только это не шаблонное мышление, это как раз самый эффективный приём решения задач. А сейчас к нему прибегают редко, зато такие нечитаемые абстрактные правила пишут в учебниках, что не каждый взрослый справляется с ними. Возьмем тему процентов. 5-6 класс Сначала детям всё понятно. Вводится понятие процента и решается первый тип задач, а именно нахождение процентов от числа...
Я одна помню времена, когда на родительских собраниях учителя открыто ругали и хвалили учеников, называя вслух имена? В моём детстве мама, вернувшись с собрания делилась тем, что сказал учитель про меня и моих одноклассников. Но теперь так нельзя. Об этом я узнала ещё, когда старший сын пошёл в школу. Учитель предупредила, что она не будет оглашать оценки учеников во всеуслышание как в классе, так и на родительском собрании. Это неэтично. Допустим. Но только теперь родительские собрания стали настолько...
Однажды мы обсуждали с коллегой один из слабых классов, который достался мне среди прочих. Я вела у них математику. Коллега этот класс знала лучше и дольше, поэтому мне интересно было сравнить своё впечатление от класса с её оценкой их уровня знаний. И тут как раз мимо шёл один из учеников этого класса. -Ну как он? Справляется? - спросила она меня кивнув головой в его сторону. -Если честно, то нет. Двойка за последнюю контрольную и это при том, что к контрольной готовился с репетитором. Я им давала в качестве домашнего задания демо-версию контрольной работы...
-А сейчас мы напишем программу, которая вычисляет площадь круга по значению радиуса. Это был урок информатики. Ученики 8 класса в количестве 17 человек все как один уныло посмотрели на меня. "Да в чем собственно дело?" - подумала я. "Только же написали вместе программу, которая считает площадь прямоугольника." -Ребят, вам же только формулу поправить и одну переменную убрать. Было две: a и b, теперь одна - радиус. Даю вам пять минут, первый, кто справится получит пятерку. А программа для вычисления...
Эту историю мне ученики рассказали, с которыми я занимаюсь дополнительно. -От нас учительница хочет отказаться, - во вторник поведала мне одна из учениц. -У нас наверное математики больше не будет, - с порога заявил в четверг её одноклассник. Дело было так. Раздала учительница контрольные работы и один ученик оказался недоволен своей оценкой. Пусть его зовут Вася. На самом деле иначе. Вася возмутился своей тройке, ведь ответы у него по его словам правильные. Учительница парировала, что ему и тройки достаточно - он всё списал...
Почему-то многие дети складывают дроби вот так: 1/2 + 1/8 = 2/10 Когда ко мне обращается родитель: "Позанимайтесь, пожалуйста, совсем плохо с дробями", то первое, что я проверяю, это сложение двух дробей. Даже легче пример даю: 1/2 + 1/3. И если ребенок пытается сложить 1 + 1 и 2 + 3, то это означает что само понятие дроби им не усвоено и дальше бессмысленно проверять остальные действия и тем более умение решать задачи на дроби. Приходится возвращаться к наглядным примерам, к понятию доли и дроби...