Найти в Дзене
Большой Сочи

История Лейб-гвардии Казачьего полка: от побед до изгнания

Первоначально Лейб-гвардия Казачьего полка, отмечающего свое 250-летие в этом году, была создана для сопровождения и охраны коронованной особы. Однако вскоре его функции значительно расширились.

При императоре Павле I, который славился своими новаторскими идеями, роль лейб-казаков, изначально носившая в основном церемониальный характер, была пересмотрена: их отправили на войну. Во-первых, для прирожденных бойцов такое ограниченное существование было неестественным. Во-вторых, квалифицированные военные кадры всегда были востребованы в России. Лейб-гвардейцы могли значительно улучшить свои навыки на фронте, ведь охрана императора должна была быть в хорошей форме.

Первая военная попытка
Однако при Павле I состоялась лишь одна попытка включить казачью гвардию в военную экспедицию, и она оказалась неудачной. В 1799 году 60 лейб-казаков вошли в состав корпуса русского генерала Ивана Германа фон Ферзена, который совершил десант в Голландию. Герман был опытным командиром с хорошей репутацией и также известным картографом, имеющим отношение к истории казачества: он участвовал в создании Кавказской укрепленной линии и по приказу Екатерины II составил карту земель Войска Донского.

К сожалению, в Голландии все пошло не так, как планировалось. Связь с союзниками-англичанами была нарушена, многие русские десантники погибли, а генерал Герман вместе со своим штабом попал в плен к французам. Он вернулся в Россию лишь через несколько лет с подорванным здоровьем и вскоре скончался. Итоги голландской экспедиции выглядели особенно печально на фоне триумфального итальянского похода Александра Суворова.

Русские казаки вернулись в Голландию позже, в 1813 году, и успешно вытеснили оттуда французов, хотя это были другие подразделения, а не лейб-казаки. Тем не менее, в Заграничном походе 1813–1814 годов гвардейский казачий полк также принимал участие и проявил себя в Битве народов под Лейпцигом. Если бы только этот успех фигурировал в послужном списке Лейб-гвардии Казачьего полка, его можно было бы считать легендарным подразделением русской армии. К счастью, лейб-казаки проявили себя не только под Лейпцигом.

-2

Начало европейской славы

«Первое военное отличие Лейб-гвардии Казачьего полка было получено в кампании 1805 года, когда полк, под командованием великого князя Константина Павловича, служил в армии Кутузова», – сообщает «Очерк столетней службы полков лейб-гвардии Казачьего и Атаманского» 1875 года.

Эпоха антинаполеоновских войн, охватывающая как локальные, так и глобальные конфликты, стала временем триумфа лейб-казаков. В начале XIX века гвардейцы императорского конвоя активно действовали на различных фронтах Европы, охваченной войной.

Противник был силен и хитроумен, и борьба с ним представляла собой серьезное испытание. Однако лейб-казаки проявили себя с честью, не раз выручая товарищей в критические моменты, когда ситуация казалась безвыходной.

В битве «трех императоров» при Аустерлице в 1805 году, которая обернулась провалом для антинаполеоновской коалиции, лейб-казаки оказали значительную помощь войскам под командованием князя Петра Багратиона и прикрыли отход нашей пехоты и артиллерии, сохранив жизни тысяч бойцов и большое количество вооружения.

В 1807 году, в сражениях при Гуттштадте, Гейльсберге и Фридланде (все – Восточная Пруссия), казаки-гвардейцы заслужили репутацию неутомимых разведчиков и защитников других войск, что принесло им широкую известность в Европе.

Русско-шведская война 1808–1809 годов, завершившаяся присоединением Финляндии к России, стала успешной кампанией для Лейб-гвардии Казачьего полка и его командира генерал-майора Василия Орлова-Денисова. Взятие казаками Гельсингфорса (Хельсинки) стало ярким моментом этой войны и важной страницей в истории полка.

Тем не менее, период с 1805 до 1812 года был крайне сложным. Все народы, включая русских, только начинали учиться противостоять Наполеону и его «сборной Европе по прикладному военному многоборью». Теперь мы знаем, что победы нашего оружия были не за горами, а лейб-казаки вскоре станут символом воинской доблести на международной арене. Однако в начале Отечественной войны 1812 года нашим предкам приходилось полагаться лишь на Господа и силу русского оружия.

«В сражениях под Витебском, Смоленском, Валутиной горой, Бородиным, Тарушиным, Малоярославцем, Можайском, Вязьмой, Красным и во многих других – пики и сабли лейб-казаков всегда проявляли себя с одинаковым успехом», – отмечалось в «Очерке столетней службы полков лейб-гвардии Казачьего и Атаманского».

Прикрытие отступающей армии – задача важная, хотя и тяжелая. Гораздо почетнее находиться впереди наступающих войск. Такой момент настал, когда Наполеон, полгода безобразничая в России, решил отступить.

Пришло время менять тактику: «При наступлении русской армии лейб-казаки находились в головных колоннах авангарда». Они гнали врага вплоть до Парижа, где окончательно нанесли удар по амбициям французского императора.

300 донских и 100 черноморских казаков заставили 10-тысячную группировку Бонапарта паниковать и бежать. Самозванный французский император был вне себя от ярости и разочарования.

-3

Подвиг лейб-казаков в Битве народов был воспет многими поэтами, как известными, так и самодеятельными, и вошел в эпос. Например, в «Учебнике для молодых лейб-казаков» 1898 года можно найти описание эпизода из битвы под Лейпцигом, представленное в виде старинной казачьей песни:

«Не успел Он, Александр-царь, слова вымолвить –
Как с востока показалась туча пыльная,
А в той туче светят копьями казаченьки:
Приклонили конями дротики на левое ушко,
Загикали, закричали – на удар пошли!».

Заканчивается песня такими строками:

«Приезжает после эдакой победушки
Александр-царь в свои полки казачьи
И приветствует всех ласково и радостно!».

Этот былинный слог отражает императорскую радость. Казачьи пики и шашки не только спасли Александра I от смерти или позора плена, но и возвели его на вершину всемирной славы. Теперь трудно понять, что из этого было важнее для русского самодержца.

Эхо Зарубежного похода

Позже император Николай I, в память о беспрецедентном подвиге в Лейпциге, повелел лейб-казакам отмечать свой полковой праздник в день «Битвы народов», 4 (16) октября.

Казачья лейб-гвардия вернулась из Европы с известностью. Они одержали победу над Наполеоном, принудив французов и их союзников к миру, и помогли государю изменить карту континента. Когда русский император Александр I Благословенный въезжал в покоренный Париж, его сопровождал почетный казачий конвой во главе с кавалером многих орденов графом Орловым-Денисовым.

Русские казаки стали частью историй и легенд европейских городов. В некоторых случаях между словами «казак» и «русский» ставился знак равенства. Стиль казачьей жизни стал заметным элементом европейской моды и быта, даже если мысли казаков были слишком сложны для европейцев.

Дома лейб-казаков ждали заслуженные почет и уважение. Времена тогда были не такими быстрыми, как сейчас, и многие дела решались неспешно. Но если награда была заслужена, ее вручали рано или поздно.

Так, только через пять лет после того, как Наполеон покинул Россию, и три года после успешного завершения Зарубежного похода, в марте 1817 года Лейб-казачьему полку были вручены георгиевские штандарты:

— За отличие при изгнании неприятеля из пределов России в 1812 году.
— За подвиг, проявленный в сражении при Лейпциге 4 октября 1813 года.

Высочайшая грамота на эти штандарты была вручена полку в марте 1826 года.

-4

Разгромленные турки, усмиренные поляки и изгнание

Вернувшись из Европы, лейб-казаки на протяжении почти полутора десятков лет сосредоточились на внутренней службе, вплоть до 1828 года. С 1826 года полк состоял из шести донских эскадронов (плюс один черноморский). Однако в мирное время три эскадрона находились в Санкт-Петербурге при императоре, а остальные три несли службу на Дону.

Этот мирный период оказался недолгим. В 1828 году лейб-казаки вновь сели на коней и отправились воевать с турками. Два эскадрона вошли в состав русского осадного корпуса под Варной, а в Санкт-Петербург гвардейцы вернулись только в 1830 году.

Следующая встреча с турками произошла в 1877 году. Как уже упоминалось на нашем портале, отправка в этот поход была связана с легендой о том, как император Александр II даровал подразделению полковую марше, известную ныне как «марш Мендельсона». В этой кампании казаки также выполняли задачи по охране главнокомандующего русской армии великого князя Николая Николаевича.

Лейб-гвардия Казачьего полка неоднократно действовала на польском направлении, где царила напряженная обстановка – Царство Польское было склонно к заговорам и мятежам. В 1831 году лейб-казаки были разделены на части для усиления других подразделений экспедиционного корпуса. Под Варшавой полк вновь собрался вместе, чтобы войти в город, который был успокоен русскими войсками.

Успешные действия лейб-казаков в польских событиях и их безупречная служба привели к тому, что император Николай I весной 1832 года объявил себя шефом Лейб-гвардии Казачьего полка. В ближайшее время наш портал расскажет о особом отношении Николая I к казакам и, в частности, к гвардейцам.

В 1848 году лейб-казаки вновь отправились в Варшаву. Верная своим союзническим обязательствам, Российская империя восстанавливала порядок в мятежных землях Австро-Венгрии. Для предотвращения нового бунта со стороны польских смутьянов к ним были направлены гвардейцы из царского конвоя.

В 1863 году снова вспыхнули польские волнения. Лейб-казаки базировались в Вильно (современный Вильнюс) и преследовали разрозненные группы бунтовщиков в окрестных лесах.

По сути, последней военной кампанией Лейб-гвардии Казачьего полка стала Первая мировая война. События, последовавшие за ней (революции 1917 года и Гражданская война), стали серьезным ударом для подразделения. Вся страна переживала трудные времена, но специфика казачьего подразделения делала его существование особенно драматичным. Фактический роспуск лейб-казаков в 1918 году и попытка возобновить проект в составе белой армии стали предпоследней страницей в истории полка.

Последней страницей стала эмиграция, полная невероятных лишений и скитаний по Европе. Тем не менее, выжившие лейб-казаки смогли сохранить атрибутику своего подразделения, полковые трофеи и уникальные артефакты минувшей эпохи. В настоящее время все это находится вдали от России, в музее Лейб-гвардии Его Величества полка в одном из пригородов Парижа.