Найти в Дзене
Сириус.Курсы

Декан ФКН НИУ ВШЭ Иван Аржанцев: «Мы умеем работать с пилотами Формулы-1»

Оглавление

Уважаемые знатоки! Внимание, вопрос. На какой факультет прошлым летом поступило больше всего победителей и призёров Всероссийской олимпиады школьников?

Господин ведущий, досрочный ответ! Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ!

Встретились с деканом ФКН Иваном Владимировичем Аржанцевым, чтобы выяснить, почему олимпиадники так любят этот факультет, что нужно знать для успешной учёбы в Вышке и как найти плюсы в быстром течении времени.

Идеальная аудитория

— Вы регулярно приезжаете в «Сириус», выступаете перед школьниками. В чём ваша мотивация к участию?

Это замечательная возможность пообщаться с сильными школьниками из самых разных регионов, от Калининграда до Дальнего Востока. На сменах в «Сириусе» всегда собираются мотивированные и хорошо подготовленные ребята.

В этом году я читал лекцию о криптографии — науке о конфиденциальной передаче информации. Подробно рассказал о появлении в 1976 году криптографической системы с открытым ключом, которая опирается на сугубо математические принципы. Представьте, что мы общаемся в большом чате, никто никому ничего приватно не сообщает, секретные шифры не передаёт, все говорят со всеми. И в процессе обсуждения я могу сообщить нужную информацию только вам, и никто другой эту информацию не узнает. Вот это чудо и называется криптографией с открытым ключом.

-2

— Какая аудитория кажется вам идеальной как лектору?

Смотря для каких целей. Если стоит задача рассказать о чём-то общем (о той же криптографии), то подойдёт и большая аудитория на 100–150 человек. Да, соберутся ребята разного возраста, с разным уровнем подготовки, где-то будет шумно, кто-то начнёт задавать много вопросов. Но я уже довольно опытный лектор, справлюсь.

А если стоит задача научить слушателей чему-то конкретному — например освоить новый алгоритм, то в идеале хорошо бы иметь в аудитории не больше 30 человек. Иначе может не получиться.

— А студенческая группа, состоящая из одних только победителей ВсОШ, — идеальная?

Сплошь олимпиадники — это не всегда хорошо. У них сильная подготовка, но они заточены на решение задач на время: где-то эти навыки полезны, где-то — нет. Недаром в сообществе ведущих университетов давно обсуждается, что было бы ценно найти альтернативный способ отбора талантливых абитуриентов, кроме успешного выступления на олимпиадах.

-3

— Что это может быть за способ?

Пока прорывных предложений нет. Есть идея выделять школьников, пытающихся писать полноценные научные работы. Но такие примеры редки, это всё же исключительные случаи. На ФКН решили эту дилемму по-своему: мы уже три года проводим конкурс научных работ и проектов среди одиннадцатиклассников. Предлагаем победителям два места на любых программах бакалавриата: формально места коммерческие, но факультет предоставляет стопроцентную скидку на весь период обучения. При этом сделать приём по такой схеме массовым мы не можем.

Пилоты и карьерный лифт

— Все говорят, что от олимпиад много пользы. А есть ли от них вред?

Думаю, ребят может немного расслабить успех на олимпиаде. Победа или призовое место на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников даёт возможность поступить в вуз по профилю олимпиады без экзаменов в течение четырёх лет. Поэтому, если студент показал себя на олимпиаде в 11-м классе, он не боится отчисления — у него всегда есть возможность перепоступить.

Наш факультет любит олимпиадников. Летом 2024 года к нам поступило 117 победителей и призёров заключительного этапа ВсОШ, в основном по информатике и математике. Мы умеем работать с такими ребятами: на программе «Прикладная математика и информатика» с момента создания факультета есть пилотный поток, туда приходят абитуриенты с высоким уровнем подготовки. Как известно, спецназ может подготовить только спецназ, поэтому преподаватели на пилотном потоке тоже имеют успешный олимпиадный опыт.

Компании относятся к олимпиадникам по-разному. Например, в «Яндексе» для их роста и развития созданы все условия: бизнес ценит умение думать нестандартно. В каких-то компаниях боятся, что олимпиадники разрушат корпоративную культуру. Там говорят примерно так: если у нас транспортная компания, то нам скорее пригодятся водители автобусов, чем пилоты Формулы-1. Получается, на нашем факультете учится много будущих гонщиков.

-4

— Какая мотивация к участию в олимпиадах видится вам правильной?

В первую очередь должен быть искренний интерес к науке. Участие в олимпиадах — это один из способов увлечь школьников решением задач из соответствующей области знаний, показать им содержание и красоту исследовательской работы. С течением времени олимпиады всё больше формализовывались, формат проведения закреплялся, задачи разбивались на типы, чтобы их было легче придумывать и чтобы было легче тренироваться их решать. Нестандартные, по-настоящему оригинальные задачи становятся редкостью, составить такое задание всё сложнее. Но важно, чтобы олимпиады сохраняли исходный дух романтики и увлечённости как на уровне организаторов, так и на уровне участников.

Молодым людям свойственно соревноваться, и олимпиады предоставляют отличную возможность сделать это на объективных основаниях. Приятно знать, что ты решаешь задачи, скажем, по химии лучше всех ребят в своём регионе, — если несколько раз победить на олимпиаде, это серьёзное тому подтверждение.

Также отмечу желание сесть в карьерный лифт. Даже если школьник живёт в небольшом городе или деревне, победа на олимпиаде даст ему возможность поступить в престижный вуз и успешно трудоустроиться в дальнейшем. Ко всему прочему он приобретёт полезные знания.

Я до 6-го класса интересовался астрономией, причём не столько смотрел на звёздное небо, сколько записывал в тетрадку разные созвездия. А потом достаточно случайно попал на городскую олимпиаду по математике и занял второе место. И понеслось... Когда я готовился к олимпиадам, то изучал комбинаторику, теорию множеств, стереометрию. У меня был хороший задел для будущей научной работы.

-5

Также можно выделить желание порадовать родителей, чтобы они пришли на работу и рассказали об успехах сына или дочери. Помню, как я первый раз пессимистично оценил свои шансы на республиканской олимпиаде по математике. Сразу после написания туров позвонил маме и сказал, что всё плохо. А в последний день организаторы объявили результаты, выяснилось, что я вошёл в тройку лидеров и получил диплом первой степени. Сразу после этого нас посадили на поезд и повезли домой. Мобильных средств связи во второй половине 80-х не было, и сообщить об успехе родным не получилось. Грустная мама встретила меня на вокзале и начала утешать, а я ей в ответ: «Я в числе победителей!» Сообщать эту новость было, конечно, очень приятно. Теперь и мои дети радуют своими победами, и это тоже мотивация.

Последний приказ Гайдара

— Вы возглавляете ФКН с момента основания в марте 2014 года. Тогда у вас были только две бакалаврские и две магистерские программы. Что собой представляет факультет сейчас?

Рискну сказать, что это самый сильный IT-факультет в России. В качестве аргументов приведу конкретные показатели. Последние пять лет мы показываем лучший результат среди российских вузов по числу поступивших всеросников. Способные ребята, которые могут попасть без экзаменов в любой университет, идут туда, где им будет хорошо. Мы больше 10 лет ведём системную работу в этом направлении.

Отмечу и научные показатели: в последние годы у нас рекордное в России число статей, принятых на конференции по компьютерным наукам уровня А*. Это несколько десятков самых престижных мероприятий, попасть туда очень трудно. Среди авторов таких публикаций есть аспиранты и даже студенты, ребята потом гордятся этими работами многие годы.

Наконец, третий и самый впечатляющий результат. Весной 2024 года прошли финалы чемпионата мира по спортивному программированию ICPC за 2022 и 2023 годы. Там участвовали команды практически из всех ведущих университетов мира — от Массачусетского технологического института и Оксфорда до Пекинского университета. В первом финале студенты ФКН получили золотые медали и стали третьими в командном зачёте. А во втором финале наша команда стала абсолютным победителем. Это замечательное достижение, факультет шёл к нему все эти годы.

-6

— Компьютерные науки очень разные. Какие их основные виды вы бы выделили?

Сейчас к словосочетанию «компьютерные науки» все уже привыкли, но ещё 10 лет назад эта калька с английского термина Computer Science звучала немного чужеродно. Поэтому мы даже обсуждали идею назвать ФКН факультетом теоретической и прикладной информатики — слова для нас более понятные, информатику изучают в российских школах. Но всё-таки решили остановиться на принятом в мире словосочетании.

Компьютерные науки — это весьма разные направления, которые граничат со множеством других областей. Какие-то близки к фундаментальной математике, другие — к естествознанию, к социальным и гуманитарным наукам. Все они очень интересные и актуальные.

Полезно задуматься, когда появились компьютерные науки. Логично, что как будто бы не раньше, чем сами компьютеры. На самом деле раньше, потому что идея создания компьютера витала в воздухе начиная с самых древних времён. Люди издавна пытались придумать универсальное вычислительное устройство, которое смогло бы посчитать то, что нам посчитать не под силу. Параллельно занимались алгоритмизацией многих задач, поскольку понимали, что такое устройство сможет работать только с формализованными алгоритмами. Ещё одна важная часть компьютерных наук — помощники. Сейчас мы понимаем под ними голосовых ассистентов или роботов-доставщиков. Но в разные века умельцы создавали интереснейшие механические устройства, эдакую экзотику для аристократии, которая по-своему творила чудеса. А для того чтобы такой помощник заработал, также была нужна алгоритмизация. Это большая и интересная тема, на факультете ей занимаются несколько человек, включая профессора Валерия Шилова и нашего молодого специалиста Антона Басова. Я рекомендую найти в интернете их лекции по истории компьютерных наук.

Если называть конкретные области, то сейчас у всех на слуху искусственный интеллект. Это обширная сфера, которая выросла из анализа данных и основана на методах машинного обучения. Здесь активно развиваются такие направления, как компьютерное зрение, виртуальная и дополненная реальность, анализ естественного языка и большие языковые модели. Но есть и другие востребованные разделы компьютерных наук: теоретическая информатика и теория алгоритмов, защита информации и компьютерная безопасность, биоинформатика. Отдельный большой блок — это теория языков программирования, программная инженерия и системное программирование, разработка операционных систем и верификация программ, облачные технологии и мобильная разработка.

-7

— Сложно ли учиться в Вышке и почему?

При ответе на этот вопрос важно вспомнить девиз Высшей школы экономики: «Не для школы, а для жизни мы учимся». Преподаватели относятся к студентам как к взрослым людям и ожидают, что те будут ответственно выполнять учебный план. Большой акцент в Вышке делается на самостоятельную работу, решение объёмных и продуманных домашних заданий. Студент должен так распределить своё время, чтобы полноценно освоить новый материал, а не вспомнить об этом в последний момент. Я бы сказал, что относиться к учёбе ответственно и заблаговременно всё планировать — залог успеха обучения в НИУ ВШЭ.

— Многие говорят, что учёба в Вышке не похожа ни на что другое. Например, учебный год поделён на четыре модуля, в конце каждого — сессия. Студенты могут оценивать работу преподавателей. Как такие различия стали возможными?

Вышке 32 года, она была открыта в ноябре 1992-го. Любят шутить, что это был последний приказ, подписанный председателем Правительства РФ Егором Гайдаром. Отцы-основатели с самого начала задумывали уникальный для российской действительности университет, который живёт по разумным и заранее известным правилам, в них несложно разобраться. Желание жить по правилам приводит к определённой бюрократизации, но пользы от этого в разы больше. Я не представляю, как работают деканы в других университетах, где им приходится решать некоторые вопросы, руководствуясь не правилами, а исходя из собственного представления о прекрасном.

Вы упомянули четыре сессии в году — они позволяют держать студентов в тонусе. В других вузах ребята что-то проходят, потом забывают, а перед экзаменом повторяют сначала. Экзамены в Вышке сдают чаще, и к ним не предполагается усиленно готовиться. Они тестируют остаточные знания: то, что будет у студентов в голове через пять, а то и двадцать лет. На экзамене ребята просто рассказывают, что знают по теме, не заучивая материал в ночь перед экзаменом.

В Вышке действует абсолютно замечательная система учебных ассистентов. На каждом курсе в каждой группе работают студенты на год-два старше. Ранее они уже успешно сдали этот экзамен. Они не проводят занятия и не читают лекций, но консультируют ребят, помогают в разработке и проверке контрольных заданий. Это сильно разгружает преподавателя. Польза для самих учебных ассистентов заключается в том, что они проходят курс повторно и, как правило, после этого понимают его намного лучше.

-8

— Какие ещё достоинства Вышки вы можете выделить?

Во-первых, Вышка любит и умеет работать с ведущими компаниями. Специалисты со стороны бизнеса активно преподают и вовлекают студентов в свои проекты, стажировки, практики. На факультете компьютерных наук по-другому просто никак.

Во-вторых, нас часто сравнивают с другими вузами технической направленности. Но НИУ ВШЭ по-настоящему многопрофильный университет: у нас открыто множество направлений, нет только медицины и ресторанного дела. Иногороднему студенту, поступившему в Вышку, предоставляется общежитие, и его расселяют случайным образом в двух- или трёхкомнатные квартиры. Его соседями будут ребята с совершенно разных факультетов. То есть вместе со студентом ФКН может жить дизайнер, философ, физик, менеджер, и с самых первых дней обучения он получает полезные контакты не только среди сокурсников (на один только первый курс бакалавриата ФКН в этом году поступило 1250 человек), но и среди ребят других специальностей.

Чувство времени

— Можно ли заниматься научными исследованиями, если ты студент ФКН?

Когда факультет только создавался, мы ориентировались на то, что где-то 10–15% наших выпускников пойдёт в науку. Так и происходит. Ребята защищают дипломы и диссертации, а дальше попадают в университеты, научные центры или идут работать в исследовательские подразделения компаний, например в Yandex Research, который открыл у нас на факультете лабораторию. Уже в студенческие годы можно и нужно заниматься передовыми исследованиями в области компьютерных наук.

Сейчас в Вышке действует единый трек обучения «магистратура — аспирантура». Студент, поступив в магистратуру, понимает, что ориентируется на научную карьеру, и берёт индивидуальный учебный план. Он обязуется за время обучения публиковать статьи, за это ему будет выплачиваться дополнительная стипендия.

Чтобы вовлечь студентов в научную деятельность с первых лет обучения, наш факультет с 2024 года реализует трек «ИИ 360: Инженерия искусственного интеллекта» на бакалаврской программе «Прикладная математика и информатика». Это совместный проект с ведущими техническими вузами: ИТМО, МФТИ и Университетом Иннополис, его поддерживают «Яндекс» и Сбер. В рамках трека 30 студентов изучают дополнительные курсы по математике, технологиям и методам искусственного интеллекта, а также с первого года ведут исследовательскую работу с индивидуальными научными руководителями.

Параллельно на ФКН появилась исследовательская программа для 15 студентов первого и второго курса всех программ бакалавриата. В каждом семестре они изучают минимум одну дополнительную дисциплину. Мы надеемся, что за несколько лет ребята получат научные результаты, которые могут быть опубликованы в высокорейтинговых журналах или представлены на конференциях уровня А или А*.

В НИУ ВШЭ есть ещё одна замечательная опция. Можно устроиться стажёром-исследователем в одну из наших 18 научных лабораторий, участвовать в исследованиях и помогать реализовывать грантовые проекты. Так студент сможет узнать науку во всех ипостасях и довольно быстро понять, хочет он быть учёным или нет.

-9

— Если бы вам снова было 17 лет, какие варианты вы бы рассматривали для поступления как математик и почему?

Ещё в школе важно понять, что математика бывает разной. Если абитуриент хочет заниматься такими областями, как алгебра, геометрия, топология, анализ, и приложения для него не играют принципиальную роль, можно идти на факультет математики НИУ ВШЭ или поступить в мою alma mater, на мехмат МГУ. В случае если школьник хочет стать профессиональным математиком, но интересны скорее дискретная математика, математическая логика или теория вероятностей и математическая статистика, то можно подумать о поступлении на ФКН. Ну а если хочется изучать анализ данных, машинное обучение, программную инженерию, системное программирование, биоинформатику, финансовые технологии и видеть результаты своего труда в виде программного решения, готового продукта, то, считаю, выбор однозначен — только к нам на факультет.

— В одном интервью пару лет назад вы сказали: «Ощущение, что время уходит, было у меня с юности, я и сейчас это остро чувствую». Вы с этим смирились?

Нет, это ощущение меня не оставляет. Но любая проблема может стать стимулом. Пусть время и уходит, но это становится толчком для более продуктивной работы. Например, будучи деканом большого факультета, опубликовать за год пять статей по математике в хороших журналах непросто. Когда появляется немного свободного времени, достаю ноутбук или ручку с блокнотом и стараюсь думать и записывать.

Это мой ответ уходящему времени: делать максимум возможного. Весной меня пригласили с докладом на престижную международную конференцию в Швейцарии, посвящённую юбилею выдающегося специалиста в нашей области — профессора Ханспетера Крафта. Я рассказывал о результатах последних лет и в процессе подготовки к докладу осознал, что сделано немало. А если бы я меньше чувствовал время, боюсь, рассказывать было бы не о чем.

С пользой провести быстро летящее время можно и на Сириус.Курсах. В онлайн-школе открыты 50 курсов по семи направлениям, включая математику, программирование и искусственный интеллект. Погружайтесь в любимый предмет, готовьтесь к олимпиадам и поступайте в вуз мечты вместе с нами!