Найти в Дзене

Прогулка от Площади Искусств до Мойки через три музея: Часть 2

Оглавление

Проходной двор с Малой на Большую Конюшенную, одна из лучших школ в истории Петербурга, дельфины и пегасы ждут нас на этом пути. Спустимся в катакомбы, поднимемся на колокольню, зайдем в несколько парадных. Также расскажу про рейдерский захват в известной типографии.

Напомню, что это продолжение прогулки от Площади Искусств до Мойки через три музея. Начало здесь:

Итак, мы остановились с вами у дома №7 по Малой Конюшенной улице.

Заходим в его арку — ворота чаще всего открыты. Перед нами — лютеранская церковь святых Петра и Павла.

Петрикирхе и Петришуле

Вот так за 5 минут из шведского мы переместились в немецкий уголок. Вообще, в пространстве между Большой и Малой Конюшенной улицами целых 4 лютеранских храма. Петрикирхе — первый по всем параметрам.

Петрикирхе
Петрикирхе

Сравните с рисунком Федора Клагеса 1840 года:

-3

Прообраз заложен еще в 1728 году. Видимое же нами здание — проект Александра Брюллова, родного брата Карла. 1838 год.

Мне больше нравится вечером:

Петрикирхе
Петрикирхе

Скульптуры святых апостолов сейчас на реставрации, покажу старое фото.

-5

Теперь сложно представить, но до 1993 года в Петрикирхе был бассейн с трибунами на 800 мест.

-6

Его чаша так и осталась — под новым полом, который расположен на 4 метра выше прежнего. Говорят, из-за этого нарушилась уникальная акустика Петрикирхе — приходится использовать микрофоны.

Впрочем, неискушенный слушатель как я этого не заметит. Были здесь на органном концерте — незабываемо. К слову, орган — в полном смысле орган, не электро-миниатюра. Willi Peter, самый большой в Петербурге.

-7

А еще в Петрикирхе можно спуститься под землю — в катакомбы, где выставлены картины и расписаны стены.

-8
-9

И наоборот, подняться над бренным миром — на колокольню.

-10
-11
-12

источник

Все это — в рамках экскурсии, что проводят служители храма.

Спускаемся с небес на землю. Слева и справа от Петрикирхе — два «крыла». Бывшие конюшни:

-13

А за ней — легендарная Петришуле.

Петришуле
Петришуле

Нынешняя школа №222 с углубленным изучением немецкого языка, бывшее училище святого Петра, основана еще в 1760 году. Изначально здание по проекту архитектора Гофмана было двухэтажным. 100 лет спустя появился портик из шести колонн и здание выросло.

-15

Кто только здесь не учился!

  • Архитекторы Николай и Юлий Бенуа, Карл Иванович Росси, Василий Шауб, Константин Тон, Виктор Шретер, Максимилиан Месмахер, братья Шарлемань — кажется, что весь цвет петербургской архитектуры, мастера всех стилей и направлений;
  • Педагог Карл Май;
  • Композитор Модест Мусоргский;
  • Литераторы Даниил Хармс, Юрий Лотман;
  • Ученый и врач Петр Лесгафт;
  • Актеры Михаил Козаков и Лидия Федосеева-Шукшина.

Список можно продолжать долго... До сих пор — одна из лучших школ Петербурга.

Через арку соседнего дома:

-16

Выходим на Большую Конюшенную.

Большая Конюшенная улица
Большая Конюшенная улица

Прямо перед нами — бывшая гостиница «Демут». Затем — доходный дом фон Дервиза с легендарным рестораном «Медведь», который сразу был избран для встреч столичной богемой вкупе с буржуа.

-18

Артисты и литераторы, фабриканты и банкиры считали престижным делом здесь отобедать. Торжественный вечер в честь ведущей актрисы конца XIX века Марии Гавриловны Савиной собрал более 1 000 гостей.

Внутри — один из первых электрических лифтов в городе, атриум с зимним садом.

-19

В 1934 году ресторан переоборудовали по театр эстрады, носящий сейчас имя Аркадия Райкина.

История этого места больше, чем то, что мы видим на Большой Конюшенной. Еще с 1770-х годов огромный участок вплоть до набережной Мойки принадлежал французскому виноторговцу Филиппу-Жакобу Демуту. Гостиница, трактир и другие строения.

Дворовые флигели с номерами были ближе к улице. И это первый адрес Александра Сергеевича Пушкина. Здесь он остановился с дядей летом 1811 года, приехав в столицу для поступления в Царскосельский лицей.

Набережная Мойки, 40
Набережная Мойки, 40

Много лет спустя поэт написал здесь «Евгения Онегина» и «Полтаву». Оба корпуса, и со стороны Мойки, и со стороны Большой Конюшенной обрели знакомый нам облик после смерти поэта, но место хранит «дела давно минувших дней, предания старины глубокой».

Справа от Театра Эстрады — французская реформатская церковь в прошлом, известная теперь больше благодаря Пышечной. Той самой.

Большая Конюшенная, 25
Большая Конюшенная, 25

За ней начинается комплекс ДЛТ.

-22

Но перед этим обратим внимание на правую сторону улицы. Здесь еще один лютеранский храм, на сей раз действующий. Финская церковь святой Марии, которую, к слову, перестраивал в 1870-е годы знакомый нам швед Карл Андерсон.

​Большая Конюшенная, 8а
​Большая Конюшенная, 8а

Если провести отсюда прямую линию в сторону Малой Конюшенной, то через 40 метров — владения шведов. Ровно по одной оси — два храма, между ними — корпуса жилых домов, принадлежавшим этим общинам. Такой вот уголок Скандинавии.

Итак, обещанный ДЛТ.

Дом ленинградской торговли

Изначально — торговый дом Гвардейского экономического общества. Большой зал проектировал маститый архитектор Эрнест Виррих (при участии «отцов» соборной мечети Николая Васильева и Стефана Кричинского). Малый зал — менее известный инженер Иван Балбашевский.

-24

Главный вход (также 1910 год):

-25

Сравниваем с тем, что есть сейчас.

Вид с перекрестка Большой Конюшенной и Волынского переулка:

ДЛТ
ДЛТ

Главный вход:

ДЛТ
ДЛТ

Фронтон:

ДЛТ
ДЛТ

Башня:

ДЛТ
ДЛТ

Большой зал:

ДЛТ
ДЛТ
ДЛТ
ДЛТ

С первых дней торговый дом привлекал тысячи покупателей благодаря политике фиксированных цен, часто ниже средних по городу. Сейчас все наоборот)

С 1935 года универмаг носит имя Дома ленинградской торговли. Интересно, что когда встал вопрос о новом названии, был вариант «Ленинградский дом торговли», но соответствующие органы узрели в этой аббревиатуре указание на Льва Давидовича Троцкого. В итоге — ДЛТ.

1953 год
1953 год

На Большую Конюшенную выходит Волынский переулок. Слева — ДЛТ, а справа — дом Мельцеров.

-33

Дом Мельцеров

Проект старого знакомого — Федора Ивановича Лидваля, 1905 год. На развилке Большой Конюшенной с обеих сторон с недавних пор — пегасы. Вот один из них на фоне дома:

Большая Конюшенная, 19
Большая Конюшенная, 19

Во дворе:

-35

В парадной:

-36

Крылатые львы:

-37

Мраморная лестница:

-38

На последнем этаже:

-39

Присмотрелся к декору фасада со стороны Большой Конюшенной, и, о чудо: дельфины!

-40

Нашел фото начала XX века. Судя по всему, еще до строительства ДЛТ. Практически весь проезд по Волынскому переулку занимает некое здание, вскоре снесенное. А на доме Мельцеров — вывеска конторы «Кодак».

-41

Справа — еще один шедевр северного модерна, доходный дом Сахара.

Большая Конюшенная, 17
Большая Конюшенная, 17

Дом Сахара

Во многих справочниках значится как дом Корсаковых. Но это предыдущие владельцы. Видимый нами облик — заслуга мастера модерна Михаила Андреевича Сонгайло, перестроившего дом для нотариуса Якова Сахара в 1911 году.

Дом Сахара
Дом Сахара

Кого тут только нет. На эркере:

-44

Слева от него:

-45

Зайдем во двор:

-46

Конфигурация сумасшедшая. Обратите внимание, что дворовые фасады тоже с декором:

-47

В парадной:

-48

источник

Вопрос знатокам: антураж какой парадной не менее известного дома это вам напоминает? Подсказка: недалеко от Новой Голландии.

Старая открытка, где видны и дом Мельцеров, и дом Сахара + наш следующий герой:

-49

Дом Вебера

Построен задолго до соседей. Проект Карла-Густава Альштрема (еще один швед!). 1853 год. Вошел в историю благодаря Ивану Сергеевичу Тургеневу — здесь он жил несколько лет вскоре после постройки дома.

Большая Конюшенная, 13
Большая Конюшенная, 13

А еще этот адрес известен ленинградцам по магазину «Рапсодия».

-51

В парадной:

-52

источник

А это у входа: один из сохранившихся декроттуаров.

-53

Большую Конюшенную можно продолжать исследовать дальше, но наш путь — к Мойке через Волынский переулок. Поэтому вернемся на 100 метров обратно и повернем направо.

Волынский переулок
Волынский переулок

В Волынском переулке приметен дом Корсаковой — сразу после «замка» Мельцеров:

-55

Эклектика 1901 года от архитектора Пруссакова:

-56

Приближаемся к набережной. На том берегу виден фасад Главного штаба:

-57

Наш последний адрес на сегодня — Набережная Мойки, 32 / Волынский переулок, 2. Последний дом справа.

Дом Суворина – Музей печати

Первый дом на этом участке построен еще в 1723 и принадлежал шуту Петра I Луке Чистихину. Дальше — череда владельцев, имена которых нам ничего не скажут, пока в 1905 его не выкупил Алексей Алексеевич Суворин, издатель, наследник дела знаменитого отца. Дом достроен до 6 этажей по проекту архитектора Зонна + появился трехэтажный флигель под типографию.

Набережная Мойки, 32 / Волынский переулок, 2
Набережная Мойки, 32 / Волынский переулок, 2

Теперь здесь — Музей печати.

-59

А еще — музей-квартира с бывшей редакцией легендарных изданий и книжный магазин «Вита Нова».

Но обо всем по порядку.

Итак, заходим внутрь. Магазин «Вита Нова» продает, как они заявляют, «книги, которые станут библиографической редкостью».

-60

Это издания с великолепными иллюстрациями. Я приобрел себе здесь «Имперский Петербург» Феликса Лурье:

-61

А за дверями в глубине располагается Музей печати, где собраны артефакты суворинской типографии.

-62

Адресная книга «Весь Петербург», серия «Дешевая библиотека» с произведениями тех, кого мы называм классиками, — заслуга владельцев этого места. Так, например, Антон Павлович Чехов получил при жизни всероссийскую известность именно благодаря Суворину.

В экспозиции — наборный ящик:

-63

Печатный станок:

-64
-65

Переплетные механизмы:

-66

Весь типографский процесс — как на ладони.

-67

Если же пройти по коридору, то мы попадем в парадную — это жилая часть дома.

-68

Меблированные комнаты «Бристоль», затем — коммуналки. Были и большие квартиры. Поднимаемся на второй этаж.

-69

Где за этими дверями ныне — тоже музей.

-70

До прихода Суворина здесь была квартира в несколько комнат.

-71

В двух создана экспозиция «гостиная и музыкальный салон». Как обустраивал свою жизнь средний класс в начале XX века.

-72
-73

После 1905 года в квартире разместились редакции газет «Русь» и «Сельский вестник», издаваемые Сувориным. А 4 марта 1917 сюда явились вооруженные люди и заявили, что согласно постановлению Петросовета с этого дня тут будет редакция большевистской газеты «Правда». Прежним сотрудникам приказано очистить помещение.

Общая комната:

-74
-75

А эта стала кабинетом главного редактора, Владимира Ульянова:

-76

Вот такая история.

Выходим на улицу.

-77

Напоследок — фото 1989 года, для сравнения «было / стало»:

-78

До встречи и хороших вам прогулок!

P.S. Также приглашаю вас в Telegram-канал — выкладываю то, что не вошло в статьи на Дзен + анонсирую экскурсии по самым чудесным местам Петербурга.